дело №2-2384/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Воронеж 17.11.2011 Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего-судьи Авдеевой С.Н., при секретаре Куралесиной Ю.А., с участием ст.помощника прокурора Советского района г.Воронежа Хром И.А., представителей ответчиков – Еремеевой М.П., Мальцевой Е.А., представителя третьего лица – Трепалиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №132», Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж о понуждении к исполнению требований закона, у с т а н о в и л: Прокурор Советского района г.Воронежа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №132», муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа г.Воронеж о понуждении к исполнению требований закона, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района с привлечением специалистов ОНД по Советскому району г.Воронежа 22.09.2011г., в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так, в нарушение требований п.6.30* СНиП 21-01-97* наружные пожарные лестницы 3-го типа выполнены не у глухих стен (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и расположены на расстоянии менее 1 метра от оконных проемов. Ранее указанные нарушения выявлялись при проведении проверок отделом надзорной деятельности Советского района г.Воронежа. Это подтверждается актами проверок от 13.10.2009, от 28.04.2011, по результатам которых выдавались предписания и устанавливались сроки для устранения выявленных нарушений. Однако, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Согласно объяснения и.о.заведующей МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» причиной сложившейся ситуации является отсутствие денежных средств, недостаточность финансирования. Согласно Устава МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132», утвержденного постановлением главы городского округа г.Воронеж от 22.06.2009 №, учредителем данного учреждения выступает администрация г.о.г.Воронеж, которая за учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляет объекты права собственности; деятельность учреждения финансируется учредителем. Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации, как собственник имущества МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» при недостаточности денежных средств несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения. Невыполнение мероприятий, указанных в предписаниях отдела ОНД по Советскому району г.Воронежа, угрожает жизни и здоровью детей, состав которых меняется как с началом каждого года, так и в течение образовательного процесса, работников учреждения, иных лиц, посещающих образовательное учреждение, родителей воспитанников, должностных лиц. Кроме того, то факт, что в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» обучаются и находятся несовершеннолетние, в том числе малолетние дети, повышает требования к соблюдению мер пожарной безопасности, в частности, при обеспечении эвакуации. Прокурор изначально просил обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №132» устранить нарушения требований Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: наружные пожарные лестницы 3-го типа расположить у глухих стен (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 и на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов (п.6.30* СНиП 21-01-97*); в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №132» на проведение вышеуказанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обязать учредителя образовательного учреждения муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации города Воронежа выделить необходимые денежные средства для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования в части возложения обязанности на МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» и просит обязать данного ответчика устранить нарушения требований Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: наружные пожарные лестницы 3-го типа расположить у частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕ1 30 (п.6.30* СНиП 21-01-97*). В судебном заседании ст.помощник прокурора Советского района г.Воронежа Хром И.А. заявленные требования поддержала. Представитель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» - заведующая Еремеева М.П. с исковыми требованиями согласилась, при этом пояснила, что для устранения нарушений правил пожарной безопасности в данном случае надо установить огнестойкие окна, наружные пожарные лестницы расположены не у глухих стен, а у стен, где имеются окна. Перенести наружные пожарные лестницы невозможно, поскольку рядом проходят коммуникации и проезжая часть. На замену окон деньги детскому саду не выделены. Представитель администрации г.о.г.Воронеж Мальцева Е.А. в судебном заседании против исковых требований, адресованных администрации г.о.г.Воронеж, возражала, ссылаясь на то, что в порядке субсидиарной ответственности может выступать только финансовый орган – Департамент финансово-бюджетной политики, который составляет проект бюджета на следующий год, бюджет может быть реализован только в том объеме, который утвержден. Представитель третьего лица - ГУ МЧС по Воронежской области Трепалина Н.А. исковые требования прокурора поддержала. Представитель Департамента образования администрации г.о.г.Воронеж в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещался. Суд, выслушав участников процесса, заслушав пояснения специалиста, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Из материалов дела следует, что в ходе проведенной инспектором отдела ГПН Советского района г.Воронежа по пожарному надзору проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Одним из видов нарушений является: наружные пожарные лестницы 3-го типа выполнены не у глухих стен (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1с пределом огнестойкости не ниже РЕI 30 и расположены на расстоянии менее 1 м от оконных проемов, что является нарушением СНиП 21-01-97* п.6.30* (лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (безсветовых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже РЕI 30, эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов). По результатам проверки составлен акт № от 28.04.2011г. и вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 №18-7 было постановлено принять и ввести в действие с 1 января 1998 года государственные строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Однако данный нормативный акт в установленном порядке опубликован не был. Кроме того, СНиП 21-07-97 были приняты в 1997 году и устанавливают требования при проектировании зданий и сооружений в отношении строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов на момент принятия данных Правил. Детский сад №132 был построен гораздо раньше, как пояснил представитель детского сада, 30 лет назад. В соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Действующим нормативным документом являются Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, введенные в действие Приказом Гособразования СССР от 14.07.1989 №541. В соответствии с данными Правилами ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие (п.1.3). Руководитель детского учреждения обязан обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов (п.п. «ж» п.1.4). В отношении наружных пожарных лестниц данными Правилами предусмотрено, что наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли (п.2.1.16). Иных требований к пожарным наружным лестницам данные Правила не содержат. Действующим нормативным документом по пожарной безопасности является «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009), который устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений, которые направлены на обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей, обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара, на защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (п.4.1.1). В соответствии с п.4.4.2 СП лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI (EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов. В данном случае, как следует из пояснений участников процесса, наружные пожарные лестницы размещены не у глухих стен здания детского сада №132, а проходят мимо окон, перенести лестницы и расположить их в соответствии с требованиями п.4.4.2 СП невозможно, что подтвердила в судебном заседании и государственный инспектор Советского района по пожарному надзору Соловьева М.А. В соответствии с п.1.1 СП при отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты. Государственный инспектор Советского района по пожарному надзору Соловьева М.А., которая непосредственно осуществляла проверку соблюдения требований пожарной безопасности в детском саду №132, суду пояснила, что в данном случае для обеспечения безопасной эвакуации людей по наружным пожарным лестницам в случае возникновения пожара нужно достичь огнестойкости стен, а именно надо произвести замену окон на первом этаже здания детского сада на огнестойкие окна, выдерживающее не менее 30 мин. для предотвращения распространения пожара. В статье 52 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указаны способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в числе которых указано: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов и строительных материалов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций и др. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к указанному Федеральному закону. В соответствии со ст.53 ФЗ безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В данном случае предметом иска является устранение нарушений требований правил пожарной безопасности в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и детей. При этом решение должно быть исполнимым. В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» указано о том, что поскольку решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, то его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст.138 ГПК РФ), кто какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемого право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении. В связи с изложенным и исходя из фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что на ответчика – МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132» должна быть возложена обязанность устранить нарушения требований правил пожарной безопасности путем замены окон на первом этаже здания детского сада, у которых расположены наружные пожарные лестницы, на окна с необходимым пределом огнестойкости по указанию государственного инспектора пожарного надзора. В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132», на устранение нарушений требований пожарной безопасности на учредителя образовательного учреждения – муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации г.о.г.Воронеж должна быть возложена обязанность выделить необходимые денежные средства для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. В силу требований ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 31 указанного закона к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Суду представлен Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №132», утвержденный постановлением главы городского округа г. Воронеж № от 22.06.2009 г., в соответствии с п.1.5 которого учредителем Учреждения является администрация городского округа город Воронеж. Согласно пунктов 6.1, 6.2, 6.6 Устава, все имущество Учреждения закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, деятельность Учреждения финансируется его Учредителем. Следовательно, администрация г.о.г.Воронеж, как учредитель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132», и должна осуществить финансирование через свои финансовые органы необходимых мероприятий для устранения нарушений правил пожарной безопасности. Ссылка представителя администрации г.о.г.Воронеж на ст.158 БК РФ в данном случае необоснованна, поскольку предметом иска является не привлечение ответчиков к какой-либо субсидиарной ответственности по денежным обязательствам, а понуждение к исполнению требований закона. Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №132» устранить нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно произвести замену окон на первом этаже здания детского сада №132, у которых расположены наружные пожарные лестницы, на окна с необходимым пределом огнестойкости в противопожарных преградах. В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №132», на устранение нарушений требований пожарной безопасности обязать учредителя образовательного учреждения – муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации г.о.г.Воронеж выделить необходимые денежные средства для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через райсуд в течение 10 дней. Судья Авдеева С.Н.