Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2010 года г.Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1807/10 по иску Зенич Ольги Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Зенич О.Е. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Туле признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что Дата обезличена г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст.27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением УПФ РФ в г.Туле ей было отказано в назначении таковой пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж период ее работы с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в должности воспитателя ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...», так как в соответствии с пп.19 п.1 с.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. ОАО АК «...» не относится к учреждениям для детей и не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. №781. В числе структурных подразделений, не предусмотренных пунктом 13 Правил от 29.10.2002 г. №781, «дошкольное образовательное учреждение» не поименовано; период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г. также не включен в специальный стаж, поскольку не предусмотрен пунктом 5 Правил от 11.07.2002 г. №516 и на основании ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона №3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде».
Считает отказ ответчика незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, обязать УПФ (ГУ) РФ в г.Туле включить в специальный стаж период ее работы с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в должности воспитателя ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...; период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г.; обязать УПФ (ГУ) РФ в г.Туле назначить досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с момента первичного обращения, то есть с Дата обезличена г.
В судебном заседании истица Зенич О.Е. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ)в г.Туле Фалдина А.В. заявленные требования не признала, указала, что ответчиком правомерно не был включен в специальный стаж период работы истицы с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в должности воспитателя ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...», так как в соответствии с пп.19 п.1 с.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. ОАО АК «...» не относится к учреждениям для детей и не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. №781. В числе структурных подразделений, не предусмотренных пунктом 13 Правил от 29.10.2002 г. №781, «дошкольное образовательное учреждение» не поименовано.
Период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г. также не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не предусмотрен пунктом 5 Правил от 11.07.2002 г. №516 и на основании ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона №3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», где указано, что женщине предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который засчитывается в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, кроме назначения пенсий на льготных условиях. Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 содержит норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет.
На основании изложенного просила в иске отказать, в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Дата обезличена г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от Дата обезличена г. Номер обезличен истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не был включен в специальный стаж период ее работы с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в должности воспитателя ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...», так как в соответствии с пп.19 п.1 с.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. ОАО АК «...» не относится к учреждениям для детей и не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. №781. В числе структурных подразделений, не предусмотренных пунктом 13 Правил от 29.10.2002 г. №781, «дошкольное образовательное учреждение» не поименовано.
Период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г. также не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не предусмотрен пунктом 5 Правил от 11.07.2002 г. №516 и на основании ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона №3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», где указано, что женщине предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который засчитывается в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, кроме назначения пенсий на льготных условиях. Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 содержит норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В действующем в период работы истицы Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны детские дошкольные учреждения всех типов.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе дошкольные образовательные учреждения предусмотрены наименования: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Наименование «дошкольное образовательное учреждение» в данном списке не предусмотрено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как усматривается из трудовой книжки, истица с Дата обезличена г. по Дата обезличена года, то есть по день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, работала в должности воспитателя в различных учреждениях для детей....
В спорный период времени с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. истица работала в должности воспитателя в ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...».
Данный факт подтверждается справкой Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной ОАО Акционерная компания «...» из которой следует, что истица действительно с 07.12.1994 г. по 18.02.1998 г. работала в должности воспитателя в детском саду ..., ДОУ Номер обезличен ЖКУ в структурном подразделении ОАО АК «...».
Приказом акционерной компании «...» Номер обезличен от Дата обезличена г. на основании Постановления правительства РФ от 01.07.1995 г. №677 «Об утверждении Типового положения дошкольных образовательных учреждениях» ясли-сад Номер обезличен АК «...» преобразованы в ДОУ Номер обезличен «...».
В частности истица Зенич О.Е., работая в должности воспитателя, переведена из яслей-сада Номер обезличен ЖКУ в ДОУ Номер обезличен.
Согласно представленным документам наименование указанного детского учреждения неоднократно переименовывалось, а именно в Негосударственное образовательное учреждение (НДОУ) Номер обезличен «...» ОАО АК «...», Дата обезличена г. - в МДОУ Номер обезличен «...» ОАО АК «...».
Однако происходившие переименования детского учреждения Номер обезличен «...» не повлекли изменений функциональных обязанностей истицы.
Из Уставов МДОУ Номер обезличен «...», утвержденного Главным управлением образования Управы г.Тулы в 1998 г. и МДОУ - Центра развития ребенка- детского сада Номер обезличен «...» в новой редакции от 2002 г. следует, данное детское учреждение является детским садом комбинированного вида, а также правопреемником Негосударственного образовательного учреждения (НДОУ) Номер обезличен «...» ОАО АК «...».
Основными задачами ДОУ являются : охрана физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонении в развитии ребенка; развитие лучших традиций педагогического наследия Л.Н. Толстого.
МДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте с 1 года 6 месяцев до 7 лет.
Проанализировав вышеуказанные Уставы, суд приходит к выводу о том, что несмотря на переименования детского учреждения, его задачи, организация воспитательного процесса и другие функции остались прежними.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительством РФ от 01.07.1995 года № 67 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Среди дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их направленностью выделяется такой вид как детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» с учетом местных условий и возможностей были объединены два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Данные учреждения стали именоваться ясли-сад. Однако в некоторых случаях их именовали детскими комбинатами, как в случае с истицей. Но и те и другие действовали в соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 года № 324, согласно которому они создавались в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста. В этих учреждениях воспитывались дети от двух месяцев до семи лет. Воспитательная работа строилась согласно программно-методическим указаниям Минпроса и Минздрава РСФСР, наполняемость детей в группах соответствовала нормам Временного положения. В тех и других дошкольных учреждениях использовались типовые штаты, в которых были предусмотрены музыкальные руководители, воспитатели, должностные обязанности которых были единообразными, соответствующими позднее утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ. Иными словами, несмотря на различия в названиях, сущность деятельности, как яслей-садов, так и детских комбинатов была единой: это воспитание детей ясельного и детсадовского возраста. Едиными были и используемые дошкольными учреждениями программы воспитания, методический контроль районных, городских отделов народного образования.
Приказом Министерством просвещения СССР № 103 от 31 декабря 1971 года «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» утверждены типовые штаты детских садов и яслей-садов. В данных типовых штатах предусмотрены должности заведующего дошкольным учреждением, воспитателя и др.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
В спорный период работы истицы действовали Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953), в графе которого «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, было указано «детские дошкольные учреждения всех типов»; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе дошкольных образовательных учреждений предусмотрены наименования: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Наименование «дошкольное образовательное учреждение» в данном списке не предусмотрено.
Таким образом, сведения содержащиеся в исследованных судом документах, позволяют суду сделать вывод об осуществлении истицей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в должности воспитателя с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...»,
Кроме того, состав наименований работников в соответствии с действовавшим в спорный период времени Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960 г. № 327, также позволяет сделать вывод о том, что эти работники принадлежат к штату ясли-сада.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что несмотря на неверно указанное наименование учреждения, его структура и осуществляемые им функции соответствуют структуре и функциям ясли-сада, характер и функции, осуществляемые истицей по воспитанию и обучению детей в дошкольном образовательном учреждении также соответствуют характеру работы воспитателя в ясли-саде, требования истицы о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости какое, го возраста.слях-саду педагогическому работнику периода ее работы в должности воспитателя с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...» подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные истицей требования о включении в специальный стаж периода нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г., суд исходит из следующего.
Согласно трудовой книжке и справке Номер обезличен от Дата обезличена г., выданной Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования ..., истица в спорный период работала в должности воспитателя яслей-сада Номер обезличен ...
Так, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено лишь включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 февраля 2002 г., предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, к числу которых законодатель отнес и отпуск по уходу за ребенком.
В частности, согласно статье 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Аналогичные положения, исключающие возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, содержались и в статье 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РФ в редакции от Закона РФ от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
Однако до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В связи с этим с целью единообразного решения в правоприменительной практике вопросов, касающихся включения в льготный стаж при установлении пенсии за выслугу лет периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, Минтруд РФ своим Постановлением от 22 мая 1996 г. № 29 (в редакции Постановления Минтруда 01.10.1999 г. № 36) утвердил согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Как следует из пункта 21 указанного Разъяснения, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Причем, данное Разъяснение, не утратившее юридическую силу на момент разрешения судом спора, не содержит положений, ограничивающих возможность включения в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 в зависимости от времени обращения за назначением льготной пенсии.
Минтруд России своим письмом от 21 июля 2003 г. № 717-АП по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком подтвердил изложенную в пункте 21 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 позицию о включении в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, с учетом которого досрочно должна назначаться трудовая пенсия по старости, в том числе и педагогическим работникам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Как усматривается из материалов дела Зенич О.Е. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г.
Данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от Дата обезличена года Номер обезличен.
Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за детьми действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, подлежит включению в специальный стаж истицы период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г.
Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения ФИО12 в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, требование истицы о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику вышеназванного периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ в г.Туле Дата обезличена года истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199, суд
р е ш и л :
исковые требования Зенич Ольги Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику - удовлетворить.
Признать за Зенич Ольгой Евгеньевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Включить в специальный трудовой стаж Зенич Ольги Евгеньевны период ее работы с 01.07.1995 г. по 18.02.1998 г. в должности воспитателя ДОУ Номер обезличен «...», являвшимся структурным подразделением ОАО АК «...», период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08.06.1991 г. по 07.12.1992 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Зенич Ольге Евгеньевне досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.С. Бездетнова.
решение не вступило в законную силу