ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 года г. Воронеж Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Демченковой С.В., при секретаре Ширковой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чистякова В.М. к ЗАО «Тенистое», Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок, установил: Чистяков В.М. обратился в Советский районный суд г. Воронежа с иском к Управлению Росреестра по ВО о признании права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу:. Воронеж, <адрес> в силу приобретательской давности, указывая, что ему в соответствии с выпиской из протокола № совместного заседания правления и профкома откормсовхоза «Тенистый» от 02.10.1992 г., выделен земельный участок площадью 0,10 га. под строительство жилого дома по <адрес>. На основании указанного протокола по откормсовхозу «Тенистый», издан приказ о выделении ему вышеуказанного земельного участка. В 2008 году истец произвел землеустроительные работы. 17.11.2008 Постановлением Руководителя Управы Советского района г. Воронежа № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>земельный участок поставлен на кадастровый учет за кадастровым №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка №. 14 марта 2009 года истец обратился в ФРС ВО для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, однако в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что представленные на госрегистрацию документы не являются правоустанавливающими, откормсовхоз «Тенистый» не имел полномочий по предоставлению гражданам земельных участков. В дальнейшем, истец Чистяков В.М. уточнил исковые требования, предъявив иск к ЗАО «Тенистое», Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок площадью 1000кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым № указал, что ему в соответствии с Выпиской из Протокола № совместного заседания правления и профкома откормсовхоза «Тенистый» от 02 октября 1992 года, выделен земельный участок площадью 0,10 га под строительство жилого дома по <адрес>. На основании Протокола № от 02 октября 1992 года по откормсовхозу «Тенистый» издан Приказ № о выделении земельного участка под строительство жилого дома площадью 0,10 га по <адрес> за подписью директора ФИО1 В 2008 году он произвел землеустроительные работы. 14 марта 2009 года обратился в Федеральную регистрационную службу для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0513011:16, расположенный по адресу <адрес> Однако в ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что представленные на государственную регистрацию документы не являются правоустанавливающими. В сообщении от 15.05.2009г. № об отказе в государственной регистрации указано, что Откормсовхоз «Тенистый» не имел полномочий по предоставлению гражданам земельных участков. В конце июля 2010 года истец обратился с имеющимися у него документами в ДИЗО Воронежской области с заявлением о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Однако, 10.08.2010г. получил ответ за №з, из которого усматривается, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков в распоряжении департамента не имеется, процедура формирования земельного участка отнесена к компетенции органа местного самоуправления, а земельные участки, после проработки всей необходимой документации, будут распределены первоочередникам. Таким образом, ДИЗО Воронежской области, не рассматривая документы истца, формально отказало ему в предоставлении земельного участка, который на 25.07.2008г. фактически находился в государственной собственности и не был за кем-либо закреплен. Истец Чистяков В.М., его представитель Рябцева И.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали. Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности от 13.09.2011 Глухова М.Е. исковые требования не признала, считает, что откормсовхоз «Тенистый» не был уполномочен на выделение земельного участка Чистякову В.М. Полномочия по выделению гражданам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство принадлежали только органам местного самоуправления. Ответчик ЗАО «Тенистое» в судебное заседание представителя не направил, о слушании по делу извещен. Ранее представитель ЗАО «Тенистое» генеральный директор ФИО1 в судебном заседании пояснял, что согласно Постановлению Правительства от 1992 г. в совхозе создавались внутрихозяйственные комиссии, председателем которых являлся директор хозяйства. Комиссия решала вопросы по определению земель, подлежащих выделению, их размеру. Затем создавались списки. В такой список был включен и Чистяков В.М. Ему был предоставлен участок 1 га 82 сотки. В 1992 г. Совет народных депутатов Семилукского района закрепил за Откормсовхозом «Тенистый» земельный участок площадью 665 га, передав в собственность. До сегодняшнего дня ЗАО «Тенистое» имеет полномочия выделять земельные участки согласно Постановлениям Правительства и Указам Президента. Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещены в установленном законом порядке, не возражают против рассмотрения дела в отсутствие представителя. Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о слушании по делу извещена. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" земельная реформа имела целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществлялось наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР. Статья 4 этого акта предусматривала возможность передачи гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для крестьянского хозяйства земля передавалась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области, могла быть получена за плату. Настоящий порядок распространялся и на случаи образования коллективно-долевой собственности на землю. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передавались в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов (статья 8 названного Закона). В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РСФСР N1103-1 от 25.04.1991 г. граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе и для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности - в пределах норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 Кодекса. Также указывалось, что приобретение земельных участков в собственность на основании статьи 7 Земельного Кодекса осуществлялось через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок (статья 11 Земельного кодекса РСФСР). В силу статьи 18 Земельного кодекса РСФСР к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежало предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах. Земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передавались в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР необходимо было обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки (п. 14 Указа). Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" было предусмотрено, что для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекались к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (п. 3 Постановления Правительства от 29.12.1991 N 86). Согласно п.4 данного Постановления районным и внутрихозяйственным комиссиям надлежало провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Согласно п. 9 Положения о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю. С учетом принятого решения в районную комиссию подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, на выкуп или аренду. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, в которые включались работники колхозов, совхозов и других СХП, пенсионеры этих хозяйств, в том числе ушедшие на пенсию по инвалидности, проживающие на их территории. Судом установлено, что истец Чистяков В.М. с мая 1973 года работал в должности тракториста в откормсовхозе «Тенистый». Приказом Министерства совхозов № от 29.03.1973г. откормсовхоз «Воронежский» был переименован в откормсовхоз «Тенистый». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» откормсовхоз «Тенистый» был реорганизован в ТОО «Тенистое», которое в последствии на основании Постановления администрации Семилукского района Воронежской области от 30.12.1998г. № преобразовано в ЗАО «Тенистое» (л.д. 60,69). 29.12.1992г. Товариществу с ограниченной ответственностью «Тенистое» согласно постановлению администрации Семилукского района Воронежской области от 17.12.1992г. № было выдано свидетельство № о праве собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей, согласно которому для сельскохозяйственного использования предоставлено в собственность 1045 га, в бессрочное (постоянное) пользование – 157 га с приложением чертежа границ земель, находящихся в собственности, бессрочном (постоянном пользовании) (л.д.61). Материалы дела свидетельствуют о том, что 15.02.1992 года состоялось общее собрание трудового коллектива откормсовхоза «Тепличный», где была создана внутрихозяйственная комиссия по приватизации земель и имущества, находящегося в пользовании откормсовхоза, принято решение о реорганизации откормсовхоза (л.д. 107-108). 11.03.1992 года состоялось учредительное собрание граждан - работников совхоза и уполномоченных пенсионеров. В соответствии с протоколом № принято решение о создании товарищества с ограниченной ответственностью «Тенистое». Рабочие, служащие, пенсионеры вошли в состав учредителей списочным составом, учрежден список граждан имевших право на земельный пай (л.д.109-110). Вместе с тем, истец указывает, что в период работы внутрихозяйственной комиссии и формирования землеустроительной документации он подал заявление в правление откормсовхоза «Тенистый» о выделении ему земельного участка площадью 10 соток в районе «Белые дома» по <адрес> на строительство жилого дома, поскольку он пользовался им с 1973 года. Согласно выписке из протокола № совместного заседания правления и профкома откормсовхоза «Тенистый» от 2 октября 1992 года принято решение о выделении Чистякову В.М. земельного участка площадью 0,10 га под строительство жилого дома в районе «Белые дома» по <адрес> (л.д.9), что также нашло свое отражение в приказе по откормсовхозу «Тенистый» № от 12 октября 1992г. (л.д.10). Однако приобретение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе и для индивидуального жилищного строительства на основании статьи 7 Земельного Кодекса РСФСР осуществлялось только через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок, а выдача документов о праве собственности в соответствии с Указом Президента № от 27.12.1991 г. производилась органами Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР. Между тем, из материалов дела усматривается, на выделенном земельном участке Чистяковым В.М. возведены постройки, участок огорожен забором (л.д. 34-38). Истцом проведены землеустроительные работы. Земельному участку по ранее существующему адресу: <адрес> с расположенным на нем объектом недвижимости землепользователя Чистякова В.М. присвоен почтовый адрес: <адрес> (л.д.22). Произведена графическая проработка красных линий (л.д. 21). Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж согласовало закрепление за домовладением <адрес>, принадлежащего Чистякову В.М. земельного участка площадью 1000 кв.м с размерами по межам на основании выписки из протокола № совместного заседания правления и профкома откормсовхоза «Тенистый» от 02.10.1992 г. : по фасадной меже – 9,91+1,95+17,99 м.; по левой меже – 43,84 м.; по задней меже – 14,33 м.; по правой меже – 6,49+6,86+26,83+6,72 м. (л.д. 18). Постановлением руководителя Управы Советского района г. Воронежа № от 17.11.2008 г. на основании заявления Чистякова В.М., протокола № совместного заседания правления и профкома откормсовхоза «Тенистый» от 02.10.1992 г., приказа по откормсовхозу «Тенистый» от 12.10.1992г. №, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 09.10.2008 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов (л.д.26,27). Чистяковым В.М. произведена постановка земельного участка, площадью 1000.00 ±11.07 кв.м, на государственный кадастровый учет, получен кадастровый паспорт, земельному участку присвоен кадастровый номер 36:34:0513011:16 (л.д. 32-33). По смыслу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан. В соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к полномочиям Департамента отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена. Истец указывает, что при обращении в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность ему было отказано. В силу требований п. 1 ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 13 указанного закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Чистяков В.М. является ветераном Великой Отечественной войны и ветераном труда (л.д. 7), имеет права на льготы в соответствии с ст. 15, 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", 16.06.2010 г. поставлен на учет в качестве лица имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Воронеж (л.д. 7, 113). Материалы дела свидетельствуют о том, что споры по границам спорного земельного участка отсутствуют. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 115). В соответствии со ст.2 Конституции России человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в таких случаях вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судом путем признания права. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Чистякова В.М. о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению. Согласно ст. 59 Земельного кодекса РФ судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Чистяковым В.М. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья С.В. Демченкова