Дело № 2-478/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07.04.2011 г. г. Воронеж Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего судьи – Боевой Р.И., при секретаре Ворониной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в посещении суда гражданское дело по иску Лугового В.Н. к ФГОУ ВПО «Воронежский институт МВД России» о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по месту службы, с сохранением времени постановки на учет с 21.07.1995 года, УСТАНОВИЛ: Луговой В.Н. обратился в суд с иском к ФГОУ ВПО «Воронежский институт МВД России» о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения (на жилищный учет) по месту службы, с сохранением времени постановки на учет по прежнему месту службы, и о взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что в 1992 году он поступил на службу в органы внутренних дел, а именно в <данные изъяты>, в 2001 году преобразованную в <данные изъяты>, где с июля 1995 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения, и состоял в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21.07.1995 г. по 18.06.2009 г. Исключен из списков лиц <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он был в связи с переводом по службе в Воронежский институт МВД России. Приказом начальника Воронежского института МВД России от 18 ноября 2008 года он был назначен на должность <данные изъяты> филиала Воронежского института МВД России с сохранением времени постановки на учет по прежнему месту службы. На данный момент он (истец) проходит службу в должности <данные изъяты> Воронежского института МВД России, и по настоящее время службу в ОВД не прекращал. В сентябре 2010 года он подал рапорт руководству института с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. Однако в октябре 2010 года ему было неправомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. Данное решение существенно нарушает его права и законные интересы, предусмотренные Конституцией РФ, жилищным законодательством, ведомственными и локальными нормативными правовыми актами, поскольку он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения (на жилищный учет) по месту службы, с сохранением времени постановки на учет по прежнему месту службы. Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика поставить его (Лугового В.Н.) с составом семьи три человека: он, его жена Луговая О.В. и дочь ФИО1, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по месту службы с 28.09.2010 года, с сохранением времени постановки на учет с 21.07.1995 года. В судебном заседании истец Луговой В.Н. уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, уточнил, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он обратился к ответчику 25.09.2010 г. Представитель истца Грибанов Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что правоотношения по постановке на жилищный учет являются длящимися, возникли с 1995 года, в связи с чем к ним применяются нормы ЖК РСФСР. Также согласно приказу МВД № от 24.05.2003 г. лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий включаются в список бесквартирных лиц, истец же ни в <адрес>, ни в Воронеже не имеет своего жилого помещения. Возможность постановки на жилищный учет также предусмотрена и Положением о жилищно-бытовой комиссии. Представитель ответчика по доверенности Ивченко В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что учет и постановка на учет при переводе сотрудников из одного субъекта в другой с сохранением даты его постановки на учет по предыдущему месту службы противоречит закону. Нормы п. 6.3 Положения о жилищно-бытовой комиссии касаются только сотрудников, перемещаемых в пределах одной местности. Согласно отзыву на иск представителя ответчика по доверенности Сорокиной В.И., у Воронежского института МВД России в настоящее время отсутствуют правовые основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включения в список граждан на предоставление жилой площади Лугового В.Н., поскольку в случае если сотрудник переведен для дальнейшего прохождения службы из одного субъекта РФ в другой, а Луговой В.Н. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы в <адрес>, то сохранение даты постановки его на жилищный учет по прежнему месту службы, в настоящее время не предусмотрено ни действующим законодательством РФ, ни ведомственными нормативными правовыми актами. В соответствии же со ст.52 ЖК РФ с 1.03.2005 г. принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту их работы (службы) не предусмотрено, и такой учет осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства (л.д. 22-23). Третье лицо Луговая О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 75). Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Исходя из справки ВИ МВД России от 02.06.2010 г., Луговой В.Н. является сотрудником органов внутренних дел с 01.10.1992 года (приказ <данные изъяты> от 28.09.1992 г. №) по настоящее время, состоит в должности <данные изъяты> с 27.04.2010 г. (приказ ВИ МВД России от 27.04.2010 г. №), по контракту сроком на 5 лет (контракт о службе в ОВД от 27.04.2010 г. №) (л.д. 9). В соответствии со списком сотрудников <адрес> филиала МосУ МВД России, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья по состоянию на 10.07.2008г. Луговой В.Н., в составе семьи – 3 человека, стоял на учете с 21.07.1995 г., как нуждающийся в получении жилья (л.д. 62-66). Согласно справке <данные изъяты> филиала Московского университета МВД России от 11.05.2010 г. Луговой В.Н. состоял в списках лиц <данные изъяты> филиала Московского университета МВД России, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21.07.1995 г. по 18.06.2009 г. В июне 2009 года был исключен из списков в связи с прекращением трудовых отношений с филиалом и переводом в <данные изъяты> филиал Воронежского института МВД России (л.д. 15). В соответствии со справками паспортного стола, справками ГИБДД УВД, поквартирной карточки Луговой В.Н., его жена Луговая О.В. и дочь ФИО1, во время прохождения истцом службы в <адрес> проживали в общежитии ГИБДД УВД, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 42-47, 50-54, 72). Согласно справке межрайонного отделения по <адрес> № ГУП «<данные изъяты>» по состоянию на 19.12.2007 г. за Луговым В.Н. индивидуальных домовладений в <адрес> не значится (л.д. 55). Исходя из справки ГУП «<данные изъяты>» по состоянию на 21.03.2011 г. за Луговой О.В., ФИО1 квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и <адрес> не значится (л.д. 73). Согласно выписке из приказа начальника Воронежского института МВД России № л/с от 18.11.2008 г. Луговой В.Н., прибывший из <данные изъяты> филиала Московского университета МВД России, назначен на должность <данные изъяты> с 02.12.2008 г. по контракту сроком до 31.08.2009г., с сохранением времени постановки на очередь по прежнему месту службы (л.д. 57). В соответствии с выпиской из домовой книги и ксерокопии листов паспорта Луговой В.Н. с 14.08.2009 г. зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 56, 58) Согласно уведомлению Управления Росреестра по <данные изъяты> области сведения о правах Лугового В.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимости в Едином Государственном реестре прав этого субъекта отсутствуют (л.д. 59). В соответствии со справкой ОГУП «<данные изъяты>» в <адрес> за Луговым В.Н. частного дома или квартиры не значится (л.д. 61). Согласно выписке из приказа начальника Воронежского института МВД России от 27.04.2010 г. № л/с Луговой В.Н. с 27.04.2010 г. был назначен на должность <данные изъяты>, по контракту сроком на пять лет (л.д. 16) 25.09.2010 г. Луговой В.Н. обратился на имя начальника ВИ МВД России с рапортом о включении его (Лугового) в очередь для улучшения жилищных условий (л.д. 14). Однако, 07.10.2010г. Луговому В.Н. было отказано в включении его в список граждан на предоставление жилой площади (л.д. 10). Таким образом, истец, проходя службу в органах внутренних дел, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения с 21.07.1995 г., однако ни в <адрес>, ни в <адрес>, ни в <адрес>, где истец проходил службу, ему жилье фактически предоставлено не было, и на настоящий момент истец Луговой В.Н. не обеспечен жилой площадью. Согласно п. 4 Положения о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади, утвержденному приказом МВД РФ от 24.05.2003 N 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников. В соответствии с п. 18 указанного положения сотрудники, проходящие службу или перемещаемые для дальнейшей службы по контракту, обеспечиваются жилой площадью за счет созданного в органах внутренних дел необходимого служебного жилищного фонда. Довод представителя ответчика, что в настоящее время в Воронежском институте МВД России в настоящее время не ведется учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не может быть принят во внимание, поскольку согласно ч.6 Положения о жилищно-бытовой комиссии Воронежского института МВД России, утвержденной приказом начальника ФГОУ ВПО «Воронежский институт МВД России» № от 23.11.2009 г. в данном учреждении создана и функционирует жилищно-бытовая комиссия, которая принимает решение о постановке сотрудника (работника) на жилищный учет или отказе в постановке на учет, оформляет учетные жилищные дела сотрудников (работников), подавших документы для решения вопроса о постановке (восстановлении) на учет, в соответствии с утвержденной очередностью распределяет поступившую в институт жилую площадь в жилых домах, служебных помещениях и общежития и т.д. (л.д. 29-33). Ссылка представителя ответчика на ст.52 ЖК РФ, в соответствии с которой с 01.03.2005г. принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту их работы (службы) не предусмотрено, и такой учет осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства, не может быть принята во внимание, поскольку истец проходит службу в органах внутренних дел с 1992 года, и правоотношения по его постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по месту службы возникли еще до принятия ЖК РФ, а основывались на нормах ЖК РСФСР, предусматривающих возможность такого учета по месту работы (ст. 30, 31). В соответствии же со ст.5 ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ. При этом, исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П, положения указанной статьи в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Исходя из чего, истец, состоявший с 1995 года в период службы в <данные изъяты> филиале Московского университета МВД России на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до его направления для прохождения службы в Воронежский институт МВД России имеет право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении по месту работы. Тем более, что данное право истца при переводе его в Воронежский институт МВД России признавал и ответчик, поскольку исходя из приказа начальника Воронежского института МВД России № л/с от 18.11.2008 г., на основании которого истец был назначен на должность <данные изъяты> филиала по служебной подготовке Воронежского института МВД России, за Луговым В.Н. сохранялось время постановки на очередь по прежнему месту службы (л.д. 57). Суд не принимает во внимание и довод представителя ответчика о том, что истец выехал на место жительства в другой субъект федерации, что является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилым помещением истец обеспечен не был. Тем более, что изменение места жительства и проживание в конкретном населенном пункте для истца предопределяются интересами службы, и такое ограничение не должно умалять его права на получение жилья. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Лугового В.Н. подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что Луговой В.Н. обратился к начальнику Воронежского института МВД России с рапортом о включении его в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий 25.09.2010 г., то и срок постановки его на учет должен исчисляться с данной даты, а не с 28.09.2010 г., как это указал истец Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ФГОУ ВПО «Воронежский институт МВД России» принять Лугового В.Н., с составом семьи три человека: он – Луговой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жена – Луговая О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по месту службы с 25 сентября 2010 года, с сохранением времени постановки на учет с 21 июля 1995 года. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Судья: Р.И. Боева