решение по делу по иску и.о. прокурора Советского района г. Воронежа к МОУ СОШ № и др. о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании и др.



2-2114/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.09.2011 г. г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Котенко Т.Т., при секретаре Таратыновой И.А., с участием помощника прокурора Хром И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. Прокурора Советского района города Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ ), Администрации городского округа город Воронеж о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии, антитеррористического законодательства,

установил:

И.о. Прокурора Советского района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ ), указывая, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки с привлечением специалистов управления Роспотребнадзора, ОУУП и ПДН ОП Управление МВД России по г. Воронежу в МОУ СОШ , расположенном по адресу: <адрес>, выявлено нарушение требований п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. , а именно – ограждение территории участка школы произведено не в полном объеме, отсутствует ограждение участка со стороны фасада здания, а также нарушена целостность ограждения со стороны, противоположной фасаду, тогда как согласно п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02, территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями. Как следует из объяснения заместителя директора МОУ СОШ , причиной указанных нарушений является недостаточность финансирования из бюджета городского округа г. Воронеж. В соответствии с п.п. 1.4 Устава МОУ СОШ , утвержденного постановлением главы городского округа г. Воронеж от 29.07.2008 г., учредителем данного учреждения является администрация городского округа г. Воронеж. На основании п. 6.1 Устава, все имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа г. Воронеж и находится в оперативном управлении учреждения. В связи с вышеизложенным истец вынужден обратиться в суд и просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа , расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения требований Закона РФ №3266-01 от 10.07.1992 г. «Об образовании», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.2003 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в части ограждения территории образовательного учреждения забором, установив ограждение участка по фасадной стороне здания и восстановив целостность ограждения со стороны, противоположной фасаду здания. При недостаточности денежных средств у МОУ СОШ для выполнения заявленных требований обязать учредителя образовательного учреждения – администрацию городского округа г. Воронеж выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Советского района г. Воронежа Хром И.А. иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – МОУ СОШ <данные изъяты> Дорофеев А.В. в судебном заседании иск признал, пояснив, что действительно отсутствие заграждения нарушает санитарные нормы, а также нарушается и безопасность детей и педагогов на территории школы из-за отсутствия ограждения. Он последние 2 года подавал заявки на выделение денежных средств для установления ограждения, но она не исполняется из-за отсутствия финансирования.

Представитель ответчика – администрации городского округа г. Воронеж – по доверенности Мальцева Е.А. в судебном заседании иск не признала.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки 12.08.2011 г. в период времени с 13 час. 00 мин. по 14 час. 00 мин. с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по ВО, ОУУП и ПДН ОП Управления МВД России по г. Воронежу в МОУ СОШ , расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что ограждение территории участка школы произведено не в полном объеме, отсутствует полностью ограждение участка с лицевой стороны фасада. Кроме того, с левой стороны фасада здания, а также со стороны противоположной фасаду нарушена целостность ограждения (л.д. 36).

Из объяснения заместителя директора МОУ СОШ следует, что причиной отсутствия ограждения вокруг территории школы является отсутствие финансирования. Руководство школы обращалось в письменной форме о выделении денежных средств для установки ограждения вокруг школы. Финансирование до сих пор не поступало для устранения этого нарушения (л.д. 35).

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья.

Согласно ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 28 вышеуказанного ФЗ предусмотрена обязанность по выполнению требований санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм.

С целью предотвращения неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, разработаны Санитарно –эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821-10),утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189

В соответствии с п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10), территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Аналогичная норма содержалась и в СанПиН 2.4.2.1178-02«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.11.2002 г., которыми определены требования, в том числе к участку общеобразовательного учреждения. Данные правила утратили силу с 01.09.2011г. в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.

В частности п. 2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02 предусматривал, что территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями

При этом представитель ответчика МОУ СОШ Дорофеев А.В. в судебном заседании не отрицал, что имеет место нарушение требований п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 и, действительно, не в полном объеме установлено ограждение территории участка школы.

Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию образовательного учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье детей.

Таким образом, требования и.о. прокурора о возложении на МОУ СОШ обязанности по установке ограждения территории земельного участка школы подлежат удовлетворению.

В силу требований ст. 32 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 31 указанного закона к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Суду представлен Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа , утвержденный постановлением главы городского округа г. Воронеж от 21.06.2009 г., в соответствии с п.п. 1.4 которого, учредителем МОУ СОШ является администрация городского округа город Воронеж. Согласно п. 6.1 Устава, все имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Воронеж и находится в оперативном управлении Учреждения (л.д. 12-33).

В соответствии с абз.6 п. 2 ст. 120 ГК РФ, введенным в действие с 01.01.2011г. Федеральным звконом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные актц РФ», бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Абзац шестой пункта 2 статьи 120 в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Принимая во внимание, что правоотношения между МОУ СОШ и его учредителем

возникли до 01.01.2011г., потому суд приходит к выводу, что в случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ ) на учредителя образовательного учреждения – Администрацию городского округа город Воронеж следует возложить субсидиарную ответственность по выделению за счет казны городского округа город Воронеж необходимых денежных средств для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу (МОУ СОШ ) установить ограждение территории земельного участка школы.

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МОУ СОШ ) для выполнения требований п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. обязать учредителя образовательного учреждения – Администрацию городского округа город Воронеж выделить за счет казны городского округа город Воронеж необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в Воронежский Областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Т.Котенко