Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2010 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1677/10 по иску Мартыновой Натальи Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Мартынова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она с 1984 года по настоящее время она работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ХХ года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии.
Однако решением УПФ РФ в г.Туле ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г. в должности психолога в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «...», так как наименование должности «психолог» и наименование учреждения ... «...» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781.
С 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре социально-психологической, спортивно - оздоровительной работы «...»; с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре дополнительного образования «...»; с 23.10.1998 г. по 22.12.2003 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Муниципальном центре «...», так как наименование вышеуказанных учреждений не предусмотрены Списком от 29.10.2002г. № 781 и из Устава Центра «...» видно, что в сферу деятельности учреждения входит не только работа с детьми, но и духовное и физическое развитие всех слоев населения, что не позволяет отнести вышеуказанный центр ни к одному из видов учреждений дополнительного образования детей, предусмотренных п.2 раздела «Наименование учреждений».
С 23.12.2003 г. по 29.08.2004 г. в должности заместителя директора в МОУДОД-Центр дополнительного образования для детей «...»: т.к. не выполняется условие п.12 Правил, а именно: отсутствие факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка и отсутствие на 01.01.2001г. специального стажа в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также согласно п.8-в работа в должности «заместителя директора» в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка засчитывается в специальный стаж до 01.11.1999г.
С 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г. в должности заместителя директора в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого - медико - социального сопровождения «...», т.к. п. 8 Правил не содержит какой-либо нормы в отношении заместителя директора в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 Списка с вытекающими отсюда последствиями в отношении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г. в должности психолога в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «...» ; с 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре социально-психологической, спортивно - оздоровительной работы «...»; с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре дополнительного образования «...»; с 23.10.1998 г. по 22.12.2003 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Муниципальном центре «...»; с 23.12.2003 г. по 29.08.2004 г. в должности заместителя директора в МОУДОД-Центр дополнительного образования для детей «...»; с 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г. в должности заместителя директора в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого - медико - социального сопровождения «...»; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с ХХ г. Просила также взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Истица Мартынова Н.А. и ее представитель по доверенности Выдренкова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не были включены в специальный стаж истицы периоды ее работы с 08.09.1992г. по 13.12.1992г. - в должности психолога в муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № ХХХХ, т.к. наименование должности «психолог» не предусмотрено Списком от 29.10.2002 №781; с 14.12.1992г. по 31.08.1994г. - в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «...», с 01.09.1994г. по 22.10.1998г. - в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре дополнительного образования «...» ; с 23.10.1998г. по 22.12.2003г. - в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Муниципальном центре «...», т.к. наименование вышеуказанных учреждений не предусмотрены Списком от 29.10.2002г. № 781 и из Устава Центра «...» видно, что в сферу деятельности учреждения входит не только работа с детьми, но и духовное и физическое развитие всех слоев населения, что не позволяет отнести вышеуказанный центр ни к одному из видов учреждений дополнительного образования детей, предусмотренных п.2 раздела «Наименование учреждений»; с 23.12.2003г. по 29.08.2004г. - в должности заместителя директора в МОУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «...», т.к. не выполняется условие п.12 Правил, а именно: отсутствие факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка и отсутствие на 01.01.2001г. специального стажа в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также согласно п.8-в работа в должности «заместителя директора» в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка засчитывается в специальный стаж до 01.11.1999г.; с 30.08.2004г. по 14.11.2006 г. - в должности заместителя директора в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, - Центр психолого -медико-социального сопровождения «...», т.к. п. 8 Правил не содержит какой-либо нормы в отношении заместителя директора в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 Списка с вытекающими отсюда последствиями в отношении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать, в связи с отсутствием у истицы специального педагогического стажа.
Представитель третьего лица МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения «...» Перов С.Б. в судебном заседании заявленные истицей требования поддержал, пояснив, что за период с 1992 года по 2004 год Центр менял название, не изменяя при этом направления деятельности и оставаясь образовательным учреждением дополнительного образования, то есть содержание работы оставалось неизменным, что подтверждается Уставом Центра и должностными инструкциями, определяющими суть трудовой деятельности. 23 декабря 2003 года муниципальный Центр «...» переименован в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей -Центр дополнительного образования для детей «...», а с 30 августа 2004 года муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центр дополнительного образования для детей «...» преобразован в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - Центр психолого-медико-социального сопровождения «...». С этого времени Центр «...» относится к категории учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а именно, Центр психолого-медико-социального сопровождения, а работа в должности психолога и заместителя директора Центра даёт право на получение досрочной пенсии по старости.
Выслушав мнения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Тулы от ХХ года № ХХХХ в специальный стаж не были включен периоды работы истицы:
- с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г. в должности психолога в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «...» ;
- с 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре социально-психологической, спортивно - оздоровительной работы «...»;
- с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре дополнительного образования «...»;
- с 23.10.1998 г. по 22.12.2003 г. в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Муниципальном центре «...»; с 23.12.2003 г. по 29.08.2004 г. в должности заместителя директора в МОУДОД-Центр дополнительного образования для детей «...»;
- с 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г. в должности заместителя директора в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого - медико - социального сопровождения «...». В назначении пенсии в связи с отсутствуем требуемого специального стажа истице также было отказано.
Давая оценку выводам Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию или ежемесячную денежную выплату, изложенным в решении от ХХ г. № ХХХХ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» ни должность психолога, ни должность педагога, ни наименование учреждения Центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы не были предусмотрены.
Также должность «психолога» не была предусмотрена ни действовавшим до 01.01.2002 г. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, ни действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период времени с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г. истица работала в должности психолога в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «...» (ЦСПСО «...»).
Вместе с тем, как следует из пояснений истицы в судебном заседании, в указанный период времени она фактически выполняла работу по должности педагог-психолог, а именование ее должности как психолог было произведено кадровой службой ошибочно.
Из представленной истицей должностной инструкции педагога-психолога Мартыновой Н.А., в ее должностные обязанности входило: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обратившихся за помощью, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, определение факторов, препятствующих развитию личности обратившихся в Центр, принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной); оказание помощи детям, родителям в решении конкретных проблем, проведение психологической диагностики различного профиля по запросам педагогов, учащихся, родителей; составление психологического заключения по результатам психодиагностических обследований с целью ориентации родителей (законных представителей) в преблемах личностного и социального развития детей и подростков, участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных психологических программ образовательной деятельности Центра; определение степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обратившихся в Центр, а также различного рода нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции; формирование психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуры полового воспитания; консультирование работников образовательных учреждений по вопросам развития учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей).
Как следует из пояснений представителя третьего лица МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения «...» Перова С.Б., на протяжении указанного спорного периода истица фактически выполняла вышеназванные обязанности, хотя наименование ее должности и было формально указано как психолог.
Тарифицирование работы Мартыновой Н.А. как педагога-психолога подтверждается и представленной суду копиями тарификационного списка и приказа о предоставлении отпуска.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, с учетом пояснений истицы, судом установлено, что истица Мартынова Н.А., занимая должность психолога с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г., фактически выполняла функции педагога-психолога, должность которого предусмотрена Списками профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику № 1067 от 22.09.1999г., № 781 от 29.10.2002г.
Вместе с тем, наименование учреждения «центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы» ни ранее действовавшими Списками профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику от 06.09.1991 г. № 463, № 1067 от 22.09.1999г., ни действующим в настоящее время Списком № 781 от 29.10.2002г.
Давая оценку характеру учреждения, в котором трудилась истица в спорные периоды ее работы с 08.09.1992 г. по 14.11.2006 г., суд приходит к следующему.
Так, из содержания Положения о работе социально-психологического, спортивно-оздоровительного центра 1992 г. следует, что социально-психологический, спортивно-оздоровительный центр, именуемый «...», был создан при отделе народного образования ... г. ..., являлся внешкольным учреждением, предназначенным для духовного и физического развития детей, подростков, юношества и других слоёв населения, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей. Задачами ... являлись: формирование развивающего образа жизни, укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее и гармоническое развитие форм и функций организма человека; создание оптимальных условий для физического, интеллектуального, профессионального и личностного развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований детей, их родителей, педагогов и других лиц, их самообразования и творческого труда, разумного досуга, отдыха и развлечений; профилактика и коррекция отклонений в физическом, интеллектуальном и личностном развитии детей, подростков, юношества и других возрастных групп населения; социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии. Наполняемость и программа работы групп спортивного направления осуществляется в соответствии с Программой и Положением о ДЮСШ. ... организует свою работу в течение всего календарного года, увеличивая ее объем в каникулярное время. Основная деятельность занимающихся в ... осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам: спортивно-оздоровительных, учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования, социально-психологического развития, саморегуляции, нетрадиционных видов гимнастики.
Как следует из объяснений представителя третьего лица МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения «...» Перова С.Б., учреждение, которое он возглавляет в настоящее время, является правопреемником вышеназванного .... Первоначально ... было создано на базе детско-юношеской спортивной школы, что первоначально обусловило и спортивно-оздоровительное направление деятельности Центра. Фактически до 2004 г., несмотря на изменение наименования учреждения и вносимые коррективы относительно его деятельности, указанное учреждение функционировало как учреждение дополнительного образования детей.
Действительно, как следует из Устава муниципального Центра «...» от 05.10.1993 г., указанный Центр является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования, предназначенным для духовного и физического развития детей, подростков, юношества и других слоев населения г. Тулы, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей. Основными его задачами являлись: формирование развивающего образа жизни, укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее и гармоническое развитие форм и функций организма человека; создание оптимальных условий для физического, интеллектуального, эстетического, профессионального и личностного развития, удовлетворение интересов, склонностей и дарования детей, из родителей, педагогов и других лиц, их самообразования и творческого труда, разумного досуга, отдыха и развлечений; профилактика и коррекция отклонений в физическом, интеллектуальном и личностном развитии детей, подростков, юношества и других возрастных групп населения; социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии. Наполняемость, программа работы, продолжительность и количество занятий в неделю осуществлялось на основании Приказа Государственного Комитета СССР по народному образованию от 24.10.1989 г. № 802 «О создании детско-юношеских клубов физической подготовки» и Типового положения, а также в соответствии с Программой и Положением о Детско-юношеских спортивных школах.
Согласно Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, указанное Положение регулирует деятельность, в том числе, центров дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества и т.п. В числе основных задач называются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.
Внесенными в Устав Муниципального Центра «...» изменениями от 20.09.1996 г., содержание Устава еще более соответствовало содержанию вышеуказанного Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Исходя из сравнительного анализа приведенных документов и нормативных требований Типового положения, суд приходит к выводу о том, что учреждение «Центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «...» (ЦСПСО «...»), Муниципальный Центр «...», в которых с 08.09.1992 г. по 02.07.2004 г. осуществляла свою работу истица Мартынова Н.А., следует отнести к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения).
Вместе с тем, давая оценку пенсионным правам истицы за работу в период времени с 08.09.1992 г. по 02.07.2004 г., суд приходит к следующему.
Так, действовавшим в периоды работы истицы: с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г., с 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г., с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г., с 23.10.1998 г. по 01.11.1999 г. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. было предусмотрено наименование учреждения «внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы» без указаний конкретных наименований учреждений, однако выполняемая истицей работа в должностях «педагога-психолога», не была предусмотрена. Тем не менее, была предусмотрена должность «заместителя директора», кроме заместителя директора (заведующего) по административно-хозяйственной работе), в том числе и для наименований учреждений «внешкольные учреждения».
Исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
К тому же, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии с данным Списком, а периоды работы после 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067.
При таких данных в специальный стаж истицы не подлежит включению период ее работы с 08.09.1992 г. по 13.12.1992 г., поскольку выполняемая ею работа ни по должности «психолог», ни фактически по должности «педагог-психолог» не предусмотрена Списком № 463 от 06.09.1991 г. Не может подлежать включению в специальный стаж Мартыновой Н.А. указанный период ни по Списку от 22.09.1999 г. № 1067, ни по Списку от 29.10.2002 г. № 781, поскольку наименование должности «педагог-психолог», работу по которой, как установил суд, фактически выполняла истица, в учреждениях дополнительного образования детей не предусмотрена (абз. 1 и 3 п. 3 Правил от 22.09.1999 г. № 1067 и п. 12 Правил от 29.10.2002 г. № 781).
Однако в специальный стаж истицы суд полагает подлежащим включению периоды работы истицы в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре «...»: с 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г., с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г., с 23.10.1998 г. по 01.11.1999 г. в соответствии со Списком № 463 от 06.09.1991 г., а также в соответствии со Списком и Правилами от 29.10.2002 г. № 781 (подп. «в» п. 8 Правил).
Давая оценку требованиям истицы в части включения в ее специальный стаж периодов работы с 02.11.1999 г. по 22.12.2003 г., с 23.12.2003 г. по 29.08.2004 г., с 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г., суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в периоды времени с 02.11.1999 г. по 29.08.2004 г. деятельность истицы в должности заместителя директора Центра «...» протекала, согласно исследованным судом учредительным документам, фактически в учреждении дополнительного образования.
Вместе с тем, в соответствии с положениями абз. 3 п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, и Списком к ним, работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела «Наименование учреждений» Списка) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в числе которых должность «заместитель директора» не предусмотрена. Кроме того, на невозможность зачета работы, выполняемой в этой должности, прямо указано в абз. 3 п. 2 данных Правил.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, и Списком к ним, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка (учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) засчитывается в стаж работы за период до 01.11.1999 г.
Таким образом, периоды работы истицы с 02.11.1999 г. по 29.08.2004 г. в должности заместителя директора в Муниципальном Центре «...» не подлежат включению в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, как следует из Устава муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной - Центра психолого-медико-социального сопровождения «...» от 02.07.2004 г., в период с 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г. фактически осуществляемая Центром деятельность изменилась. Так, согласно Уставу, данное муниципальное образовательное учреждение является учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, реализует образовательные программы в целях оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам с проблемами в развитии, обучении и социальной адаптации, а также осуществляет научно-методическое обеспечение и координацию деятельности подразделений службы практической психологии системы образования г. .... Образовательное учреждение реализует образовательные программы в отношении детей и подростков от 3 до 18 лет.
Из сравнительного анализа положений указанного Устава муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной - Центра психолого-медико-социального сопровождения «...» и Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867, усматривается, что по характеру деятельности, поставленным задачам, контингенту обучающихся, Центр психолого-медико-социального сопровождения «...» следует отнести к образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Данное наименование образовательного учреждения содержится в п. 1.11 Списка от 29.10.2002 г. № 781.
Однако наименование должности «заместителя директора», которую истица занимала в спорный период с 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г., согласно п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, как льготная деятельность в учреждениях, указанных в п. 1.11 Списка от 29.10.2002 г. № 781, не предусмотрена. Тогда как в соответствии с п. 3 данных Правил в стаж работы засчитывается лишь работа в должностях и учреждениях, указанных в списке.
При таких данных период работы истицы с 30.08.2004 г. по 14.11.2006 г. в должности заместителя директора в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого - медико - социального сопровождения «...» не может быть включен в ее специальный стаж педагогической работы.
Доводы представителя истицы по доверенности Выдренковой И.А. о том, что п. 8 Правил от 29.10.2002 г. № 781 умаляет права истицы на пенсионное обеспечение, противоречит содержанию Списка № 781 от 29.10.2002 г., не основаны на действующем законодательстве.
Вместе с тем, суд полагает, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для оговоренных в Списке и Правилах категорий лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О, от 15 июля 2010 года № 1014-О-О).
Представленные истицей Мартыновой Н.А. сведения о ее работе по совместительству в должности педагога-психолога Центра за спорные периоды, начиная с 02.11.1999 г. по дату ее увольнения 14.11.2006 г. в Муниципальном Центре «...», в отношении которого судом установлено отнесение его к образовательным учреждениям дополнительного образования, а затем в Центре психолого - медико - социального сопровождения «...», также не могут являться основанием для включения указанной деятельности истицы в специальный стаж, поскольку установлено и следует из пояснений истицы в судебном заседании, копии тарификационного списка, указанная работа выполнялась ею не на полную ставку (в количестве 12 часов в неделю вместо требуемых 18). Кроме того, в соответствии с упомянутыми Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 работа в должности «педагога-психолога» не предусмотрена в отношении учреждений дополнительного образования детей.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле у нее не возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и она не имела требуемый тридцатилетний стаж работы, в связи с включением в специальный стаж периодов ее работы: в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре «Преображение»: с 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г., с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г., с 23.10.1998 г. по 01.11.1999 г., специальный стаж истицы составил 17 лет 11 мес. 20 дн., что не достаточно для назначения пенсионного обеспечения, в связи с чем досрочная трудовая пенсия по старости не может быть ей назначена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Мартыновой Натальи Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный стаж Мартыновой Натальи Анатольевны периоды ее работы: в должности заместителя директора по социально-психологической работе в Центре «...»: с 14.12.1992 г. по 31.08.1994 г., с 01.09.1994 г. по 22.10.1998 г., с 23.10.1998 г. по 01.11.1999 г.
В остальной части Мартыновой Наталье Анатольевне в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения через Советский районный суд г.Тулы.
Судья (подпись) А.С. Бездетнова.
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова