№ 2-1278/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01.07.2011 г. г. Воронеж Советский районный суд в составе: председательствующего – судьи Мещеряковой Е.А., при секретаре Князевой О.В., с участием истцов Крюченкова Е.В., Крюченковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Крюченковой Н.Ю., Крюченкова Е.В., Крюченкова Е.В. в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа г. Воронеж в лице Департамента муниципальной собственности, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Крюченков Е.В. и Крюченкова Н.Ю. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Воронеж в лице Департамента муниципальной собственности, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что он (Крюченков Е.В.) с 14.08.2009г. проживает и является нанимателем квартиры <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от 17.11.2010г. Совместно с истцом проживают: жена – Крюченкова Н.Ю. и несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2 Квартира в муниципальной собственности не значится, наймодателем является Воронежская КЭЧ Минобороны России. В передачи квартиры в собственность в порядке приватизации им было отказано в виду того, что квартира не внесена в реестр федерального имущества. Считают отказ в приватизации квартиры незаконным, просят суд признать право собственности по <данные изъяты> доли <адрес> в порядке приватизации за каждым. В судебном заседании истец Крюченков Е.В. исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные, изложенным в иске. В судебном заседании истец Крюченкова Н.Ю. исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные, изложенным, в иске. В судебное заседание представитель ответчика – Администрации городского округа г. Воронеж не явился, о дне слушания дела извещен в установленном законом порядке. В судебное заседание представитель ответчика – Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не явился, о дне слушания дела извещен в установленном законом порядке. Суд, выслушав доводы истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в <адрес> зарегистрированы: Крюченкова Н.Ю., Крюченков Е.В., ФИО1, ФИО2. (л.д. 16, 17). 17.11.2010 г. между Крюченковым Е.В. (наниматель) и Воронежской КЭЧ района (наймодатель) был заключен договор социального найма жилого помещения, по которому наймодатель обязался предоставить нанимателю в бессрочное возмездное владение и пользование жилое помещение, относящиеся к государственной собственности и закрепленное за Минобороны России, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 13-15). Из справки БТИ Советского р-на г. Воронежа, следует, что площадь квартиры 67,5 кв.м., из нее жилая 42,3 кв.м., квартира является изолированной (л.д.18, 19). Из имеющегося в материалах дела сообщения и заявления усматривается, что истцы обращались с заявлением в Департамент муниципальной собственности Управления жилищного фонда Администрации городского округа г.Воронежа о приватизации занимаемой квартиры. Однако получили отказ, из которого следует, что в соответствии со ст.6 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» (в ред. от 20.05.2002г.) «передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд». Квартира <адрес> в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавалась (л.д. 10, 21). Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляемыми государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в частности, право оперативного управления. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В ст. 2 этого же закона говориться о том, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 г. № 1453-Р федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, рекомендовано завершить до 31.12.2004г. передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с «Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения…». В Постановлении Конституционного суда РФ от 03.11.1998 года №25-П была сформулирована правовая позиция общего характера, согласно которой государство, закрепившее право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. Государство гарантирует при передаче имущества в собственность соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, что допустимо в случаях, если целевое назначение жилого помещения, место его назначения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. По сообщению от 01.02.2011г. Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны РФ не делегировало право передачи жилья Министерства обороны РФ начальнику ФГКУ «Воронежская КЭЧ района» в собственность граждан в порядке приватизации (л.д.12, 24). Однако указанные обстоятельства, а также факт не включения объекта недвижимости в реестр федерального (государственного) или муниципального имущества, не могут являться препятствием для осуществления гражданами их законных прав на приватизацию жилья, поскольку своевременное и должное оформление прав на недвижимость и включения его в соответствующий реестр является обязанностью не истца, а соответствующих государственных и муниципальных органов, учреждений, предприятий. Ненадлежащее исполнение данными органами своих обязательств не может являться препятствием для реализации истцом предоставленного ему законом права на приватизацию занимаемой им квартиры. Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. РЕШИЛ: Признать за Крюченковым Е.В. право собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> доли <адрес>. Признать за Крюченковой Н.Ю. право собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> доли <адрес>. Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> доли <адрес>. Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> доли <адрес>. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение 10 дней. Судья ; Мещерякова Е.А.