Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2010 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1687/10 по иску Новиковой Елены Робертовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л:
Новикова Е.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований, сослалась на то, что Дата обезличена г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела 25 летний трудовой стаж педагогической деятельности.
Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ответчик отказал ей в назначении таковой пенсии ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не включив в специальный стаж период ее работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ.
С выводами ответчика она не согласна, считает, что период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ можно отождествить с педагогической деятельностью, поскольку ей приходилось работать с учащимися, в круг ее обязанностей входило обучение пионервожатых, участие в областных слетах детей, работа в школьных коллективах, с учащимися и учителями. Кроме того, данная должность является выборной должностью, так как ее избирали на Пленуме райкома ВЛКСМ.
Просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признать незаконным отказ УПФ РФ в г.ТулеНомер обезличен от Дата обезличена г. в части отказа включения в специальный стаж периода работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с Дата обезличена года.
В судебное заседание истица Новикова Е.Р. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке.
Представитель истицы по доверенности Суменкова О.Г. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные истицей требования не признала, указав на то, что УПФ РФ правомерно не принят в зачет специального стажа период работы истицы работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ, так как наименование должности «секретарь комитета ВЛКСМ» и наименование учреждения «... ВЛКСМ» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 года №781.
На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать, в связи с отсутствием специального стажа, дающего права нам назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дел, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Тулы от Дата обезличена г. Номер обезличен в специальный стаж истицы не был включен период ее работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г.Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность секретаря комитета ВЛКСМ не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность секретаря комитета ВЛКСМ также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с 01.02.1982 г. по 05.05.2010 г., то есть по день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, она работала в должности секретаря комитета ВЛКСМ, воспитателя, учителя начальных классов, учителя дефектолога в различных учебных заведениях.
Согласно архивной справке от Дата обезличена г. Номер обезличен по документам ГАУ ТО «Государственный архив», по фондам «Тульский обком КПСС», «... ВЛКСМ ...» за период с 1982 г. по 1987 г. сведений о должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища не имеется.
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»
Согласно п.п. «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
При этом в силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из подп. «а» п. 1 Приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений: время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.
Следовательно, судом установлено, что должность секретаря комитета ВЛКСМ являлась выборной, и в соответствии с вышеназванным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должна быть зачтена в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 - П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение УПФ РФ в г.Туле от Дата обезличена года Номер обезличен в части отказа невключения в специальный трудовой стаж истицы периода работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ является незаконным.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле Дата обезличена г. истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с Дата обезличена г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Новиковой Елены Робертовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный трудовой стаж Новиковой Елены Робертовны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 01.02.1982 г. по 19.11.1987 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ педагогического училища Номер обезличен в ... ВЛКСМ.
Признать за Новиковой Еленой Робертовной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с Дата обезличена года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Новиковой Елене Робертовне досрочную трудовую пению по старости с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Бездетнова
решение не вступило в законную силу