Решение по делу №2-1515/10 от 19.10.2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2010 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе :

председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

при секретаре Карманниковой О.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1515/10 по иску Спиридонова Бориса Аркадьевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,

у с т а н о в и л :

Спиридонов Б.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 1984 года по настоящее время он работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Дата обезличена года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему указанной пенсии.

Однако решением УПФ РФ в ... ему было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж период его работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен», так как не выполняются условия, предусмотренные п.12 Правил, а именно отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка от Дата обезличена г. Номер обезличен и отсутствует на Дата обезличена г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж период его работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен».

Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с Дата обезличена г.

Истец Спиридонов Б.А. и его представитель по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в ... по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, указав, что отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не был включен в специальный стаж истца период его работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен», так как не выполняются условия, предусмотренные п.12 Правил, а именно отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка от Дата обезличена г. Номер обезличен и отсутствует на Дата обезличена г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать, в связи с отсутствием у истца специального педагогического стажа.

Представитель третьего лица МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен» по доверенности ФИО5 поддержала в судебном заседании завяленные требования. Полагала, что требования подлежат удовлетворению, поскольку должность тренера-преподавателя присутствует во всех без исключения Списках. На момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, он имел требуемый специальный стаж педагогической работы, так как работает в системе образования детей более 25 лет.

Выслушав мнения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п.п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.2 указанного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.

Как усматривается из материалов дела истец с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то есть по день обращения к ответчику заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, истец работал в должностях учителя физкультуры, преподавателя физической культуры, тренера-преподавателя в различных детских образовательных учреждениях.

Дата обезличена года Спиридонов Б.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) ... Номер обезличен от Дата обезличена г. в специальный стаж истца не был включен в специальный стаж в частности период работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен», так как не выполняются условия, предусмотренные п.12 Правил, а именно отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка от Дата обезличена г. Номер обезличен и отсутствует на Дата обезличена г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Разрешая вопрос о законности Решения Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) ... Номер обезличен от Дата обезличена г., суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания его незаконным по следующим основаниям.

На основании п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, период работы в учреждении дополнительного образования, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» списка, засчитывается при наличии одновременно следующих условий: 1) на Дата обезличенаг. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес. 2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», т.е. в учреждениях дополнительного образования.

Ответчиком не оспаривается соблюдение у истца второго условия - факт работы в период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», однако ответчиком оспаривается первое условие - на Дата обезличенаг. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес..

При этом, суд не может согласиться с мнением истца, о том, что соблюдается первое условие, согласно которому на Дата обезличенаг. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.

На основании приказа Федерального агентства по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульский автомеханический колледж транспортного строительства Дата обезличена реорганизовано путем присоединения к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Тульский колледж машиностроения и информационных технологий», являющемуся правопреемником присоединившегося учреждения.

На основании приказа Федерального агентства по образованию от Дата обезличена Номер обезличен Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульский колледж машиностроения и информационных технологий» Дата обезличена г. переименовано в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульский государственный технический колледж».

Из Устава МОУ ДОД «ДЮСШ Номер обезличен, утвержденного Дата обезличена г. усматривается, что основными задачами учебного учреждения являются : обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом.

Учреждение осуществляет учебно-тренировочный и образовательный процессы.

Согласно должностной инструкции тренера-преподавателя, утвержденной Дата обезличена г. МОУ ДОД «ДЮСШ Номер обезличен», основными направлениями деятельности тренера- преподавателя являются: организация учебно-воспитательного процесса на своих учебно-тренировочных занятиях и других мероприятиях с учащимися, руководство им и контроль за развитием этого процесса; обеспечение социализации, формирование общей культуры личности, развитие физических способностей учащихся ; обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе на своих учебно-тренировочных занятиях и других видах деятельности с учащимися.

На основании приказа МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен» Номер обезличенк от Дата обезличена г. Спиридонов Б.А. принят на должность тренера-преподавателя с Дата обезличена г. и ему установлена учебная нагрузка 36 часов в неделю.

Из справки Номер обезличен от Дата обезличена года усматривается, что истец Дата обезличена по Дата обезличена г. работал должности преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен».

В 2007/2008 учебных годах истец выполнял в течение полного рабочего дня педагогическую нагрузку -1044 часа.

Штатными расписаниями МОУ ДОД «ДЮСШНомер обезличен» за 2008-2010 г. предусмотрена должность тренера-преподавателя.

В карточках-справках и тарификационных списках за спорный период истец указан в должности тренера-преподавателя.

Из представленных договоров о взаимоотношениях между МОУ ДОД «ДЮСШНомер обезличен» усматривается, что МОУ-гимназия Номер обезличен, МОУ СОШ Номер обезличен, МОУ СОШ Номер обезличен бесплатно предоставляют во временное пользование помещение спортивного зала для проведения образовательного процесса МОУ ДОД «ДЮСШНомер обезличен»

Так действующим в указанный период работы истца Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, так и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен детско-юношеские спортивные школы всех наименований предусмотрены в качестве учреждений дополнительного образования детей, должность тренер-преподаватель также предусмотрена указанными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела, на Дата обезличена года специальный стаж истца составляет на дату обращения Дата обезличена г менее 16 лет 8 месяцев, что не дает Спиридонову Б.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.

При этом, суд учитывает, что Правительству РФ делегировано право определять порядок реализации права граждан на досрочные трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан, в числе которых и педагогические работники.

Изложенное, а также анализ вышеуказанного материального закона, позволяют суду сделать вывод о том, что заявленные истцом требования о включении в его специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 01.07.2008 г. по 27.02.2010 года в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Номер обезличен» не подлежат удовлетворению, как и требование о признании незаконным отказа УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от Дата обезличена года Номер обезличен.

Довод истца о том, что положения Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей от 29.10.2002 года № 781, не должны распространяться не нее как вступившие в силу после того, как указанный спорный период времени имел место не основаны на действующем законодательстве.

Так, обращение истца за назначением пенсии имело место 27 февраля 2010 года, то есть, в период действия Правил от 29.10.2002 года № 781, следовательно исчисление периодов работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, следует производить по этим Правилам. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 ст. 31 Закона от 17 декабря 2001 года федеральные законы, принятые до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 года и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются с 01 января 2002 года в части, не противоречащей Закону от 17 декабря 2001 года.

В связи с этим с 01 января 2002 года не подлежат применению установленные до этой даты условия и нормы пенсионного обеспечения, в отношении которых Закон от 17 декабря 2001 года предусматривает иное правое решение либо вообще не регулирует данную область пенсионных правоотношений, подлежат применению и после 01 января 2002 года, как не противоречащие Закону от 17 декабря 2001 года. Применение же ранее действующих Списков обусловлено разъяснениями, данными в Постановлении Министерства труда РФ от 24 августа 2000 года № 61.

При этом, суд принимает во внимание, что Конституционный Суд РФ в определении от 16 апреля 2009 года № 567-О-О, указал, что гражданка ФИО7 оспаривала конституционность абзаца третьего пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), предусматривающего зачет в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, после 1 января 2001 года работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, только при наличии факта работы в указанных должностях и учреждениях в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Рассмотрев данную жалобу, Конституционный Суд РФ определил отказать ФИО7 в принятии к рассмотрению жалобы.

Вместе с тем, суд полагает, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для вышеуказанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.

Пункт 12 Правил № 781 от 29.10.2002 года фактически воспроизводит это положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле у него не возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и он не имел требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, досрочная трудовая пенсия по старости не может быть ему назначена.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Спиридонова Бориса Аркадьевича к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья (подпись) А.С. Бездетнова.

Копия верна.

Судья А.С. Бездетнова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200