решение по делу по заявлению об оспаривании действий должностного лица, взыскании судебных расходов



№2-1005/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             28 апреля 2011 г.                                                                                         г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Очневой О.В.,

при секретаре Шайкине А.В.,

с участием заявителя ФИО1, его представителя – адвоката Струкова Ю.Д. и представителя начальника Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» Дехтярь Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий должностного лица, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица и взыскании судебных расходов, в котором указал, что в 1981 году был призван для прохождения срочной военной службы в Вооруженные Силы СССР, после окончания остался на сверхсрочной службе. В 1992 году был уволен в запас и с 31.12.1992 года поступил в государственную противопожарную службу МЧС России на должность <данные изъяты>, затем назначен <данные изъяты> в звании «<данные изъяты>». В 1994 году признан нуждающимся в удушении жилищных условий и включен в очередь на получение жилья. В связи с реорганизацией служба стала входить в состав ГУ МЧС России по Воронежской области и с заявителем был заключен контракт. В августе 1996 года по договору найма ему была предоставлена комната , общей площадью 19,4 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>. Согласно договора найма по окончании службы заявитель обязан освободить данную комнату. В 2008 году на собрании жильцов общежития ФИО1 стало известно об утрате документов, на основании которых он признан нуждающимся в жилье и был включен в очередь на его получение. 21.12.2010 года, вновь собрав все необходимые документы, он обратился с заявлением на имя начальника ГУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь. Однако ему было отказано, считает отказ неправомерным, в связи с чем просит суд признать отказ начальника ГУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» подполковника внутренней службы ФИО2 о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и в постановке в очередь на ее улучшение незаконным. Обязать его принять меры к рассмотрению жилищной комиссией ГУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» и признать заявителя нуждающимся в жилой площади с постановкой в очередь на ее получение по договору социального найма, взыскать госпошлину – <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг адвоката – <данные изъяты> рублей (л.д. 4-5).

Впоследствии ФИО1 уточнил исковые требования в части взыскания расходов на оплату услуг адвоката, просит взыскать данные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования в заявленном виде и указал, что в настоящее время он проходит службу в государственном учреждении «1 отряде Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» МЧС России в должности старшего <данные изъяты> части Советского района города Воронежа в звании – <данные изъяты> и обеспечен по установленным нормам служебной жилой комнатой в доме <адрес>. 21.12.2010 г. он обратился к начальнику Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» с заявлением, в котором в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» просил признать его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, на что ему было отказано.

Представитель заявителя – адвокат Струков Ю.Д. требования своего доверителя поддержал и указал, что в связи с предстоящим увольнением ФИО1 в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Представитель начальника Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» Дехтярь Д.В. полагал необходимым отказать в удовлетворении требований ФИО1, поскольку заявитель в настоящее время обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам, и согласно действующему законодательству, обеспечение граждан жильем по договору социального найма, в том числе проходящих внутреннюю службу в Федеральной противопожарной службе РФ, производится на общих основаниях в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 7, 8 ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники);

(см. текст в предыдущей редакции)

военнослужащих федеральной противопожарной службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

На сотрудников и военнослужащих Федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах Российской Федерации. На работников государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих Федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск министерства внутренних дел российской федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из Приказа № 189 от 17.04.2009 года «Об организации работы жилищно-бытовых комиссий по подчиненным подразделениям Главного управления» жилищно-бытовые комиссии создаются в целях обеспечения установленных законодательством РФ социальных прав и гарантий сотрудникам Главного управления «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Воронежской области», Главное управление «1 отряд ФПС по ВО» и др. и организуют работу в соответствии с действующим законодательством (л.д. 59).

Из методических рекомендаций по учету лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и распределению жилой площади, разработанных Департаментом развития инфраструктуры МЧС России усматривается, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях сотрудником подается в порядке подчиненности рапорт (заявление) и документы, указанные в приложении (л.д. 38-57,58).

В судебном заседании установлено, что 01 января 2008 года между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника главного управления МЧС России по Воронежской области и сотрудником ФИО1, был заключен контракт о прохождении последним, в соответствии с ФЗ «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами внутренней службы в должности <данные изъяты> сроком на 3 года.

Из копии удостоверения следует, что ФИО1 проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Воронежской области на должности <данные изъяты>

Таким образом, ФИО1 является сотрудником ФПС, а не военнослужащим, и на него не распространяется ФЗ «О статусе военнослужащих».

При этом, обеспеченный на период прохождения службы по установленным нормам служебной жилой комнатой в доме <адрес> общей площадью 19,4 кв.м., ФИО1 21 декабря 2010 года подал рапорт на имя начальника 1 отряда Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС по Воронежской области о признании его в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 66).

Начальником 1 отряда Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС по Воронежской области - подполковником внутренней службы ФИО2 рапорт заявителя для разрешения по существу был передан заместителю председателя жилищно-бытовой комиссии отдела - ФИО3, которая рассмотрела по существу и подготовила соответствующий мотивированный ответ, который в последующем, за подписью ФИО2 был направлен заявителю, в котором ему, помимо прочего было разъяснено, что сотрудники внутренней службы Федеральной противопожарной службы МЧС РФ в соответствии с действующим в настоящее время законодательством не могут быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по месту прохождения ими службы, и подлежат обеспечению им на общих основаниях органами местного самоуправления (л.д. 14).

Из содержания рапорта заявителя, а также из пояснений данных им и его представителем в судебном заседании следует, что ФИО1 обращался к начальнику 1 отряда Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС по Воронежской области о признании его нуждающимся и предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма именно в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», как военнослужащему, а не сотруднику внутренней службы, чьи права и законные интересы гарантируются ФЗ «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами внутренней службы, которыми обеспечение сотрудников внутренней службы МЧС России жилыми помещениями по договору социального найма не предусмотрено. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что жилищно-бытовая комиссия и начальник 1 отряда Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС по Воронежской области правомерно отказали заявителю в признании его нуждающимся и включении его в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма.

Помимо этого суд также учитывает, что заявителем при его обращении о признании нуждающимся в жилом помещении не были приобщены подтверждающие документы, чей перечень определен Приложением к Инструкции, что также послужило основанием в невозможности всестороннего рассмотрения его рапорта. Доводы заявителя о том, что необходимые документы были поданы им еще в марте 2010 года суд находит несостоятельными, поскольку за прошедший период (около 9 месяцев) жилищное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения его рапорта могли существенно измениться.

При этом ФИО1 было разъяснено, что для включения его в список нуждающихся для получения жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, ему необходимо обратиться в установленном порядке с соответствующим заявлением в органы местного управления по месту его жительства.

Кроме того, ФИО1 заявлено требование о взыскании в его пользу с ГУ «1 отряд ФПС по ВО» госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, оплаты услуг адвоката в размере – <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Однако, поскольку судом отказано в удовлетворении заявления ФИО1, не подлежат взысканию и судебные расходы.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявление не обосновано и не подлежит удовлетворению.

            Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий должностного лица, взыскании судебных расходов – отказать.

            Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

            Судья:                                                                           О.В. Очнева                       

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2011 г.