решение по делу по иску Добродеева С.А. к МО РФ о признани права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-826/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 апреля 2012 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,

при секретаре Куралесиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Добродеевой И.В., Добродеев С.А., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Министерству обороны РФ, департаменту муниципальной собственности администрации городского округа г.Воронежа, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ВО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Добродеева И.В., Добродеев С.А., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО1 обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, департаменту муниципальной собственности администрации городского округа г.Воронежа, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ВО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что Добродеев С.А. является нанимателем по договору социального найма и проживает в <адрес>. Вместе с ним в квартире проживают и зарегистрированы: Добродеева И.В., ФИО1, ФИО1 08.02.2012г. Добродеев С.А. обратился в Департамент муниципальной собственности администрации г.о.г. Воронеж с заявлением о приватизации квартиры и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ВО, однако ему было отказано, в связи с тем, что <адрес> в муниципальном реестре не учитывается, жилой дом № 26а по ул. Тепличная закреплен на праве оперативного управления за Воронежской КЭЧ МО РФ. В настоящее время ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» расформировано, в связи с чем с заявлением о разрешении приватизировать спорное жилое помещение он обратился в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ. Министерство обороны РФ уклоняется от передачи жилого фонда в муниципальную собственность или внесению в реестр федеральной собственности. Данные обстоятельства препятствуют истцам реализовать свое законное право на приватизацию жилья, в связи с чем просят признать право собственности в порядке приватизации на <адрес> за Добродеевым С.А., Добродеевой И.В., ФИО1, ФИО1 по 1/4 доли за каждым.

Представитель истцов по доверенности Потапов С.В. в судебном заседании иск поддержал.

Истцы Добродеева И.В., Добродев С.А., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО1 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, департамента муниципальной собственности администрации городского округа г.Воронежа, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ВО в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены в установленном законом порядке.

Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Добродееву С.А. на основании решения (протокол от 20.04.2009г.) предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, 09.06.2009г. заключен договор социального найма (л.д. 16-18,27). Согласно выписке из домовой книги, в указанной квартире зарегистрированы и проживают: Добродеев С.А., Добродеева И.В., ФИО1, <данные изъяты>, ФИО1, <данные изъяты>, ответственным квартиросъемщиком является Добродеев С.А. (л.д. 8). Истец является военнослужащим, ранее занимаемое жилое помещение по месту службы сдал, что подтверждается документами на л.д. 12-15,21,30.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В ст. 2 этого же закона говорится о том, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Из ст.6 следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В ст. 18 указано, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане – наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе право на приватизацию жилых помещений. В силу ст. 11 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Из представленных документов видно, что истец Добродеев С.А. обращался в департамент муниципальной собственности администрации г.о.г. Воронеж с заявлением по вопросу приватизации квартиры, однако ему было отказано, поскольку спорная <адрес> не значится в реестре муниципального имущества (л.д. 11). Из ответа Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области усматривается, что <адрес> учитывается в реестре федерального имущества, закреплена на праве оперативного управления за Воронежской КЭЧ района Минобороны России, а в соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется государственным учреждением, за которым закреплен жилой фонд на праве оперативного управления (л.д. 19).

Согласно выписке Управления Росреестра по ВО в ЕГРП отсутствуют сведения о правах на вышеуказанный объект недвижимости (л.д. 19). Кроме того, ФГ КЭУ «Воронежской КЭЧ района» истцу также отказано, т.к. собственником жилья является МО РФ (л.д. 28). Добродеев С.А. обращался в МО РФ по данному факту, но из их ответа следует, что до настоящего времени названный вопрос не решен (л.д. 25,26,39).

Таким образом, истцы не имеют реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья.

Между тем, невнесение указанного дома в федеральный реестр, неоформление ВКЭЧ МО РФ первичного права оперативного управления и отказ передачи жилищного фонда в муниципальную собственность препятствует истцам в реализации конституционных прав, гарантированных ст. 35 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Ответчики Министерство обороны РФ, департамент муниципальной собственности администрации городского округа г.Воронежа, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ВО не представили суду доказательств, опровергающих доводы истцов.

Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Более того, в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.11.1998г. № 25 – П была сформулирована правовая позиция общего характера, согласно которой государство, закрепившее право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. Государство гарантирует при передаче имущества в собственность соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, что допустимо в случаях, если целевое назначение жилого помещения, место его назначения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частичную собственность.

Жилое помещение, которое истцы просят передать в собственность, не относится к кругу объектов, не подлежащих приватизации (л.д. 9,10). Ранее Добродеева И.В., Добродеев С.А., ФИО1, ФИО1 участия в приватизации не принимали.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Добродеевым С.А. право собственности в порядке приватизации на 1/4 долю <адрес>.

Признать за Добродеевой И.В. право собственности в порядке приватизации на 1/4 долю <адрес>.

Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на 1/4 долю <адрес>.

Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на 1/4 долю <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья Е.М. Бородовицына