№2-1686/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011 года г.Воронеж Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего - судьи Милютиной С.И., при секретаре Диминтиевской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Металлинвест Плюс» о понуждению к исполнению требований законодательства о занятости населения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г.Воронежа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Металлинвест Плюс» о понуждении к устранению нарушений законодательства о занятости населения. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района поступило обращений ОГУ «Центр занятости населения Советского района» о предприятиях, не выполняющих требования Закона Воронежской области от 03.05.2005г. № 22-03 «О квотировании рабочих мест для инвалидов». В результате проверки установлено, что наряду с другими организациями, ООО «Металлинвест Плюс», имеющее численность работников более ста человек, не представляет в установленном порядке в центр занятости населения информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В объяснениях, данных прокуратуре района, представитель ответчика пояснил, что в условиях экономического кризиса, снижения покупательской способности населения, падения объемов реализации продукции и отсутствием вакантных рабочих мест сведения о наличии рабочих мест для инвалидов в центр занятости не направлялись. Статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Согласно ст. 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст.4 Закона Воронежской области «О социальной защите населения» такая квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников. ФЗ «О занятости населения в РФ» обязывает работодателей ежемесячно предоставлять информацию органам службы занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Среднесписочная численность работников ООО «Металлинвест Плюс» составляет 241 человек. В нарушение указанных норм закона на предприятии не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а соответствующая информация в службу занятости не представляется. В этой связи, истец просил признать неправомерным бездействие ООО «Металлинвест Плюс» по непредставлению в ОГУ «Центр занятости населения Советского района г.Воронежа» сведений о квотировании рабочих мест для инвалидов, обязать ООО «Металлинвест Плюс» в соответствии с требованиями законодательства ежемесячно предоставлять в ОГУ Центр занятости населения Советского района сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов в размере 3 % к среднесписочной численности работников. В судебном заседании старший помощник прокурора Сергеева О.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что действующее законодательство обеспечивает исполнение социальных гарантий, его исполнение является обязанностью работодателя. Организации, предприятия должны обеспечивать предоставление рабочих мест в соответствии с установленными квотами и предоставлять в службы занятости информацию и наличии рабочих мест. Представитель ответчика по доверенности Мещеряков А.В., по существу, иск признал. Вместе с тем пояснил, что на предприятии фактически работают инвалиды в количестве 3-10 человек, что в процентном соотношении к среднесписочной численности работников составляет 3%, установленные законом. Они полагали, что в этом случае информацию в центр занятости предоставлять было не нужно. Представитель третьего лица - ОГУ Центр занятости населения Советского района - по доверенности Сушилова Н.В. с иском согласилась, просила его удовлетворить. Ответчик информацию о квотировании рабочих мест в Центр занятости не предоставляет, чем нарушает требования Закона. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закона) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В ст. 9 Закона указано, что реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; В силу ст. 20 Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: - установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; - резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; - стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; - создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; - создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; - организации обучения инвалидов новым профессиям. Согласно статье 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области «О социальной защите населения» такая квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников. Работодатель в соответствии с п.3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в РФ» обязан ежемесячно предоставлять информацию органам службы занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также указано, что работодатель в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязан предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Материалами дела установлено, что согласно информации, предоставленной ООО «Металлинвест Плюс» по состоянию на май 2011 года, среднесписочная численность работников предприятия составляет 241 человек, численность работающих инвалидов не указана. Из отчета ОГУ Центр занятости населения Советского района по контролю за выполнением работодателями требований законодательства о предоставлении информации о трудоустройстве инвалидов, направленного в прокуратуру района, усматривается, что ООО «Металлинвест Плюс» такую информацию в службу занятости не предоставляет (л.д.17, 28-31). Представитель ответчика факт не предоставления сведений о квотировании рабочих мест для инвалидов не оспаривал. Таким образом, в судебном заседании было установлено и подтверждено имеющимися в материалах дела письменными доказательствами нарушение ответчиком норм действующего законодательства, касающихся ежемесячного предоставления информации в ОГУ Центр занятости населения Советского района о квотировании рабочих мест для инвалидов в размере 3 % к среднесписочной численности работников. На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора Советского района г. Воронежа подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Металлинвест Плюс» ежемесячно предоставлять в областное государственное учреждение Центр занятости населения Советского района сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов в размере 3 % к среднесписочной численности работников. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд. Судья Милютина С.И.