Решение по иску Пустоваловой А Ф. к ОАО `УК Советского района`, ОАО `Квадра`, МУП МИВЦ о признании незаконным начисление сверх норматива потребления дополнительных объемов горячей воды и водоотведение, и др.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года Советский районный суд г. Воронежа

В составе председательствующего судьи Надточиева П.В.

При секретаре Попугаевой В.В.,

С участием истца Пустоваловой А.Ф., представителя ответчика ОАО «Квадра» Ломовой Т.В., представителя МУП «МИВЦ» Петровой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пустоваловой А.Ф. к ОАО «Управляющая компания Советского района», ОАО «Квадра», МУП «МИВЦ» о признании незаконным начисление сверх норматива потребления дополнительных объемов горячей воды и водоотведение, платы за указанные объемы, обязании производства перерасчета

УСТАНОВИЛ

Первоначально Пустовалова А.Ф. обратилась в суд с иском к ОАО «УК Советского района» г.Воронежа, указывая, что проживает в однокомнатной квартире <адрес> и оплачивает коммунальные услуги, предоставляемые ответчиком, в том числе за горячее водоснабжение и водоотведение. Квартира не оборудована индивидуальными приборами учета на горячее водоснабжение. В доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения, частично дом оснащен индивидуальными приборами учета. Истица утверждает, что согласно п.23-а «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года, при таком варианте оснащения дома приборами учета размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения 2 к «Правилам…», а именно по формуле 3 для помещений, не оборудованных ИПУ, и по формуле 9 – для помещений, оборудованных ИПУ. Поскольку ее квартира не оборудована ИПУ, размер платы за потребленную горячую воду определяется по формуле 3, т.е. произведением тарифа на норматив потребления и на количество проживающих. А в соответствии с «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, норматив потребления учитывает не только объем воды, необходимый для удовлетворения нужд одного потребителя, но и технически неизбежные потери в коммуникациях дома и расход воды на содержание общего имущества дома. Однако, установленный порядок начисления платы за горячее водоснабжение нарушается ответчиком. При начислении используется формула 4, тогда как размер платы за горячую воду, потребленную в помещении не оборудованном ИПУ, должен определяться по формуле 3 Приложения 2 к «Правилам…».

В связи с чем, истица просила: «признать незаконными, противоречащими положениям «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» корректировки размера платы за горячее водоснабжение и водоотведение, производимые в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Приложения 2 к «Правилам…». Обязать ОАО «УК Советского района» произвести возврат сумм за незаконно начисленные объемы горячей воды и, соответственно, за объемы сточных вод».

Впоследствии, истица уточнила свои требования и просила: «признать незаконным, противоречащими п.23-а «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» начисление сверх норматива потребления дополнительных объемов горячей воды и отведенных вод от горячей воды и соответственно, начисление платы за эти дополнительные объемы. Просила обязать ОАО «УК Советского района» произвести с июля 2010 года перерасчет платы за горячее водоснабжение и водоотведение от горячей воды и взыскать с ответчика плату за начисленные сверх норматива потребления объемы горячей воды и отведенных вод в размере 963 руб. 48 коп.».

Позже истица вновь уточнила исковые требования, предъявив их также к ОАО «Квадра» и МУП «МИВЦ», указывая, что порядок расчета, представленный ОАО «Квадра», не предусмотрен «Правилами…», «противоречит здравому смыслу». Просила: «1)признать незаконным, противоречащими п.23-а «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» начисление сверх норматива потребления дополнительных объемов горячей воды в порядке, осуществляемом ОАО «Квадра» и начисление дополнительных объемов отведенных сточных вод и, соответственно, начисление платы за эти дополнительные объемы. 2) Обязать ОАО «Квадра» произвести с июля 2010 года перерасчет платы за горячее водоснабжение и взыскать плату за начисленные сверх норматива потребления объемы горячей воды в размере 872 рубля 70 копеек. 3) Обязать МУП «МИВЦ» произвести с июля 2010 года перерасчет платы за водоотведение и взыскать плату за начисленные сверх норматива потребления объемы отведенных сточных вод в размере 90 рублей 78 копеек».

В судебном заседании истица Пустовалова А.Ф. на своих требованиях настаивала, пояснив, что удовлетворение п.2 и п.3 уточненного иска зависит от удовлетворения п.1 этого иска, поэтому она затруднялась ответить, настаивает ли на указанных требованиях.

Представитель ответчика ОАО «УК Советского района» г.Воронежа в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.

В судебном заседании представители ответчиков: ОАО «Квадра» Ломова Т.В. в решении вопроса полагалась на усмотрение суда, а представитель МУП «МИВЦ» Петрова Н.В. против заявленных требований возражала.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (в ред. от 21.07.2008 года №549 и от 29.07.2010 №580) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

Как видно из представленных документов, истица проживает в однокомнатной квартире <адрес>, которая не оборудована индивидуальными приборами учета (ИПУ) горячей воды. В связи с чем, ей начисляется оплата за горячее водоснабжение и водоотведение исходя из установленных нормативов потребления в расчете на одного человека. Но, поскольку в самом доме установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), то на основании данных, предоставляемых ОАО «УК Советского района», МУП «МИВЦ» и филиал ОАО «Квадра» - «Воронежская региональная генерация» производит регулярную корректировку оплаты потребления горячей воды и водоотведения, применяя при этом формулы, указанные в Приложении №2 к Постановлению Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года (в ред. от 21.07.2008 года №549 и от 29.07.2010 года №580) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

Истица в своем иске ссылается на указанные «Правила…», утверждая, что начисление платы за горячее водоснабжение должно производиться по п.23-а «Правил…». Однако, указанный пункт применяется к жилым помещениям, оборудованными приборами учета. В соответствии с п.23 «Правил…»: «при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Размер платы за горячее водоснабжение и водоотведение в квартирах, не оборудованных ИПУ должен определяться по п.22 «Правил…», который предусматривает: «Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил». В свою очередь п.19 говорит о том, что, «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. … При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Из представленных документов видно, что нарушений в применении указанных положений нормативных документов в данном случае ответчиками не допущено, в связи с чем, исковые требования предъявлены необоснованно.

Вместе с тем, в судебном заседании также было установлено, что в данном доме на первом этаже расположены нежилые помещения, занятые юридическими лицами, как имеющими приборы учета горячей воды, так и не имеющие таковых. В то же время корректировки платы за потребленную горячую воду производятся только в отношении граждан, без учета пользователей (собственников) нежилых помещений – организаций, расположенных на первом этаже дома.

В соответствии с п.2 «Правил…», действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В то же время никто не препятствует заинтересованным лицам обратиться в соответствующие органы для проведения проверки объемов потребления коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения и водоотведения, организациями, занимающими нежилые помещения в доме <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Пустоваловой А.Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Надточиев П.В.