А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 сентября 2010 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Исаковской Э.Л.
при секретаре Алешиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сергуниной Татьяны Семеновны на решение мирового судьи судебного участка № 73 Советского района г.Тулы от 3 июня 2010 года по иску Сергуниной Татьяны Семеновны к ОАО «Управляющая компания г.Тулы» о перерасчете оплаты услуг электроснабжения и уборки мест общего пользования, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Сергунина Т.С. обратилась в суд к ОАО «Управляющая компания г.Тулы» о перерасчете оплаты услуг электроснабжения и уборки мест общего пользования, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что она и ее семья являются собственниками квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ..., в которой проживают в указанной квартире с 1979 года, с ОАО «Управляющая компания г.Тулы» заключен договор на техническое обслуживание, согласно которому ответчик обязан предоставлять собственникам жилья и проживающим в нем лицам ряд коммунальных услуг за вносимую по квитанции плату. Начиная с января 2009 года в квитанции об оплате коммунальных услуг и жилья появилась новая строка – «электроэнергия МОП», с учетом льгот за период с января по ноябрь 2009 года истицей оплачено за электроснабжение мест общего пользования 1095 руб. 30 коп. Кроме того, с апреля 2009 года в квитанциях на оплату жилья и коммунальных услуг появилась строка «уборка МОП», за уборку мест общего пользования ею оплачено с апреля по ноябрь 2009 года всего 477 руб. Истица считает неправильным размер стоимости уборки мест общего пользования, который рассчитан пропорционально площади квартиры, а не мест общего пользования, то есть лестничных площадок. Кроме того, уборка мест общего пользования осуществляется нерегулярно и некачественно. По смыслу иска, электроснабжение и уборка мест общего пользования уже оплачиваются ею в составе содержания общего имущества дома. Неправомерными действиями ответчика ей помимо материального ущерба причинен моральный вред, заключающийся в том, что в течение года она находится в возбужденном состоянии из-за сложившейся ситуации, стала раздражительной, вынуждена принимать медикаменты. У нее нарушились сон, работа внутренних органов. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет электроэнергии и уборки мест общего пользования на сумму 1572 руб. 30 коп., взыскать в возмещение морального вреда 10 000 рублей, в возврат государственной пошлины 200 рублей.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила иск, указав в качестве дополнительного основания для перерасчета ответчиком сумм оплаты электроэнергии мест общего пользования тот факт, что исполнительной властью на территории Тульской области нормативы потребления электрической энергии в местах общего пользования не утверждены.
Решением мирового судьи судебного участка № 73 Советского района г.Тулы от Дата обезличена года в удовлетворении исковых требований Сергуниной Татьяны Семеновны к ОАО «Управляющая компания г.Тулы» о перерасчете оплаты услуг электроснабжения и уборки мест общего пользования, компенсации морального вреда отказано.
Не согласившись с указанным решением мирового судьи, истицей Сергуниной Т.С. была подана апелляционная жалоба, в которой она ссылается на то, что судом вынесено решение без учета положений ст. 167 Жилищного Кодекса и п.16 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Указала на то, что в доме, в котором расположено 412 квартир, 11 подъездов имеется всего два работающих счетчика на МОП, в связи с чем непонятно, какие нормативы были учтены ответчиком при выставлении счетов за электроснабжение мест общего пользования. Кроме того, Дата обезличена с ней был заключен договор на уборку мест общего пользования, а не площади её квартиры, в связи с чем суд необоснованно отказал ей в иске о перерасчете сумм за уборку в местах общего пользования. С учетом изложенного, просила отменить решение мирового судьи и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании истица Сергунина Т.С. и её представитель в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ Комарова Т.Т. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение мирового судьи от Дата обезличенаг. и принять новое решение.
В судебном заседании представитель ОАО «Тульская энергосбытовая компания» по доверенности Зотова О.Ю., представитель ОАО «Управляющая компания г.Тулы» по доверенности Осипова Ю.А., представитель Администрации г.Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. доводы апелляционной жалобы не признали, просили суд решение мирового судьи судебного участка № 73 от Дата обезличена года оставить без изменения, жалобу Сергуниной Т.С. – без удовлетворения.
Третьи лица ИП Соловьев О.В., Сергунины А.В., В.А. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации серии Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ... принадлежит Сергуниным Т.С., В.А. по праву совместной собственности.
В выписке из домовой книги Номер обезличен от Дата обезличена года имеются сведения о том, что в данной квартире зарегистрированы Сергунин В.А., Сергунин А.В. и Сергунина В.А. Дата обезличена года рождения.
Из квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2009 г. по ноябрь 2009 года усматривается, что с января 2009 года в квитанции внесена отдельная строка «электроэнергия МОП», с апреля 2009 года – отдельная строка «уборка МОП».
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 3 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 154 Жилищного Кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 и регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. а ч. 2 данных Правил к помещениям общего пользования в многоквартирном доме относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
С учетом изложенного, мировой судья сделал обоснованный вывод, что стоимость потребленной электроэнергии в местах общего пользования не входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В силу пункта 1 статьи 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ч. 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указание в п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с вышеприведенными положениями ГК РФ и ЖК РФ.
Кроме того, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30).
Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).
В соответствии с пунктами 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Установленная абзацем 2 пункта 25 Приложения к Правилам величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Содержащаяся п. 25 Приложения к Правилам величина расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, подлежит использованию органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения.
Доводы истицы о том, что нормативы на потребление электрической энергии в местах общего пользования органами местного самоуправления в Тульской области не утверждены, были предметом исследования в ходе рассмотрения дела мировым судьей. Суд обоснованно сослался на то, что к данным правоотношениям должна быть применена ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Расчетная величина, используемая при расчете для оплаты гражданами, проживающими в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, при отсутствии счетчиков на места общего пользования и лифтах, в составе норматива потребления 7 кВт.ч за места общего пользования и 7 кВт.ч за лифт ( при его наличии), по мнению суда, по аналогии закона может быть применена к жилым помещениям, оборудованным индивидуальными счетчиками при отсутствии приборов учета мест общего пользования и лифтового оборудования, так как эти отношения прямо не урегулированы законодательством, и это не противоречит их существу. Кроме того, истица не отрицала, что потребление электрической энергии в местах общего пользования дома имеет место.
Исковые требования истицы Сергуниной Т.С. о перерасчете оплаты за уборку мест общего пользования также не подлежат удовлетворению, поскольку на основании п. 3.3 договора управления собственники несут бремя расходов по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на это имущество.
Плата за содержание жилья включает в себя расходы по уборке мест общего пользования и до 01.05.2009 составляла 15 руб. 17 коп. С 01.05.2009 года указанная выше обязанность за обществом сохранилась, но в связи с выбором способа управления собственниками помещений данного дома плата стала составлять 13 руб. 24 коп.
Общим собранием собственников помещений дома Номер обезличен по ... ... от Дата обезличена года ( т. 1л.д. 170-171) принято решение о предоставлении дополнительной услуги по уборке мест общего пользования и включение в квитанцию об оплате жилищно-коммунальных услуг 0,95 руб. за 1 кв.м общей площади помещения в месяц.
Постановлением Департамента Тульской области по тарифам от 20.11.2008 года № 25/2 «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год по муниципальным образованиям Тульской области» были утверждены предельные индексы изменения размера платы на 2009 года, что для города Тулы составляет 118%. Плата за уборку мест общего пользования была проиндексирована, таким образом, на 118% и составила 0,95 х 1,18 = 1,12 руб. с 1 кв м.
Из актов сдачи-приемки за апрель- ноябрь 2009 года, усматривается, что работы по уборке мест общего пользования в доме истицы выполнялись надлежащим образом ИП Соловьевым О.В. во исполнение договора Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного ОАО «Управляющая компания г.Тулы» с ИП Соловьеву О.В., которому было поручено осуществлять уборку мест общего пользования в домах жилищного фонда г.Тулы, находящегося в управлении заказчика, в том числе в доме Номер обезличен по ... .... Доказательств обратного суду не представлено.
Являясь собственником помещения в многоквартирном доме, истица несет в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доводам истицы и ответчиков мировым судьей дана правильная оценка со ссылкой на вышеуказанные нормы. Новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на решение мирового судьи, но не были им исследованы, суд не установил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения мирового судьи от Дата обезличена года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
решение мирового судьи судебного участка № 73 Советского района г.Тулы от Дата обезличена года по иску Сергуниной Татьяны Семеновны к ОАО «Управляющая компания г.Тулы» о перерасчете оплаты услуг электроснабжения и уборки мест общего пользования, компенсации морального вреда, оставить без изменения; апелляционную жалобу Сергуниной Т.С. - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
СУДЬЯ: подпись.Э.Л.Исаковская
Копия верна.Судья: