РЕШЕНИЕ 22.09.2011 г. г. Воронеж Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Кожевниковой А.Б., при секретаре Степиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очеретяновой М.Е. к Управе Советского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет и понуждении к постановке на учет, УСТАНОВИЛ: Очеретянова М.Е. обратилась в суд с иском к Управе Советского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет и понуждении к постановке на учет, указывая, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Своего жилья в настоящее время она не имеет, проживает с семьей внучки, являясь при этом членом ее семьи, в квартире площадью 27,8 м2, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной квартире кроме нее проживают и зарегистрировано еще 2 человека: ФИО1 (муж внучки), ФИО2 (его мать). Таким образом, на 1 члена семьи приходится менее 11 м2, что находится ниже уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. В связи с этим она обратилась в Управу Советского района городского округа г. Воронеж с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий. 25.04.2011 г. она получила ответ на указанное заявление в виде Постановления Руководителя Управы Советского района городского округа г. Воронеж за № «Об отказе Очеретяновой М.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий». В обоснование отказа положен тот факт, что она 13.01.2011 г. продала принадлежащую ей на праве собственности долю в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Отказ основан на подпункте 3 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ (не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок). До 13.01.2011 г. ей принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Общая площадь фактически используемого ею жилого помещения составляла 30,8 м2. Данное жилое помещение требовало капитального ремонта, чего она не могла сделать в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья и недостаточностью денежных средств. 26.07.2010 г. она была признана <данные изъяты> с третьей – высшей степенью ограничения к самообслуживанию, передвижению и трудовой деятельности. ВКК установила ей диагноз: <данные изъяты>. В связи с этим она в последние годы проживает с семьей внучки, т.к. сама не может передвигаться и обслуживать себя. По этой же причине она не может проживать в <адрес>, т.к. там за ней некому будет ухаживать. Кроме того, на лечение были необходимы денежные средства, которые ей взять было также неоткуда, пенсии на это не хватало. По этим причинам ей пришлось продать вышеуказанный индивидуальный жилой дом. Полученных по договору купли-продажи денежных средств в размере <данные изъяты> руб. на приобретение квартиры в г. Воронеже ей не хватило. Поэтому она решила воспользоваться принадлежащим ей правом на представление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Полученный от Управы Советского района городского округа г. Воронеж отказ лишает ее права социальной поддержки, она вынуждена ютиться в небольшой однокомнатной квартире с семьей из трех человек. В связи с этим просит суд признать незаконным отказ Управы Советского района городского округа г. Воронеж в постановке ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Управу Советского района городского округа г. Воронеж поставить ее на данный учет. В судебное заседание истица Очеретянова М.Е. не явилась, о дне слушания дела извещена в установленном законом порядке. В судебном заседании истицы по доверенности – Будкова Н.И. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика – Управы Советского района городского округа г. Воронеж по доверенности – Ситайло С.А. иск не признала, считает его незаконным и необоснованным. Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела – Очеретянова М.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 20), который находился в удовлетворительном состоянии, но требовал ремонта (л.д. 20, 29), что усматривается из ответов Администрации <адрес>. 13.01.2011 года Очеретянова М.Е. продала домовладение (л.д. 16 – 17) и зарегистрировалась в <адрес>, принадлежащей на праве собственности супругу внучки – ФИО1 (л.д. 23). В квартире зарегистрировано 3 человека. С учетом площади данной квартиры – 27,8 м2, на каждого проживающего приходится менее 11 м2 площади. В связи с этим она обратилась в управу Советского района городского округа г. Воронеж с заявлением о постановке на жилищный учет, как лицо, имеющее право на социальную поддержку. Постановлением Руководителя Управы Советского района городского округа г. Воронеж за № от 25.04.2011 года Очеретяновой М.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано. Данный отказ суд считает обоснвоанным по следующим основаниям. В силу требований п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ – Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ – гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Воронежской области от 30.11.2005г. №71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» – отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случае, если: не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством. Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В связи с тем, что Очеретянова М.Е. ухудшила свои жилищные условия в январе 2011 г., Управой Советского района городского округа г. Воронеж правомерно отказано в постановке на жилищный учет. Доводы представителя заявителя Будковой Н.И. о том, что продажа дома являлась вынужденной мерой, т.к. Очеретянова М.Е. является больным и престарелым человеком, и ей необходимо было переехать в город, суд считает несостоятельными, т.к. законом не предусматриваются вышеуказанные обстоятельства как основание для постановки на жилищный учет. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат. РЕШИЛ: Исковые требования Очеретяновой М.Е. к Управе Советского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет и понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней. Судья: