решение по делу по иску прокурора Советского района г. Воронежа к МОУ СОШ, администрации г.о.г. Воронеж о понуждении к устранению нарушений законодательства



дело № 2-2115/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Степанищевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Воронежа к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ ), Администрации городского округа город Воронеж о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии, антитеррористического законодательства,

установил:

Прокурор Советского района г. Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии со ст. 2 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается обязательным соблюдением гражданами и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Обязанность по выполнению требований санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений предусмотрена ст. 28 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года.

В соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка, на котором расположено общеобразовательное учреждение, должна быть ограждена забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями. Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 года, вступивших в силу 01.09.2011 года, также предусмотрена необходимость ограждения территории общеобразовательного учреждения забором.

В ходе проведенной прокуратурой Советского района проверки с привлечением специалистов управления Роспотребнадзора, ОУУП и ПДН ОП УМВД России по г. Воронежу в МОУ СОШ выявлено нарушение данного требования – ограждение территории участка школы произведено не в полном объеме: отсутствует ограждение участка со стороны фасада, справой стороны от фасада здания.

Как следует из объяснений директора МОУ СОШ , причиной указанных нарушений является недостаточность финансирования из бюджета городского округа город Воронеж.

Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию школы, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, ослабляет антитеррористическую защищенность, которая является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 31 указанного Закона к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с Уставом МОУ СОШ , утвержденным Постановлением главы г.о.г. Воронеж от 29.07.2009, учредителем указанного учреждения является администрация г.о.г. Воронеж. Согласно п. 6.1 Устава, все имущество учреждения является муниципальной собственностью г.о.г. Воронеж, и находится в оперативном управлении учреждения.

Ссылаясь на положения ст. 120 ГК РФ (с учетом введения в действие внесенных в неё изменений согласно федеральному закону № 83-ФЗ), прокурор просил суд обязать МОУ СОШ г. Воронежа устранить нарушения требований Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.2003 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в части ограждения территории образовательного учреждения забором, установив ограждение участка со стороны фасада, а также с правой стороны от фасада здания. При недостаточности денежных средств у МОУ СОШ для выполнения заявленных требований обязать учредителя образовательного учреждения – администрацию г.о.г. Воронеж выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Воронежа Хром И.А. заявленные исковые требования поддержала.

<данные изъяты> МОУ СОШ Левин Н.И. в судебном заседании пояснил, что с иском согласен, но отсутствие финансирования не позволяет установить ограждение территории школы. По неподтвержденным данным часть необходимой суммы обещают выделить уже в этом году.

Представитель ответчика администрации г.о.г. Воронеж по доверенности Дзырук И.В. иск не признала, поскольку выделение денежных средств из бюджета происходит в соответствии с решением Воронежской городской Думы «О бюджете городского округа город Воронеж» на соответствующий год.

Департамент финансово-бюджетной политики и Департамент образования, привлеченные судом к участию в деле (л.д. 38), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

12.08.2011 года прокуратурой Советского района г. Воронежа с привлечением специалиста управления Роспотребнадзора, инспектора ОУУП и ПДН ОП УМВД России по г. Воронежу была проведена проверка в МОУ СОШ , в ходе которой установлено, что ограждение территории участка школы произведено не в полном объеме, отсутствует ограждение со стороны фасада, с правой стороны фасада здания, со стороны, противоположной фасаду (л.д. 7); получено объяснение директора учреждения (л.д. 31).

Статьёй 2 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 3 Закона №52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Обязанность по выполнению санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм предусмотрена также ст. 28 вышеназванного закона №52-ФЗ.

С целью предотвращения неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, разработаны Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, введенные в действие с 01.09.2011 года.

В соответствии с п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию образовательного учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье детей.

Таким образом, требования прокурора о возложении на МОУ СОШ обязанности по установке ограждения территории земельного участка школы подлежат удовлетворению.

В силу требований ст. 32 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 31 указанного закона к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Суду представлен Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа , утвержденный постановлением главы г.о.г. Воронеж от 29.07.2009 г., в соответствии с п.п. 1.4 которого, учредителем МОУ СОШ является администрация городского округа город Воронеж. Согласно п. 6.1 Устава, все имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Воронеж и находится в оперативном управлении Учреждения (л.д. 8-26).

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ, введенным в действие с 01.01.2011г. Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ», бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Абзац шестой пункта 2 статьи 120 в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Принимая во внимание, что правоотношения между МОУ СОШ и его учредителем возникли до 01.01.2011г., суд приходит к выводу, что в случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ ) на учредителя образовательного учреждения – Администрацию городского округа город Воронеж следует возложить субсидиарную ответственность по выделению за счет казны городского округа город Воронеж необходимых денежных средств для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа , расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения требований Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.2003 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года , установив ограждение территории участка школы со стороны фасада, а также с правой стороны от фасада здания.

При недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа для выполнения заявленных требований по установке ограждения территории, обязать администрацию городского округа город Воронеж выделить за счет казны городского округа город Воронеж необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Косенко В.А.