Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Демченковой С.В., при секретаре Ширковой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шишаковой М.Н. к Министерству обороны РФ, администрации городского округа г. Воронеж, Департаменту муниципальной собственности управлению жилищного фонда, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Шишакова М.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском к ФГКЭУ Воронежская КЭЧ района, администрации городского округа г. Воронеж, Департаменту муниципальной собственности управлению жилищного фонда, Территориальному управлению Росимущества в Воронежской области, указывая, что решением жилищной комиссии Военного авиационного инженерного университета истцу была выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Данная квартира передана ей по договору найма № от 07.05.2010г. 19.06.2010г. приказом начальника Военного авиационного инженерного университета была уволена с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями. 14.04.2011г. она обратилась в департамент муниципальной собственности управления жилищного фонда с заявлением о разрешении приватизации квартиры, однако в приватизации было отказано, так как <адрес> в реестре муниципального имущества не значится. Также Шишакова М.Н. обращалась в Территориальное управление Росимущества в Воронежской области, однако в приватизации было отказано в связи с тем, что квартира находится в ведении Воронежской КЭЧ МВО МО РФ и согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ. Считает, что Воронежская КЭЧ района МО РФ, уклоняясь от государственной регистрации права оперативного управления, передачи жилого фонда в муниципальную собственность или внесению в федеральный реестр препятствует в реализации конституционных прав истца. Просит суд признать за ней право собственности на <адрес> в порядке приватизации. Определением суда от 01.11.2011г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны РФ, определением суда от 22.11.2011г. ФГУ Центральное ТУИО МО РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Истец Шишакова М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала. Третье лицо ФГУ Центральное ТУИО МО РФ своего представителя в судебное заседание не направило, о слушании извещено (л.д. 63). Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно сведениям Управления Росреестра по Воронежской области от 05.07.2011г. права на объект недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не значится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.28). Из справки БТИ Советского района г.Воронежа, следует, что <адрес> имеет площадь 35,6 кв.м, в том числе жилой – 14,4 кв.м. и является жилой (л.д. 8-9). В соответствии с выпиской из домовой книги (по квартирной карточке) в <адрес> зарегистрирована Шишакова М.Н. (л.д. 20), вселение истца в <адрес> производилось на основании договора социального найма жилого помещения № от 07.05.2010 года (л.д. 17-19). Согласно договору Воронежская квартирно-эксплуатационная часть МВО действовала от имени собственника жилого помещения Министерство обороны РФ, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» осуществляет функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (в том числе жилищным фондом). В силу ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В ст. 2 этого же закона говориться о том, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. В соответствии со ст. 7 вышеупомянутого закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Более того, в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.11.1998 г. № 25 – П была сформулирована правовая позиция общего характера, согласно которой государство, закрепившее право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. Государство гарантирует при передаче имущества в собственность соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, что допустимо в случаях, если целевое назначение жилого помещения, место его назначения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Материалы дела свидетельствуют, что истец обращался в Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации квартиры, однако, в заключении договора на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации квартиры ей было отказано, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не значится, в муниципальную собственность не передавался (л.д. 10). Согласно сообщению ТУ ФАУГИ в Воронежской области от 14.06.2011г. в реестре федерального имущества учитывается жилой <адрес>, закрепленный на праве оперативного управления за Воронежской КЭЧ района Минобороны России. Указано, что в данном случае Территориальное управление не может выступать стороной по договору передачи квартиры в собственность, разъяснено право на обращение в суд (л.д. 11-12). Согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области от 24.11.2011г. запись о регистрации юридического лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения Воронежская КЭЧ района Министерства обороны РФ отсутствует (л.д.52). Как установлено в судебном заседании, 22.03.2011г. Шишакова М.Н. обращалась с рапортом на имя начальника ФГ КЭУ «Воронежской КЭЧ района» по вопросу передачи занимаемой по договору социального найма квартиры в собственность (л.д. 25). Согласно ответу начальника ФГ КЭУ «Воронежской КЭЧ района» № от 31.03.2011г. ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» не делегировано право передачи жилья Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, рапорт о передачи <адрес> остается без реализации (л.д. 26). Данные обстоятельства препятствуют истцу реализовать законное право на приватизацию жилья. Действительно, в соответствии с изменениями № 55 ФЗ от 20.05.2002 г., внесенными в закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Таким образом, истец не имеет реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Из материалов дела следует, что Шишакова М.Н. свое право на бесплатную передачу жилья в собственность в порядке приватизации не использовала (л.д. 21-24, 27). В силу ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Жилое помещение, которое истец просит передать в собственность, не относится к кругу объектов, не подлежащих приватизации. Учитывая изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Признать за Шишаковой М.Н. право собственности на <адрес> в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья: С.В. Демченкова