г. Воронеж 15 ноября 2011 года Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Демченковой С.В., с участием помощника прокурора Хром И.А., при секретаре Ширковой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», муниципальному образованию городской округ города Воронеж в лице администрации городского округа г. Воронеж об устранении нарушений требований законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ОНД по Советскому району г. Воронежа 22.09.2011г. в МДОУ «Детский сад №» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30* СНиП 21-01-97* наружные пожарные лестницы третьего типа выполнены не у глухих стен и расположены на расстоянии менее 1 м от оконных проемов, в нарушение требований п. 1.82* СНиП 21-01-97* допущено применение сгораемых материалов для отделки пола на путях эвакуации второго этажа здания с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2. Ранее указанные нарушения выявлялись при проведении проверок отделом надзорной деятельности Советского района г. Воронежа, по результатам которых выдавались предписания № от 08.10.2009г., № от 21.04.2011г., где устанавливались сроки для устранения выявленных нарушений - 24.05.2010г. и 01.08.2011г. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Невыполнение мероприятий, указанных в предписаниях отдела НД по Советскому району г. Воронежа, угрожает жизни и здоровью детей, состав которых меняется. Тот факт, что в МДОУ «Детский сад №» обучаются и находятся несовершеннолетние, повышает требования к соблюдению мер пожарной безопасности. Просит обязать МДОУ «Детский сад №» устранить нарушения требований ФЗ № 68-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: наружные пожарные лестницы 3-го типа расположить у глухих стен (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30* СНиП 21-01-97*); выполнить отделку пола на путях эвакуации 2-го этажа здания без применения сгораемых материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (п. 6.25* СНиП 2.08.02.89*); в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении МДОУ «Детский сад №» на проведение вышеуказанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обязать учредителя образовательного учреждения муниципальное образование г/о г. Воронеж в лице администрации г. Воронежа выделить необходимые денежные средства для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора Хром И.А. исковые требования поддержала, уточнив их в части обязания выполнить отделку пола на путях эвакуации первого и второго этажа здания без применения сгораемых материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2. Представитель ответчика – <данные изъяты> МДОУ «Детский сад №» Горожанкина О.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила суду, что до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Смету утверждает Департамент образования, в смету не вошло финансирование по проведению работ по устранению нарушений, предписанных прокурором. МДОУ «Детский сад №» не имеет собственных денежных средств, прибыли не получает. Представитель Администрации городского округа город Воронеж по доверенности от 12.07.2011 года Каткова Ж.В. в судебном заседании возражала против исковых требований, не отрицала, что требования прокурора по устранению нарушений требований пожарной безопасности подлежат немедленному исполнению, но на сегодняшний день выделить денежные средства на нужды детского сада возможности нет, финансирование должно быть заложено в бюджете. Представитель ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности от 14.07.2011г. Шишикина А.Н. исковые требования прокурора Советского района г. Воронежа поддержала. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 данного Федерального Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В целях укрепления пожарной охраны и улучшения противопожарной защиты учебно-воспитательных учреждений системы народного образования утверждены Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 27.07.2006 г. № ГКПИ 06-595). П.1.1. данных правил предусматривает их действие для всех типов детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития) независимо от их ведомственной принадлежности. В ходе проверки прокуратуры района совместно с привлечением специалистов ОНД по Советскому району г Воронежа 22.09.2011г. в МДОУ «Детский сад №» выявлены нарушения требований пожарной безопасности»: три наружные пожарные лестницы третьего типа выполнены не у глухих частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕI 30 и расположены на расстоянии менее 1 метра от оконных проемов; допущено применение сгораемых материалов для отделки пола на путях эвакуации в коридорах 1 и 2 этажа здания с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (л.д. 7). Отделом надзорной деятельности Советского района города Воронежа ранее проводились проверки соблюдения обязательных мер пожарной безопасности, в ходе которых указанные нарушения также выявлялись (л.д. 9-10, 14-15), в связи с чем, выносились предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 11-13,16). Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени законные требования соблюдения пожарной безопасности со стороны Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения не выполнены. Из объяснений <данные изъяты> МДОУ «Детский сад №» Горожанкиной О.В. следует, что она с выявленными нарушениями согласна, пояснила, что причиной сложившейся ситуации является недостаточность финансирования, данные нарушения выявлялись ранее, но денежных средств, достаточных для их устранения и исполнения предписания не выделено (л.д. 8). В соответствии с п.п. 1.5, 6.1, 6.2, 6.6 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», утвержденного постановлением главы городского округа г. Воронеж № от 08.06.2009 г., учредителем МДОУ «Детский сад №» является администрация городского округа город Воронеж, за учреждением в целях образовательной деятельности учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности, которыми учреждение владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления; деятельность учреждения финансируется его учредителем. В силу аб. 6 п.2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В соответствии с п.12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. В данном случае правоотношения между муниципальным учреждением и учредителем возникли после 1 января 2011 года. Таким образом, требования прокурора Советского района г. Воронежа о понуждении к исполнению требований закона ФЗ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» устранить нарушения требований законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии в части создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья воспитанников путем проведения ежемесячных исследований используемого песка на степень биологического загрязнения. Обязать учредителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» - администрацию городского округа город Воронеж в случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по проведению ежемесячных исследований используемого песка на степень биологического загрязнения. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Судья С.В. Демченкова