Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2010 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Бездетновой А.С.
при секретаре Франк М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1501/2010 по иску Хромовой Александры Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о перерасчете трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Хромова А.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о перерасчете трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что с ХХ г. ей была назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» в размере ХХХХ руб. Одновременно с подачей документов для назначения пенсии ею представлялись в отдел Пенсионного фонда РФ по месту ее жительства справки о заработной плате за все периоды трудовой деятельности. Кроме того, ХХ г. ею также для перерасчета пенсии были представлены комсомольский билет и справка Администрации МО «...» ... (...) комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности о том, что произошло наводнение. Истица полагает, что в связи с таким стихийным бедствием и утратой документов о ее заработке в период ее работы в указанной местности, ее заработок может быть установлен по данным комсомольского билета за период с ХХ г. г. по ХХ г., также ею была представлена справка о заработке с ХХ г. по ХХ г., в связи с чем трудовая пенсия ей может быть исчислена в большем размере. Однако ответчик данные документы для исчисления ее пенсии не принял и перерасчет пенсии не произвел. В связи с этим истица просила обязать УПФР (ГУ) в г. Туле произвести перерасчет пенсии с учетом заработка за период с ХХ г. по ХХ г. на основании представленных косвенных документов с ХХ г.
В судебном заседании истица Хромова А.П. иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель УПФ (ГУ) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в иске отказать. В обоснование своих возражений представитель ответчика ссылалась на то, в соответствии с совместным письмом Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 г. № 8389-Юл/ЛЧ-06-27/9704 для лиц, первичные документы о заработке которых не сохранились в результате наводнений, землетрясений, ураганов, рекомендуется принимать к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, оформленные в соответствии с требованиями ведения первичных учетных документов. В этих целях в регионе, в котором имело место стихийное бедствие, создается комиссия с привлечением представителей органов самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда. В компетенцию такой комиссии входит решение вопросов о подтверждении заработка на основании косвенных документов о заработке (в том числе и комсомольских билетов). В ... ... (...) в связи с наводнениями в ХХ и ХХ гг. такой комиссии не создавалось. Факт утраты первичных документов не подтвержден, и официального сообщения о факте происшедшего стихийного бедствия истицей не представлено, в связи с чем заработок истицы не может быть установлен по косвенным документам. В иске просила отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется по нормам введенных с этой даты в действие Федеральных законов № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В соответствии с законодательством РФ оценка пенсионных прав истца должна осуществляться с учетом требований пунктов 1, 2, 5, 9 статьи 30 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В частности, из положений приведенной нормы закона следует, что в связи с введением в действие указанного выше Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - БЧ) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации.
Относительно порядка подтверждения размера заработка за 2000-2001 гг. или за любые 60 месяцев подряд, принимаемого для исчисления ЗР, Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В силу п. 2 Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны прилагаться документы о среднемесячном заработке за 2000-2001 гг. или 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается вправками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В совместном письме Министерства труда и социального развития РФ № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 рассмотрены случаи определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке. Так, указанными органами определено, что в случае невозможности получения вышеназванных официальных документов о среднем заработке, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюзов и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из материалов пенсионного дела, в период времени с ХХ г. по ХХ г. истица работала в должностях ..., ... на ХХХХ ставки ... школы ... ... (...).
Справки о заработной плате установленного образца истицей за указанный период времени не представлялось.
Вместе с тем, как следует из содержания справки ХХХХ, выданной ХХ г. председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Администрации МО «...» ... (...), районное управление образованием МО «...» ... (...) в ХХ г. подвергалось затоплению. ... также сообщало в ответе за ХХХХ от ХХ г. о невозможности представления архивных сведений о заработной плате Хромовой Александры Петровны, 1948 гожа рождения, за период с ХХ г. по ХХ г., в связи с отсутствием таких сведений в архиве после наводнений ХХ г. и ХХ гг.
В подтверждение стихийного бедствия - наводнения, имевшего место в ... ... (...) в ХХ г. судом также была исследована выписка из газеты «...» от ХХ г., статья «Вода заглатывала крыши…». Из содержания указанной статьи однозначно усматривается описание событий обширного наводнения, имевшего место в ХХ г. в ... ... (...), а также имеется ссылка на такое же наводнение в ХХ г.
Таким образом, у суда имеется достаточно данных для вывода об имевших место в ХХ и ХХ гг. стихийных бедствиях, послуживших причиной несохранности документов о заработке истицы.
Вместе с тем, истицей представлен ее комсомольский билет ХХХХ, в котором имеются исчерпывающие сведения о заработке Хромовой А.П. в период времени с ХХ г. по ХХ г. Указанный документ в своей достоверности у суда сомнений не вызывает, поскольку имеет унифицированную форму, удостоверен печатью комсомольской организации и содержит сведения об уплате взносов члена комсомольской организации, которым являлась истица в спорный период времени, исчисленных из ее заработной платы, взимание которых также удостоверено ответственным лицом.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с выводами Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле об отказе в исчислении пенсии истицы по данным указанного комсомольского билета ХХХХ.
Также из трудовой книжки истицы следует, что с ХХ г. по ХХ г. она работала ... завода, и за период с ХХ г. по ХХ г. истицей представлена справка о заработке от ХХ г. ХХХХ.
В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии в соответствии с пунктами 2-4 ст. 17 Закона производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии и с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Как следует из материалов пенсионного дела, истица Хромова А.П. ХХ г. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной ей трудовой пенсии по старости по данным о заработке за период с ХХ г. по ХХ года по данным комсомольского билета.
Таким образом, перерасчет трудовой пенсии по старости по данным комсомольского билета за период с ХХ г. по ХХ г., а также по справке о заработной плате за период с ХХ г. по ХХ г., истице следует осуществлять с ХХ г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Хромовой Александры Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о перерасчете трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле произвести перерасчет назначенной Хромовой Александре Петровне трудовой пенсии по старости с учетом сведений о заработке, содержащихся в ее комсомольском билете ХХХХ и справке о заработной плате от ХХ г. ХХХХ за период с ХХ г. по ХХ г. с ХХ г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Тулы.
Судья Бездетнова А.С.