Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 октября 2010 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Франк М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1571/10 по иску Азимовой Марины Валерьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Азимова М.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Туле признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с хххх года она работает педагогическим работником в различных дошкольных образовательных учреждениях.
хх г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на пенсию от ххг. хххх ей было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом решением комиссии не был включен в специальный стаж период ее работы в должности хххх №хххх Управления строительства «...» с хх г. по хх г. (за исключением отвлечений 1 месяц 20 дней), так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, такое учреждение как детский комбинат, как структурное подразделение, не предусмотрено.
Считает отказ незаконным, поскольку несмотря на различия в названиях сущность деятельности, как яслей-садов, так и детских комбинатов ДОУ была единой.
Просит признать право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г.Туле хх г. хххх в части отказа включения в специальный стаж периода работы в должности хххх хххх Управления строительства «...» с хх г. по хх г. (за исключением отвлечений 1 мес. 20 дн.), обязать УПФ (ГУ) РФ в г.Туле назначить досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с момента первичного обращения, то есть с хх г.
В судебном заседании истица Азимова М.В. просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле Фалдина А.В., Чупринин заявленные требования не признали, указали, что отказ в назначении Азимовой М.В. досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 наименования учреждения детский комбинат не предусмотрены. Просили в иске отказать.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
хх г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от хх г. хххх истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не был включен в специальный стаж период ее работы в должности хххх с хх г. по хх г. (за исключением отвлечений 1 мес. 20 дн.) в хххх хххх Управления строительства «...», так как п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 с.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 детский комбинат, как структурное подразделение, не предусмотрен.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В действующем в период работы истицы с хх года Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны детские дошкольные учреждения всех типов.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе дошкольные образовательные учреждения предусмотрены наименования: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Наименование дошкольного образовательного «детский комбинат» в данном списке не предусмотрено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как усматривается из трудовой книжки истица работала в должности хххх с хх г. по хх г. в хххх хххх Управления строительства «...».
Данные обстоятельства подтверждается архивной справкой хххх от хх г. со ссылкой на личную карточку формы Т-2 и приказы по личному составу Управления строительства «...».
Постановлением Главы администрации г.Тулы хххх от хх год хххх хххх с хх года передан из подчинения ...» в подчинение РОО администрации Пролетарского района г.Тулы.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительством РФ от 01.07.1995 года № 67 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Среди дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их направленностью выделяется такой вид как детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» с учетом местных условий и возможностей были объединены два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Данные учреждения стали именоваться ясли-сад. Однако в некоторых случаях их именовали детскими комбинатами, как в случае с истицей. Но и те и другие действовали в соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 года № 324, согласно которому они создавались в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста. В этих учреждениях воспитывались дети от двух месяцев до семи лет. Воспитательная работа строилась согласно программно-методическим указаниям Минпроса и Минздрава РСФСР, наполняемость детей в группах соответствовала нормам Временного положения. В тех и других дошкольных учреждениях использовались типовые штаты, в которых были предусмотрены музыкальные руководители, воспитатели, должностные обязанности которых были единообразными, соответствующими позднее утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ. Иными словами, несмотря на различия в названиях, сущность деятельности, как яслей-садов, так и детских комбинатов была единой: это воспитание детей ясельного и детсадовского возраста. Едиными были и используемые дошкольными учреждениями программы воспитания, методический контроль районных, городских отделов народного образования.
Приказом Министерством просвещения СССР № 103 от 31 декабря 1971 года «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» утверждены типовые штаты детских садов и яслей-садов. В данных типовых штатах предусмотрены должности заведующего дошкольным учреждением, воспитателя и др.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
В спорный период работы истицы действовали Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953), в графе которого «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, было указано «детские дошкольные учреждения всех типов»; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе дошкольных образовательных учреждений предусмотрены наименования: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Наименование дошкольного образовательного «детский комбинат» в данном списке не предусмотрено.
Однако, как следует из представленного истицей копии разъяснительного письма, направленного хх г. хххх директором Департамента социальной защиты населения Тульской области, до 01.01.2002 г. осуществлявшим анализ документов для назначения пенсий, в адрес руководителя Главного управления образования Управы г. Тулы, работа в детском комбинате, протекавшая до 01.11.1999 г. в должностях, предусмотренных Списком 1991 г., включается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет педагогическим работникам, поскольку учреждение «детский комбинат» представляет собой учреждение, включающее и детский сад и детские ясли.
Кроме того, истицей суду представлена копия трудовой книжки ее коллеги ФИО8, где в спорный период учреждение, в котором в должностях воспитателей работали Азимова М.В. и ФИО8, именуется как хххх.
Таким образом, содержащиеся в исследованных судом документах сведения позволяют сделать вывод об осуществлении истицей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в должности хххх хххх в период с хх г. по хх г.
Кроме того, состав наименований работников в соответствии с действовавшим в спорный период времени Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960 г. № 327, также позволяет сделать вывод о том, что эти работники принадлежат к штату ясли-сада.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что несмотря на неверно указанное наименование учреждения, его структура и осуществляемые им функции соответствуют структуре и функциям ясли-сада, характер и функции, осуществляемые истицей по воспитанию и обучению детей в детском комбинате также соответствуют характеру работы воспитателя в ясли-саде, требования истицы о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости какое, го возраста.слях-саду педагогическому работнику. периода ее работы в должности хххх в хххх хххх в период с хх г. по хх г. подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ (ГУ) РФ по г. Туле хх г. истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Азимовой Марины Валерьевны удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Азимовой Марины Витальевны, дающий право на назначение досрочной пенсии период ее работы с хх года по хх г. (за исключением отвлечений 1 месяц 20 дней) в должности хххх в хххх хххх Управления строительства «...».
Признать за Азимовой Мариной Валерьевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с хх г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Туле назначить Азимовой Марине Валерьевне досрочную трудовую пенсию по старости с хх года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Бездетнова А.С.
Копия верна.
Судья Бездетнова А.С.