о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-655/10 по иску Гусевой Татьяны Егоровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

у с т а н о в и л:

Гусева Т.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 09 октября 2009 года она обратилась с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Однако решением ответчика ей было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия у нее необходимого стажа работы. При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж период ее работы с 01.07.1995 г. по 31.12.1996 г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы», т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. С данным решением она не согласна, а потому просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлениям лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 01.07.1995 г. по 31.12.1996 г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы», назначив ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее первичного обращения, то есть 09 октября 2009 года.

В судебное заседание истица Гусева Т.Е. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истицы по ордеру - адвокат Яковлев Е.И. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать в связи с отсутствием у истицы требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях.

Считала, что вышеуказанный спорный период работы истицы не может быть отнесен к лечебной деятельности, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Так, в трудовой книжке истицы значится должность фельдшер по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи. Указанная должность не связана с выполнением лечебной деятельности, согласно функциональным обязанностям фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи по приему и передаче вызовов. Суд не может исходить из того, что должность фельдшера по приему вызовов и их передаче выездным бригадам должна быть отнесена к числу тех должностей среднего медицинского персонала, работа в которых представляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», ссылаясь исключительно на должностную инструкцию фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, т.к. это может привести к неправильному применению норм материального права. Вопрос включения той или иной профессии, должности, учреждения в список, дающей право на получение досрочной пенсии по старости ранее общеустановленного возраста, отнесен к компетенции Правительства РФ и решается им в зависимости от специфики и характера работы, функциональных обязанностей работника, профиля и задач деятельности медицинского учреждения и других факторов, влияющих на интенсивность труда, степень неблагоприятных воздействий, психофизиологические нагрузки, которым подвергаются отдельные категории работников. Полагала, что то обстоятельство, что в обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов входит в том числе, организация оказания скорой медицинской помощи или оказание этой помощи в случае обращения граждан за медицинской помощью на подстанцию, как и иные вмененные должной инструкцией обязанности, само по себе не свидетельствует о том, что эта работа дает право назначение досрочной пенсии, т.к. не любая лечебная и иная работа по охране здоровья, требующая медицинского образования, дает право на досрочное назначение пенсии и само по себе наличие в наименовании занимаемой истицей должности слова «фельдшер» не может являться достаточным основанием для удовлетворения иска.

Считала отказ в назначении пенсии обоснованным, поскольку не выполняется условие назначения данного вида пенсии - осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 30 лет, в связи, с чем просила отказать в удовлетворении заявленных требований полном объеме.

Представитель третьего лица Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Тулы в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен в надлежащем порядке, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя л.д.50).

Выслушав мнения представителей сторон, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству РФ.

Ранее действовавшими Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, а также действующим в настоящее время Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 г. № 781 к числу должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж в календарном порядке и дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости указаны должности «врачей-специалистов всех наименований, в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений) и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Наименование учреждения - «станция скорой медицинской помощи» полностью соответствует указанным Спискам.

Для регулирования порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с 27.03.1979 года по 09.10.2009 года, то есть по день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, истица работала в должностях медсестры, фельдшера в различных учреждениях здравоохранения.

В этой связи, 09.10.2009 года истица обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением УПФ РФ (ГУ) в городе Туле №510 от 31.12.2009 года истице было отказано в назначении таковой пенсии, а именно не принят в зачет специального стажа период работы истицы с 01.07.1995 г. по 31.12.1996 г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы», т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Между тем, с указанными выводами ответчика согласиться нельзя.

Как следует из объяснений представителей сторон, показаний свидетеля и материалов дела, в спорный период времени истица работала в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы». Данное обстоятельство подтверждается представленными суду трудовой книжкой истицы, льготно-уточняющей справкой № 458/к от 09.10.2009 г., не оспаривалось сторонами.

О льготном характере деятельности истицы в указанный период свидетельствуют следующие обстоятельства.

Так, работодатель МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы» в справке указывает на то, что Гусева Т.Е. - фельдшер по приему и передаче вызовов тарифицируется как средний медицинский персонал с учетом квалификационной категории.

Штатными расписаниями средних медицинских работников за спорный период времени предусмотрена должность фельдшер-диспетчер.

Между тем, в действующем законодательстве не дается юридического определения термина «лечебная деятельность».

В этой связи, в соответствии с положениями ст. 11 ч. 3 ГПК РФ, суд полагает возможным применение нормы п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30, согласно которому медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. Таким образом, одним из видов медицинской деятельности является оказание скорой медицинской помощи, для осуществления которой необходимо специальное образование и систематическое повышение квалификации.

В силу требований приказа Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 на должность фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», «сестринское дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат.

Согласно должностной инструкции фельдшера по приему и передаче вызовов МУЗ «ССМП г. Тулы» на указанную должность назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности «фельдшер», с опытом практической работы в учреждениях службы скорой медицинской помощи не менее 5 лет.

В соответствии с Номенклатурой медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» к числу должностей среднего медицинского персонала наряду с должностями фельдшера и фельдшера-лаборанта относится и должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

Из функциональных обязанностей фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденных приказом главврача Тульской муниципальной станции скорой и неотложной медицинской помощи в 1998 г., усматривается, что в обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов входит: осуществление работы по графику, утвержденному главным врачом станции. До начала работы фельдшер по приему и передаче вызовов обязан: уточнить состав смены, проверить наличие всей необходимой документации, бланков медицинских карт вызова, сопроводительных талонов на госпитализируемых больных; передавать в соответствующие учреждения сообщения и сведения о несчастных случаях и заболеваниях по формам и в порядке, установленном специальными приказами и распоряжениями по станции.

Данные функциональные обязанности по своему содержанию полностью соответствуют Положению о фельдшере по приему и передаче вызовов, являющемуся Приложением 11 к приказу Минздрава РФ от 26.09.1999 г. № 100.

Кроме того, согласно Руководству по скорой медицинской помощи, рекомендованному Минздравсоцразвития РФ для врачей и фельдшеров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, фельдшер по приему и передаче вызовов при поступлении вызова обязан оказать консультативную помощь о необходимом поведении в отношении больного с целью уменьшения вредных последствий для здоровья последнего до приезда бригады скорой медицинской помощи.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 заведующий 2 подстанцией МУЗ «ССМП г.Тулы» показал, что в течение 18 лет он работал вместе с истицей на 2 подстанции МУЗ «ССМП г.Тулы». В спорный период времени она работала в должности фельдшера по приему и передаче вызовов. Обязанности среднего медперсонала не определяются однозначно наименованием должности, все взаимозаменяемы и зачастую имели место такие факты, когда истица оказывала медицинскую помощь пациентам, непосредственно обращавшимся за помощью на подстанцию, так как являлась опытным работником имела соответствующую квалификацию.

Суд приходит к выводу о том, что истица в спорный период времени занимала должность, относящуюся к среднему медицинскому персоналу, данный период имел место в период действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения от 06.09.1991 года № 464, в соответствии с которым, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Кроме того, судом установлено, что истица, имея среднее медицинское образование по специальности «фельдшер», выполняла в течение полного рабочего дня обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера по приему и передаче вызовов

О выполнении медицинской деятельности свидетельствует также выписка из журнала обращений об оказании истицей медицинской помощи обратившимся непосредственно на станцию скорой медицинской помощи.

Таким образом, осуществляемая истицей деятельность в спорный период являлась лечебной деятельностью, составляла ее профессиональную деятельность как фельдшера, в связи, с чем подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и спорный период.

Доводы представителя ответчика о том, что истица в спорный период лечебную деятельность не осуществляла, являются несостоятельными, поскольку опровергаются совокупностью приведенных доказательств и анализом действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая что, по смыслу положений ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия на льготных основаниях назначается именно в связи с особым характером деятельности лица, которое в соответствии с Конституцией РФ не может быть ущемлено в своих пенсионных правах только в связи с допущенными неточностями в формулировках, указанных в трудовых книжках, или в связи с нарушением порядка хранения документации, требования истицы Гусевой Т.Е. о включении в ее специальный стаж в календарном исчислении периода ее работы с 01.07.1995 г. по 31.12.1996 г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы» подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенного периода, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Гусевой Т.Е. в УПФ РФ по г. Туле - 09 октября 2009 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 09 октября 2009 г.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Гусевой Татьяны Егоровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный стаж Гусевой Татьяны Егоровны в календарном исчислении период ее работы с 01.07.1995 г. по 31.12.1996 г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Тулы».

Признать за Гусевой Татьяной Егоровной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 09 октября 2009 г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.И. Якушева

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200