Решение от 04.10.2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2010 года город Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Бездетновой А.С.

при секретаре Франк М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1529/10 по иску Анчишкиной Татьяны Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочное назначение пенсии по старости как педагогическому работнику,

у с т а н о в и л:

Анчишкина Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на назначение досрочное назначение пенсии по старости как педагогическому работнику. В обоснование иска указала, что она полагает, что у нее имеется требуемый специальный стаж педагогической работы, в связи с чем х г. она обратилась в УПФ РФ в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением от х г. хххх ответчиком было отказано ей в назначении такой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального 25-летнего стажа. При этом ответчиком в специальный стаж не были включены периоды: с х г. по х г. - хххх, с х г. по х г. - период работы в должности хххх. Считает отказ незаконным, поскольку в отношении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, действовала ст. 167 КЗоТ РФСФСР, согласно которой предусматривалось включение в специальный стаж отпусков по уходу за детьми до 06.10.1992 года до исполнения ими 1,5 лет, тогда как положение Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», которым отменено включение в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, обратной силы не имеет. Относительно периода ее работы в должности хххх с х г. по х г., также считает отказ ответчика необоснованным, поскольку применения положения п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, о том, что отсутствие у нее требуемого специального стажа на 01.01.2001 г. является основанием для отказа в зачете специального стажа ее работы в должности преподавателя в образовательном учреждении дополнительного образования, ставит ее в неравное положение с другими лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность, до изменения законодательства. Просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды: с х г. по х г. - хххх, с х г. по х г. - период работы в должности хххх, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать УПФ РФ в г. Туле назначить ей указанную пенсию с х г.

В судебном заседании истица Анчишкина Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле Фалдина А.В. иск не признала, указав, что решением УПФ РФ в г.Туле от х г. хххх в специальный стаж истицы правомерно не были включены периоды: с х г. по х г. - хххх, с х г. по х г. - период работы в должности хххх, поскольку в отношении периода с х г. по х г. - данный период является хххх. Вместе с тем, п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11.07.2002 г. № 516 и на основании ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде» допускается зачет в общий и непрерывный стаж работы периода ухода за ребенком до полутора лет, кроме случаев назначения пенсий на льготных основаниях. Кроме того, в отношении периода работы истицы с х г. по х г. не выполняется одно из условий п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 - наличие на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 Списка, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, х г. Анчишкина Т.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как имеющая стаж педагогической деятельности не менее 25 лет.

Однако решением УПФ РФ г. Тулы хххх от х г. в специальный стаж Анчишкиной Т.А. не были включены периоды: с х г. по х г. - хххх, с х г. по х г. - период работы в должности хххх, и в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности в назначении досрочной трудовой пенсии истице было отказано.

Давая оценку выводам УПФ РФ в г. Туле, изложенным в решении хххх от х г., и поддержанным представителем ответчика в ходе рассмотрения иска, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п.10 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч.3 ст.28 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Суд находит требования истицы Анчишкиной Т.А. о включении в ее специальный стаж периода с х г. по х г. нахождения хххх, подлежащими удовлетворению.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено лишь включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 февраля 2002 г., предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, к числу которых законодатель отнес и отпуск по уходу за ребенком.

В частности, согласно статье 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Аналогичные положения, исключающие возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, содержались и в статье 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РФ в редакции от Закона РФ от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Однако до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с этим с целью единообразного решения в правоприменительной практике вопросов, касающихся включения в льготный стаж при установлении пенсии за выслугу лет периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, Минтруд РФ своим Постановлением от 22 мая 1996 г. № 29 (в редакции Постановления Минтруда 01.10.1999 г. № 36) утвердил согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Как следует из пункта 21 указанного Разъяснения, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Причем, данное Разъяснение, не утратившее юридическую силу на момент разрешения судом спора, не содержит положений, ограничивающих возможность включения в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 в зависимости от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Минтруд России своим письмом от 21 июля 2003 г. № 717-АП по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком подтвердил изложенную в пункте 21 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 позицию о включении в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, с учетом которого досрочно должна назначаться трудовая пенсия по старости, в том числе и педагогическим работникам.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Анчишкина Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с х г. по х г., что подтверждается свидетельством о рождении ФИО9, х г.,. Данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, подлежит включению в специальный стаж истицы период нахождения ее хххх с х года по х года.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения ФИО10 в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с х года по х года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах требования истицы о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику вышеназванного периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком подлежит удовлетворению.

Кроме того, истицей также заявлено требование о включении в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с х г. по х г. в должности хххх

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.

На основании п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, период работы в учреждении дополнительного образования, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» списка, засчитывается при наличии одновременно следующих условий: 1) на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес. 2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», т.е. в учреждениях дополнительного образования.

Ответчиком не оспаривается соблюдение второго условия, так как представленными суду доказательствами, в том числе трудовой книжкой истицы, льготно-уточняющей справкой хххх от х г. подтверждается работа Анчишкиной Т.А. в должности хххх, поименованных в п. 2 раздела «Наименование должностей и «Наименование учреждений».

Вместе с тем, как следует из данных пенсионного дела, специальный стаж истицы на 01.01.2001 г. составил 12 лет 11 месяцев 26 дней, вместо требуемых 16 лет 8 месяцев, в связи с чем период работы истицы после 01.01.2001 г.не подлежит включению в ее специальный стаж.

Доводы иска о том, что отсутствие у истца требуемого специального стажа на 01.01.2001 г. является основанием для отказа в зачете специального стажа ее работы в должности преподавателя в образовательном учреждении дополнительного образования, ставит ее в неравное положение с другими лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность, до изменения законодательства, являются несостоятельными. Так, правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим педагогическую деятельность, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма Федерального закона (п. 3 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"). Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. ст. 27, 28 Закона). Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Однако с учетом включенного в специальный стаж истицы периода нахождения ее хххх с х г. по х г. и периодов, включенных в специальный стаж истца ответчиком, ко времени обращения истца в ГУ - УПФ РФ в г. Туле х г. она не имела требуемого 25-летнего специального стажа, такой стаж у нее отсутствует и на настоящее время. В этой связи с отсутствием у истицы требуемого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности в удовлетворении заявленных ею требований о назначении пенсии должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

иск Анчишкиной Татьяны Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный стаж Анчишкиной Татьяны Анатольевны период нахождения ее хххх с х г. по х г.

В требованиях об обязании Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный стаж периода с х г. по х г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с х г. Анчишкиной Татьяне Анатольевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись А.С. Бездетнова.

Копия верна. Судья А.С. Бездетнова.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200