РЕШЕНИЕ 27.10.2011 г. г. Воронеж Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Кожевниковой А.Б., при секретаре Степиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по включению в квитанции по оплате коммунальных услуг строки ПЗУ, УСТАНОВИЛ: Воскобойник Л.А. и Воскобойник К.Д. обратились в суд с иском к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по включению в квитанции по оплате коммунальных услуг строки ПЗУ, указывая, что они являются собственниками квартиры <адрес>. С 04.05.2008 г. в качестве управляющей организации выступает ОАО «Управляющая компания Советского района». ОАО «Управляющая компания Советского района» выставила требования об оплате отдельных (вне рамок услуги на содержание и ремонт жилья в целом) услуги по содержанию домофона. Считают предоставление им данной услуги незаконным, нарушающим их права потребителя по следующим основаниям. Домофон является объектом общего имущества многоквартирного дома. В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в частности, указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Однако собственники помещений многоквартирного дома <адрес> каких-либо решений об установлении услуги по содержанию домофона (вне рамок услуги на содержание и ремонт жилья в целом) не принималось, тарифов и расценок на эту услугу не устанавливалось. Таким образом, содержание и техническое обслуживание домофонов является составной частью услуги по содержанию и ремонту жилья. Поскольку услуга по содержанию домофона выделена из состава услуги по содержанию и ремонту жилья и носят самостоятельный характер, то она носит дополнительный характер и тем самым нарушается их (истцов) право на свободный выбор услуг. Недобросовестными действиями ответчика, в том числе вовлечением в судебную тяжбу, им причинен моральный вред в размере – <данные изъяты> руб. В связи с этим просят суд признать незаконным со стороны ответчика ОАО «Управляющая компания Советского района» предоставление дополнительной услуги по содержанию домофона в доме <адрес> вне рамок услуги по содержанию и ремонту жилья, взыскать с ОАО «Управляющая компания Советского района» в их пользу моральный вред в размере – <данные изъяты> руб. В судебном заседании истцы Воскобойник Л.А. и Воскобойник К.Д. исковые требования поддержали, уточнив их, просили признать незаконными действия ОАО «Управляющая компания Советского района» по включению в квитанцию по оплате коммунальных услуг оплату за переговорочно-замочные устройства по дому № по <адрес> и понуждении осуществлять оплату данных услуг по статье «содержание и ремонт», с ОАО «Управляющая компания Советского района» в их пользу моральный вред в размере – <данные изъяты> руб. В судебном заседании представитель ОАО «Управляющая компания Советского района» по доверенности – Зайцева О.И. исковые требования не признала. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ – собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) и т.д. В силу требований ч. 2, 3 ст. 154 ЖК РФ – плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В соответствии с ч. 1, 4 ст. 158 ЖК РФ – собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела – Воскобойник Л.А. и Воскобойник К.Д. являются собственниками квартиры <адрес>. 04.05.2008 года Воскобойник Л.А. заключила с ОАО «Управляющая компания Советского района» договор № управления многоквартирным домом (л.д. 4 – 11). Судом установлено, что установка домофона производилась силами организации, выбранной собственниками помещений самостоятельно, в данном случае это ИП ФИО1 ОАО «Управляющая компания Советского района» установкой и обслуживанием домофонов не занимается. Согласно Постановления Исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 11.08.1998 г. № 537 «О принятии мер для обеспечения сохранности жилищного фонда» – денежные средства, поступающие от населения за обслуживание входных дверей с домофонами, включаются в единый платежный документ, как за отдельный вид услуг. Договоры на установку и техническое обслуживание домофонов многоквартирного дома <адрес> ОАО «Управляющая компания Советского района» с какой-либо организацией не заключались, т.к. данный вид услуг относится к разрядку «дополнительных», и указанные договоры заключаются собственниками самостоятельно. ОАО «Управляющая компания Советского района» после заключения собственниками договоров с ИП ФИО1, заключило в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 11.08.1998 г. № 537 «О принятии мер для обеспечения сохранности жилищного фонда», договор № от 16.06.2009 г., согласно условиям которого УК принимает на себя обязательство по обеспечению автоматизированного учета и расчетов с жильцами за услуги по обслуживанию домофона (л.д. 23-24). В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 20.11.2009 г. № 269 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» – содержание домофонов не является жилищно-коммунальной услугой, а является дополнительной услугой, направленной на уменьшение риска криминальных проявлений и их последствий, способствующих защите проживающих в жилом доме людей и минимизации возможного ущерба при возникновении противоправных действий: применение взрывозащитных конструкций, установок домофонов, кодовых замков, систем охранной сигнализации, защитных конструкций оконных проемов в первых, цокольных и верхних этажах, в приямках подвалов, а также дверей входных, ведущих в подвал, на чердаках (другие помещения). Согласно п. 5.6.2 постановления Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» – в состав общего имущества многоквартирного дома включаются автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома. Автоматически запирающиеся устройства (АЗУ) и переговорно-замочные устройства (ПЗУ или домофоны) не являются идентичными техническими устройствами, что следует из Рекомендаций Р78.36.008-99 «проектирование и монтаж систем охранного телевидения и домофонов», утв. Главным управлением вневедомственной охраны МВД РФ 27.06.1998 г. При этом домофоны и ПЗУ правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» – к общему имущества многоквартирного дома не отнесены, работы по их содержанию к коммунальным услугам либо к услугам по содержанию и ремонту жилых помещений не относятся. В связи с тем, что установка домофона является модернизацией общего имущества многоквартирных домов в сторону улучшения – компания, предоставляющая подобные услуги, избирается собственниками подъездов самостоятельно, без привлечения управляющей организации. Ссылка истцов на то, что отсутствует решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу установления оплаты услуги «Домофон» и, соответственно, его оплата должна производиться по статье «содержание и ремонт», несостоятельна, т.к. отсутствует и решение жильцов о включении домофона в состав общего имущества, и имеются договоры жильцов подъезда, заключенные с ИП ФИО1 Договоры с такими организациями заключаются собственниками в частном порядке. ОАО «Управляющая компания Советского района» заключает договоры с поставщиками услуги «Домофон» только на обеспечение автоматизированного учета и расчетов с жильцами, по факту заключенных с собственниками договоров в соответствии с п. 4 Приложения № к договору управления многоквартирным домом. Выставление платежных документов на услугу «Домофон» поставщиком услуги самостоятельно не производится. Включение платы за услугу «Домофон» в единый платежный документ для собственников многоквартирных домов производится в соответствии с условиями договора на управление общего имущества многоквартирных домов, а также действующим законодательством РФ. Начисление ОАО «Управляющая компания Советского района» платы за услугу «Домофон» в единый платежный документ в виде дополнительной услуги, является законным, не противоречит действующему законодательству. Таким образом, права истцов действиями ОАО «Управляющая компания Советского района» не нарушены. Ввиду отсутствия противоправных действий со стороны ответчика, моральный вред также не подлежит удовлетворению. При таких обстоятельствах суд считает, что необоснован и удовлетворению не подлежит. РЕШИЛ: Исковые требования Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по включению в квитанцию по оплате коммунальных услуг оплату за переговорочно-замочные устройства по дому № по <адрес> и понуждении осуществлять оплату данных услуг по статье «содержание и ремонт» – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней. Судья: