Дело № 2-2574/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года г. Воронеж Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Милютиной С.И., при секретаре Диминтиевской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поповой О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 к ОАО «Центр кадровой и социальной работы», Администрации городского округа город Воронеж о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Попова О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что она в 1992 г. была вселена на постоянное место жительства в общежитие <адрес>, где проживает по настоящее время, является нанимателем жилого помещения №. Жилое помещение ей предоставлялось по договору социального найма. Вместе с ней в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают муж Попов А.Н., сын Попов В.А., дочь ФИО1 Здания общежития принадлежало государственному предприятию Центр кадровой и социальной работы ТСО «Воронежстрой». Решением Малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов от 03.09.93 г. № приватизация Центра кадровой и социальной работы ТСО «Воронежстрой» осуществлена с включением в уставной фонд стоимости здания по <адрес>. В 1997 г. АООТ «Центр кадровой и социальной работы» было преобразовано в ОАО «Центр кадровой и социальной работы». Полагает, что она (истица) имеет право на бесплатную передачу жилого помещения в собственность. Она обращалась в Управление жилищного фонда ДМС Администрации г.о.г. Воронеж и руководителю ОАО «ЦКСР» по вопросу передачи в собственность занимаемого ею жилого помещения, однако, получила отказ по тем основаниям, что дом, в котором она живет, является частной собственностью и принадлежит ОАО «Центр кадровой и социальной работы». Считая причину отказа необоснованной и противоречащей законодательству, а также ссылаясь на нарушения закона, имевшие место при приватизации общежития ответчиком, Попова О.В. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, просила суд признать за ними право собственности на жилое помещение <адрес> в порядке приватизации в размере 1/2 доли за каждым. В судебном заседании истец и ее представитель по ордеру Сапрыкина О.Г. исковые требования поддержали в полном объеме. Попова О.В. пояснила, что вселилась в комнату общежития в 1992 г., до приватизации общежития, поэтому она имеет право приватизировать жилое помещение, в которое вселилась и в котором проживает. Ответчики - ОАО «Центр кадровой и социальной работы», Администрация г.о.г. Воронеж, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства (л.д. 21, 23), своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Генеральный директор ОАО «Центр кадровой и социальной работы» представил возражения на иск, в котором просил в иске Поповой О.В. отказать (л.д. 25). Третьи лица – Попов А.Н. и Попов В.А. в судебном заседании с иском согласились, отказались от участия в приватизации в пользу Поповой О.В. и ФИО1(л.д. 36). Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 года №189-ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. При этом в судебной практике неоднократно указывалось о том, что реализация прав граждан, вытекающих из договора социального найма жилого помещения, в том числе право на приватизацию жилья, не может быть поставлена в зависимость от оформления документов органами местного самоуправления. Следовательно, ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 года №189-ФЗ применяется не только в случаях, когда передача фактически состоялась (имеются документы о передаче таких домов в ведение органов местного самоуправления), но и тогда, когда дома подлежали передаче в муниципальную собственность, однако фактически переданы не были. Из представленных документов усматривается, что Центр кадровой и социальной работы ТСО «Воронежстрой» был преобразован в АООТ «ЦКСР». Приватизация произведена на основании решения Малого Совета Воронежского областного совета народных депутатов № от 03.09.1993 г. План приватизации был утвержден решением Комитета по управлению госимуществом Воронежской области от 05.10.1993 г. №. В состав имущества, включенного в уставный капитал данного предприятия при приватизации, вошли объекты социальной сферы – жилые здания (общежития). Регистрационное удостоверение № было выдано БТИ Советского района г. Воронежа 19.10.1994 г. (л.д. 26-30). Закон РФ от 03.07.1991 № 1531-1 (в ред. 05.06.92) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" не распространялся на приватизацию жилищного фонда и в п. 5 прямо предусматривал, что приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами РФ и республик в составе РФ. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» устанавливал, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится (ст. 18 в первонач. ред.). При этом законодательство, устанавливающее условия, при которых жилищный фонд подлежал бы приватизации совместно с предприятием, отсутствовало. 27.12.1991 года было принято Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п. 2 которого предусматривалось, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к названному Постановлению (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем они балансе находились, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Следовательно, спорное общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность ещё до принятия решения о его приватизации. Включение общежития в уставный капитал АООТ «ЦКСР» было произведено в нарушение законодательства, действовавшего на момент приватизации, а именно ч. 3 п. 4.2. "Временного Положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества" (Приложение N 3 к Указу Президента РФ от 29.01.92 N 66), где указывалось, что в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: - объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; - объекты социально-бытового, социально-культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности. Также прямой запрет на включение в уставный капитал акционерного общества стоимости объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, содержался в п. 5 "Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа" (утв. Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721). В декабре 1992 года были внесены существенные изменения в ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно этим изменениям при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Эта же норма была воспроизведена в ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", вступившего в силу 23 января 1993 года. Кроме того, в целях сохранения функционального назначения и установления порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения приватизируемых предприятий" было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли включаться объекты жилищного фонда. Оценивая эти законодательные решения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями) дополнительно указал на то, что гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до того времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения (п. 4). Это положение не применяется только в случаях, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации. В рассматриваемом случае доказательств того, что общежитие на <адрес> строилось или приобреталось на средства ОАО Центра кадровой и социальной работы не представлено. Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что включение общежития в состав приватизируемого имущества не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в этом жилом помещении до приватизации, в том числе на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно выписке из домой книги (поквартирной карточки) усматривается, что истица проживает в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> с 23.10.1992 г. (л.д. 11). Лицевой счет на вышеуказанное помещение открыт на имя Поповой О.В. (л.д. 18). Ранее Попова О.В., ее несовершеннолетняя дочь ФИО1 участия в приватизации не принимала (л.д. 19-20). Материалами дела подтверждается, что Попова О.В. занимает в спорном общежитии изолированное жилое помещение площадью 35,2 кв.м. (договор найма № от 07.11.2005 г., номер на поэтажном плане первого этажа 9-II, 9а- II, 11- II) (л.д. 10, 12-14). При рассмотрении дела было установлено, что общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность. Следовательно, несмотря на то, что право собственности на часть жилого здания, литер А, по <адрес>, зарегистрировано за ОАО «ЦКСР» (л.д. 29), истица вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", с учетом положений ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 года №189-ФЗ и в установленном законом порядке зарегистрировать свое право собственности в регистрирующем органе, поскольку вселилась в спорное жилое помещение в 1992 году, до приватизации общежития ОАО «ЦКСР». Учитывая изложенное, запись о праве собственности ОАО «ЦКСР» на указанное выше жилое помещение подлежит погашению. В рассматриваемом деле истец не требует возврата общежития в государственную собственность и не заявляет требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки, в связи с чем, ходатайство ответчика, изложенное в письменных возражениях о применении последствий пропуска истцом срока давности по вышеуказанным требованиям, удовлетворено быть не может. При таких обстоятельствах, требования Поповой О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 о признании за ними права собственности в порядке приватизации на жилое помещение <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Поповой О.В. право собственности на 1/2 долю жилого помещения <адрес>, в порядке приватизации. Признать за ФИО1, <данные изъяты> г. рождения право собственности на 1/2 долю жилого помещения <адрес>, в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья С.И. Милютина