решение по делу по заявлению Абакумовой И.А. об оспаривании действий Управы Советского района г.о. г. Воронеж



дело №2-2423/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воронеж 22.11.2011г.

Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего-судьи Авдеевой С.Н., при секретаре Куралесиной Ю.А., с участием представителя заявителя по доверенности Васневой Е.Н., представителя Управы Советского района г.о.г.Воронеж по доверенности Ситайло С.А., представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области Бабаян Ю.С., заинтересованного лица Абакумова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Абакумовой И.А. об оспаривании действий Управы Советского района г.о.г.Воронеж,

у с т а н о в и л:

Абакумова И.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управы Советского района г.о.г.Воронеж, указав, что она является многодетной матерью, имеет девятерых детей в возрасте от 2 месяцев до 20 лет, пятеро детей являются инвалидами детства по заболеванию астма, семья проживает в тяжелых жилищных условиях в двухкомнатной квартире жилой площадью 28,9 кв.м.

Постановлением Главы администрации Советского района г.Воронежа от 26.03.2004г. Абакумовы были приняты на учет на улучшение жилищных условий составом семьи: Абакумова И.А. (<данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты> Абакумова А.Н., <данные изъяты> - ФИО4, <данные изъяты> ФИО5, <данные изъяты> ФИО6, <данные изъяты>., ФИО7, <данные изъяты>., ФИО8, <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты>., ФИО10, <данные изъяты>. Двое детей -ФИО11, <данные изъяты>., и ФИО12, <данные изъяты>., не включены в состав семьи на получение жилого помещения.

Постановлением Управы Советского района г.о.г.Воронеж от 26.09.2008г. семья Абакумовых была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выделением органом государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилья. Семье Абакумовых из средств областного бюджета в 2008 году была выделена субсидия в размере <данные изъяты> руб. на улучшение жилищных условий и приобретение жилья в связи с тяжелой жизненной ситуацией. Были заключены два договора долевого участия в строительстве жилья с ООО Строительное Монтажное Управление «Галтель» от 26.05.2008г. в 17-ти этажном монолитно-кирпичном доме по строительному адресу: <адрес>, позиция <данные изъяты> Договоры зарегистрированы в Управлении Росреестра по Воронежской области, а денежные суммы на строительство были перечислены на счет ООО СМУ «Галтель» Департаментом труда и социального развития Воронежской области. По данным Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области строительство многоквартирных домов ООО СМУ «Галтель» приостановлено. Постановлением следователя СЧ по РОПД СУ при УВД по г.Воронежу от 20.05.2011г. семья Абакумовых признана потерпевшей.

Оспаривая действия Управы Советского района г.о.г.Воронеж, заявитель Абакумова И.А. полагает, что оснований для снятия с учета на улучшение жилищных условий ее семьи не имелось, поскольку по независящим от нее причинам она не получила мер социальной поддержки, квартиры ей до настоящего времени не предоставлены.

С учетом уточнения требований заявитель Абакумова И.А. просит признать незаконными действия Управы Советского района г.о.г.Воронеж по снятию с учета на улучшение жилищных условий ее семьи и не включению в состав семьи детей – ФИО11, <данные изъяты>., и ФИО12, <данные изъяты>.; обязать Управу Советского района отменить Постановление от 26.09.2008 ; восстановить семью Абакумовой И.А. на очереди на улучшение жилищных условий с датой постановки на учет с 26 марта 2004 года, включив в состав семьи детей ФИО11 и ФИО12; обязать Управу Советского района сформировать учетное жилищное дело и направить в Департамент труда и социального развития Воронежской области для включения в список многодетных семей, имеющих право на улучшение жилищных условий на территории Воронежской области; взыскать с Управы Советского района судебные расходы по оформлению доверенностей на представителя – <данные изъяты> руб., и по оплате услуг представителя – <данные изъяты> руб.

В судебное заседание заявитель Абакумова И.А. не явилась, о слушании дела надлежаще извещена через представителя, просила рассмотреть дело в ее отсутствии с участием ее представителя Васневой Е.Н.

Представитель заявителя по доверенности Васнева Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, их уточнила как указано выше, при этом в обоснование требований сослалась на то, что в Распоряжении администрации Воронежской области от 18.04.2008 обозначены определенные условия для перечисления выделенных денег в целях улучшения жилищных условий. Пункт 1 предусматривает перечисление денежных средств на приобретение жилого помещения Абакумовой И.А. путем долевого участия в строительстве при наличии 70% готовности строящегося жилья. Однако, при перечислении денежных средств ни Департаментом труда и социального развития, ни Главным финансовым управлением Воронежской области не был произведен контроль деятельности ООО СМУ «Галтель», не была проверена законность предоставленных документов, в том числе и подтверждающих 70% готовности строящегося жилья. До настоящего времени строительство не закончено, вопрос о предоставлении жилья не решен. Семья была признана потерпевшей от действий недобросовестных застройщиков. Своего жилья семья Абакумовых не имеет, проживает в двухкомнатной квартире родителей. О том, что семья снята с очереди в Управе, они узнали только в августе 2011 г. при очередном обращении. Управой нарушен п.2 ст.56 ЖК РФ, многодетная семья по независящим от нее причинам не реализовала свое право на улучшение жилищных условий, не воспользовалась адресной помощью. Управой района не было сообщено Абакумовым о снятии их с учета на улучшение жилищных условий.

Заинтересованное лицо Абакумов А.Н. в судебном заседании заявленные требования и изложенные доводы поддержал, пояснив, что когда они получили на руки Распоряжение администрации Воронежской области, у них был свободный выбор – приобрести вторичное жилье или новое жилье путем заключения договоров долевого участия, но при условии 70% готовности строительства и не менее 18 кв.м. на человека. На вторичном рынке жилья купить квартиры общей площадью 160 кв.м. на одной площадке было невозможно, в ДСК им не смогли подобрать также квартиры, так как не хватало около <данные изъяты> руб. По совету знакомых они сами заключили договора долевого участия с ООО СМУ «Галтель», где им предоставили справку о 70% готовности строительства. Данную справку вместе с договорами и другими документами они предоставили в Департамент труда и социального развития, где около двух недель документы проверяли, и только после этого деньги были перечислены на счет фирмы. Месяца через два строительство вообще прекратилось, после чего они (Абакумовы) стали обращаться в различные органы, но получали ответы, что это был их свободный выбор.

Представитель Управы Советского района г.о.г.Воронеж по доверенности Ситайло С.А. против заявленных требований возражала. В письменном отзыве на заявление указала, что Абакумова И.А. и члены ее семьи с 15.04.2004г. состояли в Управе на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением администрации Воронежской области от 18.04.2008 семье Абакумовой И.А. из резервного фонда администрации <адрес> была оказана разовая материальная помощь на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> руб. Распоряжением был установлен порядок получения выделенных средств. Абакумовой предлагалось либо принять участие в долевом строительстве жилого помещения (при наличии 70% готовности) либо приобрести жилое помещение по договору купли-продажи в равных долях на всех членов семьи. Департамент труда и социального развития обязан был произвести оплату стоимости жилого помещения после предоставления документов, подтверждающих факт его приобретения. Семья Абакумовой заключила с ООО СМУ «Галтель» два договора долевого участия в строительстве жилья, тем самым сделав выбор между двумя возможностями приобретения жилого помещения. Договоры были представлены Абакумовой в Департамент труда и социального развития вместе со справкой о 70%-готовности жилого дома, в котором приобретала квартиры семья. На основании представленных документов Департаментом были перечислены денежные средства <данные изъяты> руб. Таким образом Абакумова распорядилась своим правом на получение жилого помещения, в связи с чем в соответствии со ст.56 ЖК РФ и на основании постановления администрации Воронежской области от 07.08.2006 «О порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций», распоряжения администрации Воронежской области от 18.04.2008 «Об оказании разовой материальной помощи Абакумовой И.А.», а также письма заместителя руководителя управления социального развития Воронежской области ФИО20 от 16.07.2008 Управой района было издано постановление от 26.09.2008 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Абакумовой И.А.». Кроме того, органом местного самоуправления в 2008 году до выделения семье Абакумовых денежных средств на приобретение жилья был предоставлен земельный участок для строительства жилья, а в дальнейшем были предоставлены еще два земельных участка для этих целей.

Представить Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Бабаян Ю.С. против заявленных требований возражала по тем же основаниям, дополнительно пояснив, что Департамент труда и социального развития, как и Департамент финансово-бюджетной политики, не уполномочен осуществлять проверку строительства. Тот факт, что строительство дома, в котором семья Абакумовой предполагала получить жилые помещения, приостановлено, не может служит основанием для восстановления заявителя в очереди на улучшение жилищных условий, так как дом будет достроен, в этом направлении правительством Воронежской области ведется определенная работа. Распоряжением Правительства Воронежской области от 06.07.2009 создана рабочая группа по урегулированию вопросов соблюдения законодательства в строительстве на территории Воронежской области. Указанной группой согласован вопрос привлечения инвестора – компании ОАО «ДСК» для завершения строительства многоквартирного дома. Для завершения строительства участники долевого строительства должны софинансировать работы, проводимые ОАО «ДСК». По сообщению заместителя председателя правительства Воронежской области – руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области ФИО21, направленного в адрес руководителя ДТиСР, с учетом особого положения семьи Абакумовых, рабочей группой была достигнута договоренность с компанией ОАО «ДСК» об освобождении Абакумовой от обязанности софинансирования данного строительства.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы учетных жилищных дел, материалы настоящего дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Материалами дела подтверждаются доводы заявителя о том, что копия оспариваемого Постановления Управы Советского района от 26.09.2008 была получена заявителем только в августе 2011г., что следует из письма Управы от 10.08.2011г. (л.д.9). Представителем Управы Советского района бесспорных доказательств того, что с данным постановлением Абакумова И.А. была ознакомлена в 2008г., суду не представлено. Исходя из этого, суд считает, что срок для обращения в суд с настоящим заявлением, которое поступило в суд 26.09.2011г., Абакумовой И.А. пропущен не был.

Материалами дела также подтверждается, что Абакумова И.А. с 15.03.2004г. в Управе Советского района г.о.г.Воронеж состояла на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 9 человек: она, муж Абакумов А.Н. и их 7 детей.

Постановлением Управы Советского района г.о.г.Воронеж от 26.09.2008 Абакумова И.А. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением ею в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (л.д.10).

В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Пунктом 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Материалами дела подтверждается, что Распоряжением Администрации Воронежской области от 18 апреля 2008г. в целях улучшения жилищных условий Абакумовой И.А., как многодетной семьи, имеющей 7 несовершеннолетних детей, четверо из которых дети-инвалиды, Главному финансовому управлению Воронежской области было предписано выделить <данные изъяты> руб. из резервного фонда администрации области для оказания разовой материальной помощи на приобретение жилого помещения Абакумовой И.А. главному управлению социального развития <адрес> для оплаты приобретаемого Абакумовой И.А. путем долевого участия в строительстве (при наличии 70-ти % готовности) или договору купли-продажи жилого помещения в равных долях на всех членов семьи. Главному управлению социального развития до 15.12.2008г. было предписано произвести выплату разовой материальной помощи на оплату жилого помещения при предоставлении документов, удостоверяющих факт приобретения Абакумовой И.А. жилого помещения (л.д.105).

26 мая 2008г. между ООО СМУ «Галтель» и Абакумовой И.А., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО8, ФИО10, ФИО9, был заключен договор долевого участия в строительстве жилья , в соответствии с которым застройщик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить 17-ти этажный монолитно-кирпичный дом по строительному адресу: <адрес>, позиция <данные изъяты>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого дома передать дольщику объект долевого строительства – двухкомнатную <адрес>, проектной отапливаемой площадью 66,24 кв.м. Дольщик принял на себя обязательства уплатить обусловленную договором цену – <данные изъяты> руб. в срок до 30.06.2008г.

Также 26 мая 2008г. между ООО СМУ «Галтель» и Абакумовым А.Н., действующим за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4, был заключен договор долевого участия в строительстве жилья , в соответствии с которым застройщик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить 17-ти этажный монолитно-кирпичный дом по строительному адресу: <адрес>, позиция <данные изъяты>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого дома передать дольщику объект долевого строительства – трехкомнатную <адрес>, проектной отапливаемой площадью 86,15 кв.м. Дольщик принял на себя обязательства уплатить обусловленную договором цену – <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

28 мая 2008г. ООО СМУ «Галтель» Абакумовой была выдана справка о готовности строительства жилого дома 70%.

Указанные документы заявителем были представлены в Управление социального развития Воронежской области. После чего был издан приказ руководителя Главного управления социального развития Воронежской области от 26.06.2008г. о выплате разовой материальной помощи Абакумовой И.А. путем перечисления денежных средств в размере <данные изъяты> руб. на расчетный счет ООО СМУ «Галтель» в счет оплаты жилых помещений по договорам долевого участия в строительстве жилья и от 26.05.2008г. (л.д.106).

Платежными поручениями и от 27.06.2008 Главным финансовым управлением Воронежской области указанная сумма была перечислена ООО СМУ «Галтель» (л.д.107,108).

Таким образом, представленными документами подтверждается получение Абакумовой И.А. в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на строительство жилых помещений, что в силу п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ является самостоятельным основанием для снятия с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. При этом данная норма закона не обусловливает возможность снятия с учета только при фактическом получении жилого помещения. Основанием для снятия с учета по данной норме является факт получения бюджетных средств на приобретение или строительство жилья.

В силу ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. В данном случае таким органом является Управа Советского района г.о.г.Воронеж.

В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В оспариваемом Постановлении основания снятия с учета указаны.

Таким образом, Управа Советского района г.о.г.Воронеж при издании оспариваемого Постановления от 26.09.2008 действовала в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями закона.

Предоставление земельных участков Абакумовым для строительства жилья в данном случае значения не имеет, поскольку с учета семья была снята по иному основанию.

Доводы представителя заявителя о нарушении Управой ч.2 ст. 56 ЖК РФ, выразившиеся в не направлении Абакумовой И.А. копии постановления не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия, не могут служить основанием для признания постановления незаконным и его отмены. Данные доводы учитываются при разрешении вопроса о соблюдении срока обращения в суд при обжаловании постановления.

Доводы заявителя о незаконности действий Управы Советского района по невключению в состав семьи Абакумовой И.А. детей - ФИО11, <данные изъяты> и ФИО12, <данные изъяты>., являются несостоятельными, поскольку указанные дети родились после того, как семья была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы представителя заявителя о том, что Департаментом труда и социального развития (на 2008 г. – Главным управлением социального развития) на момент перечисления денежных средств не был проверен факт о готовности строительства жилья на 70%, к Управе Советского района отношения не имеют. На Управу Советского района каких-либо обязанностей по проверке готовности строительства жилья возложено не было. Действия же Департамента труда и социального развития (Главного управления социального развития) в установленном порядке обжалованы заявителем не были, в установленном порядке незаконными не признаны, как и Распоряжение администрации Воронежской области от 18.04.2008г. .

Нарушение прав и законных интересов Абакумовых застройщиком – ООО СМУ «Галтель» является основанием для предъявления соответствующих требований к данному лицу, а не к Управе.

Управа Советского района не понуждала Абакумовых заключать договора с ООО СМУ «Галтель», не перечисляла данному лицу бюджетные денежные средства, не проверяла представленные для перечисления денег документы, не была указана в качестве исполнителя в Распоряжении администрации Воронежской области от 18.04.2008г. р.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд отмечает, что заявитель не лишена возможности вновь обратиться с заявлением для постановки на жилищный учет.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, то в силу п.1 ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению и судебные расходы.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Абакумовой И.А. о признании незаконными действий Управы Советского района г.о.г.Воронеж по снятию с учета на улучшение жилищных условий семьи Абакумовой И.А., не включении в состав семьи детей, возложении обязанностей на Управу Советского района г.о.г.Воронеж отменить постановление от 26.09.2008 , восстановить семью Абакумовой И.А. на очереди на улучшение жилищных условий с 26.03.2004г., сформировать учетное жилищное дело и направить в Департамент труда и социального развития Воронежской области, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Авдеева С.Н.

Мотивированное решение составлено 28.11.2011г.