решение по делу по иску Хомайко Е.Н. и др. к ТСЖ `донское` о признании неправомочным внеочередного общего собрания членов ТСЖ и др.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воронеж 26.01.2011г.

Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего-судьи Авдеевой С.Н., при секретаре Мезенцевой И.В., с участием адвоката Трегубовой Л.Б., истцов Хомайко Е.Н., Недоноскова Г.В., представителей ответчика – Красикова В.Н., Смольяниновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искам Хомайко Е.Н., Недоноскова Г.В., Субботина С.А. к Товариществу собственников жилья «Донское» о признании неправомочным внеочередного общего собрания членов ТСЖ и принятых на нем решений недействительными,

у с т а н о в и л:

Хомайко Е.Н., Недоносков Г.В., Субботин С.А. обратились в суд с исками к ТСЖ «Донское» о признании проведения общего внеочередного собрания членов ТСЖ и решений, принятых на нем, недействительными. В обоснование своих требований истцы указали, что являются собственниками квартир в доме <адрес>. 03.08.2010г. состоялось общее внеочередное собрание членов ТСЖ «Донское» многоквартирного жилого дома <адрес> (протокол ), которое было проведено с нарушениями норм Жилищного кодекса РФ и Устава ТСЖ «Донское», а принятыми решениями нарушены права и законные интересы истцов. До собрания они не могли ознакомиться со списком кандидатов в члены правления, что является нарушением п.14.4 Устава. Также они не могли заранее ознакомиться с информацией и материалами, которые будут представлены на собрании. Собрание было открыто, несмотря на отсутствие кворума, счетная комиссия не избиралась, никто не осуществлял подсчет голосов ни при решении вопроса об открытии собрания, ни в ходе его проведения и голосования по вопросам, включенным в повестку дня. Как следует из протокола, в собрании и голосовании приняли участие фактически только лишь 1/3 собственников квартир. Протокол не содержит сведений о количестве голосов, который имел каждый из присутствовавших на собрании. На требования истцов предоставить для обозрения доверенности 34 членов ТСЖ, указанных в протоколе и обладавших 20,483 % голосов, было отказано. По мнению истцов, на собрании отсутствовал кворум, необходимый для принятия решений и для открытия самого собрания. В нарушение Устава собрание вела ФИО1, которая не является членом товарищества, поскольку не имеет в собственности жилого помещения или его части, которая и была избрана в члены правления. Не соответствуют действительности и указанные в протоколе результаты голосования по второму вопросу повестки дня, поскольку истцы голосовали «против». Решения, принятые на собрании, и итоги голосования в установленный срок не были доведены до собственников помещений дома. Истцы просили признать проведение общего внеочередного собрания членов товарищества собственников жилья «Донское», состоявшееся 03.08.2010г., протокол и решений, принятых на нем, недействительными.

Исковые заявления Хомайко Е.Н., Недоноскова Г.В., Субботина С.А. при подготовке к судебному разбирательству определениями судьи от 18.10.2010г. и от 20.10.2010г. были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В ходе судебного разбирательства Хомайко Е.Н. обратилась с уточненным исковым заявлением, в котором по тем же основаниям просит признать общее внеочередное собрание членов товарищества собственников жилья «Донское» от 03.08.2010г. (протокол ) неправомочным, а принятые на нем решения недействительными.

В судебном заседании Хомайко Е.Н. требования и доводы, указанные в иске, поддержала.

В судебном заседании Недоносков Г.В. также поддержал исковые требования.

Истец Субботин С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменном возражении на иск представители ТСЖ «Донское» сослались на то, что согласно списку собственников жилья, присутствовавших или представивших доверенности для голосования на внеочередном общем собрании 3 августа 2010г., на собрании присутствовали члены ТСЖ, обладающие 29,737% голосов от общего числа голосов всех членов ТСЖ. Своим доверенным лицам выдали доверенности на право голосования члены ТСЖ, обладающие 23,575% голосов от общего числа всех членов ТСЖ. Таким образом, в собрании приняли участие 53,312% голосов, что свидетельствует о наличии кворума. Собрание было проведено по инициативе членов ТСЖ (жильцов дома), поскольку результатом бесхозяйственной деятельности бывшего руководства ТСЖ – председателя правления Хомайко Е.Н. и членов правления явилась громадная задолженность ТСЖ перед поставщиками коммунальных услуг. В частности, задолженность по электроэнергии в сумме <данные изъяты> руб. бывший председатель Хомайко Е.Н. намеревалась возложить непосредственно на жильцов дома, необоснованно увеличив сумму ежемесячных платежей до <данные изъяты> руб. с квартиры. Это обстоятельство явилось фактором, возмутившим всех жильцов дома, которые зная о том, что срок полномочий прежнего правления ТСЖ и председателя истек 10.07.2009г., решили созвать и провести внеочередное собрание членов ТСЖ с целью проведения перевыборов правления ТСЖ и проведения независимой аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ. Вновь избранное правление ТСЖ при проверке финансовых документов установило факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности прежнего руководства.

В судебном заседании представители ответчика - ТСЖ «Донское» Красиков В.Н. и Смольянинова А.И. также против иска возражали, полагая, что кворум для проведения собрания имелся, собрание было проведено правильно, принятые решения законны, вновь избранное правление провело большую работу по погашению долгов перед поставщиками коммунальных услуг.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав адвоката Трегубову Л.Б., представлявшую интересы ответчика и полагавшую, что оснований для удовлетворения иска не имеется, приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме <адрес>: Хомайко Е.Н. – квартиры (свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2001г.), Недоносков Г.В. – квартиры (свидетельство о государственной регистрации права от 27.10.2004г.), Субботин С.А. – <данные изъяты> доли квартиры (свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2001г.). Также истцы являются членами ТСЖ «Донское», что ответчиком не оспаривается.

Согласно Устава Товарищества собственников жилья «Донское», утвержденного собранием членов ПЖК «Донской» (собственников помещений) многоквартирного жилого дома (протокол от 12 сентября 2006 года) Товарищество собственников жилья «Донское» 150-квартирного жилого дома <адрес> создано путем реорганизации в форме преобразования Потребительского жилищного кооператива «Донской», является некоммерческой организацией, добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества дома, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Член Товарищества имеет право участвовать в деятельности товарищества как лично, так и через своего представителя, а также избирать и быть избранным органы управления товарищества (п.10.1.2).

3 августа 2010г. состоялось общее внеочередное собрание членов Товарищества собственников жилья «Донское» многоквартирного дома <адрес>, проведение которого и принятые на нем решения оформлены протоколом .

На собрании были приняты решения о переизбрании состава правления ТСЖ «Донское» (в которое входили истцы) и о проведении независимой аудиторской проверки финансовой деятельности ТСЖ «Донское» за период 2008-2010 г.г.

Истцы принимали участие в собрании, голосовали против принятых решений и полагают, что кворума для проведения собрания и принятия на нем решений не было.

Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья установлен статьей 146 ЖК РФ.

В соответствии с п.3 ст.146 ЖК РФ правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст.45 Жилищного кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Согласно п.3 ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Согласно Устава ТСЖ «Донское» общее собрание правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов членов товарищества (п.13.4).

Таким образом, в силу требований п.3 ст.146, п.3 ст.45 ЖК РФ и п.13.4.Устава, общее собрание членов ТСЖ правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества (или их представителей), и обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.

В протоколе указано, что кворум для открытия собрания имеется, при этом указано: количество членов кооператива – 175; кворум 87 человек (4917,42 кв.м. – 50%); присутствовали – 56 человек (3196,33 кв.м. – 32,5%); присутствовали по доверенности – 34 человека (2014,47 кв.м. – 20,483%).

В ходе судебного разбирательства представителями ответчика было представлено несколько списков членов ТСЖ.

В судебном заседании истец Хомайко Е.Н., оспаривая данные списки, указала, что в число членов ТСЖ не включен ФИО2 как собственник квартиры , а также не включен собственник квартиры , по квартире не два, а три собственника, а по квартире – два собственника, а не один, поэтому членов ТСЖ – 185 человек.

Представители ответчика с доводами Хомайко Е.Н. согласились и подтвердили, что членов ТСЖ – 185 человек.

Таким образом, в протоколе указано неверное количество членов ТСЖ.

Как уже указывалось, для правомочия собрания необходимо, чтобы на нем присутствовало более половины членов ТСЖ. В данном случае должно быть не менее 93 человек (или их представителей).

В протоколе указано, что присутствовало 56 человек, и по доверенностям – 34 человека.

В судебном заседании представитель ответчика Красиков В.Н. пояснил, что в собрании участвовало лично 49 человек, 14 человек присутствовало с доверенностью от супругов, и 31 член ТСЖ выдали доверенности. Данные пояснения также противоречат тому, что зафиксировано в протоколе . Фактически представителями ответчика подсчет кворума производился в ходе судебного разбирательства, а не на момент проведения собрания. Между тем, правомочность собрания должна проверятся на момент его проведения.

Исходя из данных протокола , в собрании принимало участие 56 членов ТСЖ лично и 34 представителя по доверенностям, что составит 90 членов ТСЖ, а это менее количества членов ТСЖ, требуемого для кворума.

Истцы в обоснование своих требований также ссылались на то, что доверенности на представителей были оформлены в ненадлежащем порядке.

Статья 146 ЖК РФ, которая регулирует порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, не устанавливает порядок оформления доверенностей представителям членов ТСЖ для участия в общем собрании. Не предусмотрено это и Уставом ТСЖ «Донское». Вместе с тем, при решении вопроса, касающегося правомочий общего собрания членов ТСЖ, ч.3 ст.146 ЖК РФ отсылает к положениям ст.45 ЖК РФ, которая регулирует порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, неотъемлемой частью которого является принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания.

Статья 48 ЖК РФ в связи с этим устанавливает, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (п.1).

Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ или удостоверена нотариально (п.2).

В силу п.4 ст.185 ГК РФ доверенность должна быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, или жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Учитывая, что товарищество собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, а общее собрание членов товарищества собственников жилья является собранием собственников помещений в многоквартирном доме, то и доверенность на голосование представителю члена ТСЖ – собственника помещения в многоквартирном доме должна быть оформлена в соответствии с требованиями п.2 ст.48 ЖК РФ.

Представленные в материалы дела доверенности на голосование удостоверены собственниками жилых помещений в многоквартирном доме , а не так как это требуется в соответствии с п.4 ст.185 ГК РФ, хотя в тексте самих доверенностей указано на удостоверение их в соответствии со ст.185 ГК РФ и ст.ст.44-48 ЖК РФ. Ненадлежаще удостоверенные доверенности не могут быть учтены ни при голосовании по вопросам повестки дня собрания, ни при подсчете кворума.

Доводы представителей ответчика о том, что доверенности не могли быть удостоверены иным способом, поскольку полномочия правления и председателя на момент проведения собрания истекли, суд находит не состоятельными. Как уже указывалось, в соответствии с п.4 ст.185 ГК РФ доверенность может быть удостоверена не только жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства, но и организацией, в которой доверитель работает или учится, а также в нотариальном порядке.

Кроме того, в силу п.15.1 Устава, несмотря на то, что председатель правления избирается сроком на два года, переизбрание и освобождение его от полномочий осуществляется по решению правления или общего собрания. Суду не представлено доказательств, что председатель правления Хомайко Е.Н. до проведения внеочередного собрания 3 августа 2010г. была переизбрана или освобождена от полномочий по решению правления или общего собрания. Истечение срока полномочий, предусмотренного Уставом, не влечет автоматического прекращения полномочий председателя правления, а лишь дает основание для его переизбрания или освобождения от полномочий по решению правления или общего собрания.

В соответствии с п.15.2 Устава председатель, действуя от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и уставом не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием.

Таким образом, доверенности на голосование могли быть заверены и действующим председателем ТСЖ «Донское» до его переизбрания или освобождения от полномочий.

Без учета доверенностей кворума ни для открытия собрания, ни для голосования по вопросам, поставленным на повестку, не имелось. А отсутствие необходимого кворума на собрании влечет недействительность принятых на нем решений. К тому же, как следует из буквального содержания протокола , при голосовании по вопросам повестки дня голоса по доверенностям не подсчитывались, а следовательно и не участвовали в голосовании.

Кроме того суд находит обоснованными доводы истцов о том, что ФИО1, не являющаяся собственником квартиры , не могла быть избрана на собрании в члены правления. Действительно, в соответствии с п.14.3 Устава, правление товарищества избирается из числа членов товарищества.

Согласно Устава членами Товарищества являются домовладельцы (физические или юридические лица), которым на праве собственности принадлежат жилые и/или нежилые помещения (их части или доли) в многоквартирном доме и которые в установленном законодательством порядке на общем собрании членов кооператива выразили свое волеизъявление преобразовать ПЖК в ТСЖ (п.7.1).

В дальнейшем членство в Товариществе возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в Товарищество (п.7.2).

Согласно выписки из ЕГРПН, собственником квартиры является ФИО3. Представители ответчика полагали, что поскольку ФИО1 является женой собственника квартиры, то она также является членом ТСЖ. Однако, данная позиция противоречит и действующему законодательству, регулирующему членство в ТСЖ, и Уставу ТСЖ.

Суд находит обоснованными и доводы истцов о нарушении п.14.4 Устава, согласно которого список всех кандидатов в правление представляется собственникам – членам товарищества не менее чем за 10 дней до собрания, на котором будут избираться члены правления. Как видно из представленного объявления о проведении собрания, список кандидатов в члены правления в нем не указан. Доказательств, что иным способом список кандидатов в правление был доведен до членов товарищества, суду не представлено.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать общее внеочередное собрание членов Товарищества собственников жилья «Донское», состоявшееся 3 августа 2010г., неправомочным, а решения, принятые на нем и оформленные протоколом от 03 августа 2010г., - недействительными.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через райсуд в течение 10 дней.

Судья Авдеева С.Н.