решение по делу по иску прокурора Советского района г.о.г. Воронеж к МДОУ `Детский сад общеразвивающего вида` и др. о понуждении к исполнению требований закона



Дело № 2-2373/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года город Воронеж

Советский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Очневой О.В.,

при секретаре Шайкине А.В.,

с участием помощника прокурора Хром И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Советского района города Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида », Муниципальному образованию городского округа город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж о понуждении к исполнению требований закона,

установил:

Прокурор Советского района города Воронежа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида », Муниципальному образованию городского округа город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж о понуждении к исполнению требований закона, указывая, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Воронежа с привлечением специалистов ОНД по Советскому району г. Воронежа 16.09.2011 в период времени с 10.00 час. до 11.00 час. в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Ранее указанные нарушения выявлялись при проведении проверок отделом надзорной деятельности Советского района г. Воронежа. Однако до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и свобод, законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и изменчива, поэтому данное исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. Невыполнение мероприятий, указанных в предписаниях отдела ОНД по Советскому району г. Воронежа, угрожает жизни и здоровью детей, состав которых меняется как с началом каждого года, так и в течение образовательного процесса, работников учреждения, иных лиц, посещающих образовательное учреждение, например родителей воспитанников, должностных лиц. Кроме того, тот факт, что в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » обучаются и находятся несовершеннолетние, в том числе малолетние дети, повышает требования к соблюдению мер пожарной безопасности, в частности, при обеспечении эвакуации. На основании изложенного истец просит обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида », расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения требований
ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: наружные пожарные лестницы 3-го типа расположить у глухих стен (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов; выполнить отделку стен и потолков на путях эвакуации в лестничной клетке и прилегающем к ней коридоре 2-ого этажа правого крыла здания, а также в лестничной клетке 2-го этажа левого крыла здания из несгораемых материалов. В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида » на проведение вышеуказанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обязать учредителя образовательного учреждения муниципальное образование городской округ город Воронеж выделить необходимые денежные средства для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида », расположенное по адресу: <адрес> устранить нарушения требований Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарнойбезопасности», а именно: наружные пожарные лестницы 3-го типа расположить у частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов; выполнить отделку стен и потолков на путях эвакуации в лестничной клетке и прилегающем к ней коридоре 2-ого этажа правого крыла здания, а также в лестничной клетке 2-ого этажа левого крыла здания из несгораемых материалов; обязать муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж, в случае недостаточности денежных средств Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида » на выполнение указанных мероприятий по устранению нарушений требований пожарнойбезопасности, выделить необходимые денежные средства для устранения названных нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Воронежа Хром И.А. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » исковые требования признала, пояснила, что указанные нарушения не устранены вследствие недостаточного финансирования, однако в настоящее время они собираются заложить 2 окна на 1 этаже, чтобы устранить нарушения связанные с рпасположением наружных пожарных лестниц.

Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Мальцева Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что не смотря на то, что администрация городского округа город Воронеж является учредителем МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », однако главным распорядителем денежных средств является департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, в связи с чем администрация городского округа город Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности Шишикина А.Н. поддержала исковые требования, пояснила, что указанные нарушения угрожают жизни и здоровью воспитанников и сотрудников детского сада; кроме того, представитель по доверенности Соловьева М.А. пояснила, что пожарные лестницы третьего типа расположены около окон, и в случае эвакуации при пожаре, через окна будет попадать пламя на лестницу. Устранение данного нарушения возможно, если заложить кирпичом окна на первом этаже здания детского сада, либо поставить огнеупорные окна. Стены и потолки отделаны пластиком, который необходимо убрать.

Третье лицо Департамент образования администрации городского округа г. Воронеж не направило для участия в судебном заседании своего представителя, о дне и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

По существу прокурором предъявлены требования о понуждении к исполнению обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, устранении выявленных нарушений.

Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарнойбезопасности» (ред. от 19.07.2011 г.) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу статьи 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарнойбезопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 32, ст.51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 31 указанного закона РФ к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, 16.09.2011 г. прокуратурой Советского района г. Воронежа совместно со специалистами ОНД по Советскому району г. Воронежа проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасностив МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены следующие нарушения: наружные пожарные лестницы 3-го типа выполнены не у глухих стен (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и расположены на расстоянии менее 1 метра от оконных проемов; допущено применение сгораемых материалов для отделки стен и потолка на путях эвакуации в лестничной клетке и прилегающем к ней коридоре 2-ого этажа правого крыла здания, также в лестничной клетке 2-го этажа левого крыла здания (л.д. 8).

Таким образом, нарушены требования ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30 СНип 21-01-97, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009, п. 6.25 СНиП 21-01-97.

Указанные нарушения пожарной безопасности были ранее выявлены при проведении проверки отделом ГПН по Советскому району г. Воронежа 18.08.2009 г. и 24.02.2011 г., по фактам нарушения законодательства ГПН по Советскому району г. Воронежа составлены акты проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 18.08.2009 г. и от 24.02.2011 года, вынесены предписания и по устранению нарушений требований пожарной безопасности, где установлены сроки устранения выявленных нарушений 10.01.2010 г. и 01.06.2011 г. соответственно (л.д. 10-12,13-14,15-17,18-19).

До настоящего времени указанные предписания не исполнены.

Наличие данных нарушений правил пожарной безопасности в процессе рассмотрения дела никто не отрицал и не оспаривал.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Советского района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » об устранении указанных нарушений подлежат удовлетворению.

При этом, исполнение обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности возможно при наличии денежных средств, находящихся в распоряжении названного учреждения.

Согласно объяснения заведующей МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », причиной сложившейся ситуации является недостаточность финансирования.

В соответствии с п.п. 1.5, 6.1, 6.6 Устава МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », утвержденного постановлением главы городского округа г. Воронеж от 17.06.2009 , учредителем данного учреждения выступает администрация городского округа город Воронеж, которым за учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляет объекты права собственности; деятельность учреждения финансируется учредителем (л.д. 20-31).

Возражая против исковых требований, представитель администрации городского округа город Воронеж поясняла, что администрация городского округа город Воронеж не может выступать ответчиком по указанному гражданскому делу, поскольку Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета городского округа.

Суд не может согласиться с этими возражениями ответчика, поскольку считает, что администрация городского округа город Воронеж, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ город Воронеж, может выступать от имени муниципального образования в качестве ответчика по долгам и обязательствам последнего, поскольку является учредителем МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », при этом Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, равно как и Департамент образования администрации городского округа город Воронеж, являются структурными подразделениями администрации.

Кроме того, по смыслу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе и собственники имущества.

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Однако в соответствии с п. 12 вышеназванного ФЗ № 83-ФЗ «положения абз.6 п.2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года».

В соответствии с п.2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании п.1 ст. 126 ГК РФ муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом.

Таким образом, муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации, как собственник имущества МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » при недостаточности указанных денежных средств несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения.

На основании изложенного суд считает, что в случае недостаточности выделенных денежных средств обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж, поскольку в отсутствие денежных средств реально осуществить работы по устранению нарушений не представится возможным.

Вследствие чего, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида », расположенное по адресу: <адрес> устранить нарушения требований Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарнойбезопасности», а именно: наружные пожарные лестницы 3-го типа расположить у частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов; выполнить отделку стен и потолков на путях эвакуации в лестничной клетке и прилегающем к ней коридоре 2-ого этажа правого крыла здания, а также в лестничной клетке 2-ого этажа левого крыла здания из несгораемых материалов.

Обязать муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж, в случае недостаточности денежных средств Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида » на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарнойбезопасности в части проведения работ по расположению наружных пожарных лестниц 3-го типа у частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов; выполнению отделки стен и потолков на путях эвакуации в лестничной клетке и прилегающем к ней коридоре 2-ого этажа правого крыла здания, а также в лестничной клетке 2-ого этажа левого крыла здания из несгораемых материалов, выделить необходимые денежные средства для устранения названных нарушений.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Очнева О.В.

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2011 г.