№2-2018/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 года Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего судьи Надточиева П.В. при секретаре Попугаевой В.В. с участием представителя заявителя Тюнина И.А., представителя заинтересованного лица Рябых О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия ИФНС России по Советскому району г.Воронежа, обязании принятия решения о возврате уплаченного налога, УСТАНОВИЛ ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа, выразившееся в неисполнении требований ст.78 НК РФ, а также обязать ИФНС по Советскому району г.Воронежа устранить допущенное нарушение путем принятия решения о возврате излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты> рублей, указав, что по итогам 2008 года ею была подана налоговая декларация в ИФНС по Советскому району г.Воронежа, в которой был отражен доход от продажи имущества в сумме <данные изъяты> рублей, понесенные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, налог на доходы, подлежащий уплате в сумме <данные изъяты> рублей. 14.07.2009 года ею был уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей. 25.11.2009 года Левобережным районным судом г.Воронежа было принято решение о признании недействительным договора купли-продажи имущества от 19.06.2008 года, по которому она (заявительница) получила доход в сумме <данные изъяты> рублей. 19.01.2010 года указанное решение вступило в законную силу, в связи с этим, по мнению заявителя, у нее отсутствует обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей. Данная сумма является фактически излишне уплаченной и подлежит возврату. 05.07.2011 года она обратилась в ИФНС по советскому району г.Воронежа с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год., однако, до настоящего момента сумма налога не возвращена, в связи с чем она, заявительница, полагает, что указанное бездействие ИФНС по Советскому району г.Воронежа нарушает ее права. В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия. Представляющий ее интересы по доверенности, Тюнин И.А. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель заинтересованного лица ИФНС по Советскому району г.Воронежа Рябых О.В. в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля ФИО2, изучив материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, по итогам 2008 года ФИО1 была подана налоговая декларация в ИФНС по Советскому району г.Воронежа, в которой был отражен доход от продажи имущества в сумме <данные изъяты> рублей, понесенные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, налог на доходы, подлежащий уплате в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно платежного поручения, 14.07.2009 года заявительницей был уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей. Решением Левобережного районного суда г.Воронежа от 25.11.2009 года был признан недействительным договор купли-продажи от 19.06.2008 года, заключенный между ФИО1 и ФИО2, по которому ФИО1 продала ФИО2 1/10 долю в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект готовностью 48%, лит.1А, 1Б, площадью застройки 673,7 кв.м., инвентарный номер №, расположенный по адресу: <адрес>. Также погашена запись регистрации № в ЕГРПН о праве собственности на указанный объект за ФИО2 Определением Воронежского областного суда от 19.01.2010 года указанное решение оставлено без изменения (л.д. 18-24, 25-27). В связи с этим, 10.03.2011 года ФИО1 в ИФНС России по Советскому району г.Воронежа была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), по которой сумма налога, подлежащая возврату из бюджета составляет <данные изъяты> рублей (л.д.12-16). В соответствии со ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возврату, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки должен быть составлен акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возврату, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возврату. Как следует из материалов дела и пояснений сторон, решение по результатам проверки указанной налоговой декларации за 2008 года в нарушение сроков, установленных п. 2 ст. 88 НК РФ налоговым органом было принято 19.08.2011 года (л.д.46-48). Таким образом, налоговым органом нарушены вышеуказанные сроки проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2008 год. Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для принятия решения о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в порядке ст.78 НК РФ суд находит необоснованными в связи тем, что сроки для проведения поверки истекли, сообщения, требования о предоставлении дополнительной информации направлялись заявителю по истечении установленных законом сроков проведения камеральной проверки. Кроме того, в соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия сделки не предусмотрены законом. Из пояснения, допрошенной в качестве свидетеля ФИО2 усматривается, что вынесенное Левобережным районным судом г.Воронежа решение исполнено сторонами в полном объеме. Все деньги, уплаченные по договору купли-продажи имущества, были ФИО1 возвращены, материальных претензий они друг к другу не имеют. Запись о регистрации прав собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенного <адрес> в ЕГРПН отсутствует. Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРПН от 27.09.2011 года, из которой усматривается, что собственниками имущества, являющегося объектом рассмотрения спора в Ленинском районном суде г.Воронежа 25.11.2009г., являются ООО «<данные изъяты>» и ФИО3 При таких обстоятельствах, суд считает, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, бездействие налогового органа, выразившиеся в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты> рублей следует признать неправомерным. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Удовлетворить требования ФИО1. Признать неправомерным бездействие ИФНС России по Советскому району г.Воронежа выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога. Обязать ИФНС России по Советскому району г.Воронежа принять решение о возврате ФИО1 излишне уплаченного налога в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Судья Надточиев П.В.