Решение от 29.09.2010 года по делу 2-280/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2010 годагород Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Исаковской Э.Л.,

при секретаре Франк М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-280/2010 по заявлению Евстигнеева Алексея Григорьевича, Куликова Михаила Анатольевича, Куликовой Натальи Михайловны о признании неправомерным отказа Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы в утверждении схемы расположения земельного участка,

установил:

Евстигнеев А.Г.,Куликов М.А., Куликова Н.М., обратились в суд с заявлением о признании неправомерным отказа Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы в утверждении схемы расположения земельного участка, указывая в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы своими сообщениями (исх. №к и исх. №к) отказал им в согласовании схем положения земельных участков по адресу: <адрес>, по причине того, что они разработаны на части жилого дома, а не на дом в долевую собственность. Считают указанные отказы незаконными, поскольку они противоречат земельному законодательству и нарушают их права на распоряжение и пользование земельным участком. В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Земельного Кодекса РФ долевая собственность оформляется на неделимый земельный участок с учетом долей в праве на здание. В данной ситуации, земельный участок является делимым, поскольку расположенный на нем дом поделен на две части (дом не находится в долевой собственности) и при разделе его целевое использование не измениться. С учетом изложенного, просили суд признать незаконными отказы Комитета имущественных и земельных отношений администрации (сообщения исх. № и исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в согласовании схем расположения частей земельного участка по адресу: <адрес>. Обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы согласовать схемы расположения частей земельного участка № и № по адресу: <адрес>.

В уточненном заявлении Евстигнеев А.Г., Куликов М.А., Куликова Н.М. в связи с тем, что в компетенцию Комитета входит только подготовка проекта постановления об утверждении схем расположения земельных участков, просят суд признать незаконными отказы Комитета имущественных и земельных отношений администрации (сообщения исх. №к и исх. №к от ДД.ММ.ГГГГ) в согласовании схем расположения частей земельного участка по адресу: <адрес>. Обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы подготовить проект постановления об утверждениисхемы расположения частей земельного участка № и № по адресу: <адрес>.

Заявители Евстигнеев А.Г., Куликов М.А., Куликова Н.М. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке. В письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель заявителя Куликовой Н.М. по доверенности Первак Г.В. и представитель Евстигнеева А.Г. по ордеру адвокат Трубицын Д.В. заявление с учетом уточнения поддержали в полном объеме, настаивали на его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы согласно доверенности Скороварова Ю.В. возражала против заявленных требований, пояснив, что представленная схема расположения земельного участка противоречит установленным нормам по формированию земельных участков, а именно пп.1, 5 статьи 36 ЗК РФ, в соответствии с которыми граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, приобретают права на эти земельные участки. По смыслу статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (жилой дом), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Постановление главы города Тулы от 12.11.2008 № 4580 « О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или картах соответствующих территорий» определяет порядок к подготовке схем расположения земельных участков, и не допускает проектирование земельного участка, на котором расположена часть здания, строения, сооружения (п.3.1.3). Несмотря на установленные нормы, ООО «Землемер» были сформированы земельные участки под частями дома.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, ранее предоставляли отзыв, в котором поддержали позицию Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы и просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 2 Земельного Кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Предоставление гражданам земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом, предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10,11 Земельного кодекса РФ.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (субъект права: гражданин РФ Куликов М.А., вид права: общая долевая собственность, доля в праве 1/2) и серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (субъект права: гражданин РФ Куликова Н.М., вид права: общая долевая собственность, доля в праве 1/2) Куликовой Н.М. и Куликову М.А. принадлежит часть жилого дома (<адрес>).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (субъект права: гражданин РФ Евстигнеев А.Г., вид права: собственность, объект права: часть жилого <адрес>) Евстигнееву А.Г. принадлежит часть жилого дома по адресу: <адрес>.

Заявители обратились в ООО «Землемер» с заявлением об изготовлении схемы расположения земельного участка.

ООО «Землемер» на основании заказов Евтигнеева А.Г., а также Куликовых Н.М. и М.А. были составлены схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>

Однако, сообщениями исх. № и исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении указанных схем Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы было отказано, по причине того, что схемы разработаны на часть жилого дома, а это противоречит ст. 36 Земельного Кодекса РФ.

Разработка и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории являются промежуточными этапами процедуры предоставления земельного участка в собственность.

Процедура согласования схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории урегулирована Положением о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, утвержденным Постановлением главы администрации г. Тулы от 12.11.2008 года № 4580.

В соответствии с пунктами 1.5.-1.8 указанного Положения изготовление Схемы вправе осуществлять любое юридическое или физическое лицо (проектировщик).

Изготовленная Схема проверяется и при отсутствии замечаний согласовывается управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.

Согласованная управлением Схема утверждается постановлением главы администрации города Тулы.

Утвержденная постановлением главы администрации города Тулы Схема является основанием для проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным Законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В пункте 2.2.3. Положения предусмотрена возможность отказа в согласовании Схемы. При этом по смыслу указанной нормы права решение об отказе в согласовании Схемы должно быть мотивированным и основанным на нормах действующего законодательства.

Заказчик или проектировщик вправе обжаловать отказ в согласовании схемы в порядке, установленном действующим законодательством, что не исключает возможность обжалования такого отказа по правилам главы 25 ГПК РФ.

Таким образом, из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов установлено, что именно орган местного самоуправления в лице Администрации г. Тулы принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории или об отказе в таковой. Соответственно Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы принимает решение о подготовке постановления об утверждении Схемы расположения земельных участков.

Как видно из заявления Евстигнеева А.Г., Куликова М.А., Куликовой Н.М. они обжалуют отказы Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схем расположения частей земельного участка № и № по адресу: <адрес>.,ссылаясь на то, что оспариваемые действия повлекли за собой нарушение их прав на распоряжение и пользование земельным участком.

Однако основанием для отказа заявителям в рассмотрении вопроса об утверждении Схемы послужило то обстоятельство, что данная схема разработана только под частью жилого дома, что противоречит требованиям земельного законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности ( часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом регламентирующим в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 6, 22 ЗК РФ, ст. 128, 133, п. 4 ст. 244, ст. 261, 607 ГК РФ, рассматриваемыми в нормативном единстве, земельный участок, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, всегда признается неделимым.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (п. 3 ст. 36 ЗК РФ).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗКРФ).

Определением Конституционного суда РФ от 05.03.2004 г. № 82-0 установлено, что указанная норма, по своему смыслу в системе действующего правового регулирования направлена на защиту прав и законных интересов всех сособственников этих зданий, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке.

Из представленного технического паспорта усматривается, что домовладение № по <адрес> представляет собой единое домовладение, части домовладения принадлежат заявителям.

В п.п.3 п. 3.1.3. Постановления Главы Администрации г. Тулы от 12.11.2008 года № 4580 «О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории» не допускается проектирование земельного участка, на котором расположена часть здания, строения, сооружения, незавершенного объекта строительства.

Таким образом, действующим законодательством установлен порядок приобретения прав на земельный участок, требующий совместного обращения всех лиц, обладающих правами на недвижимость в уполномоченные органы об оформлении прав на земельный участок, а так же требуется, чтобы эти лица изъявили желание оформить свои нрава на землю. Другой порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, законодательством не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки. Поскольку спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит двум собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворении требований Евстигнеева А.Г., Куликова М.А., Куликовой Н.М. к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы Тульской области о признании незаконным отказа в утверждении схем расположения частей земельного участка, не имеется, поскольку Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы действовал в соответствии с законом, в пределах полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований Евстигнеева Алексея Григорьевича, Куликова Михаила Анатольевича, Куликовой Натальи Михайловны о признании неправомерным отказов Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы в утверждении схем расположения частей земельного участка по адресу:<адрес>, об обязании Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы подготовить проект постановления об утверждениисхемы расположения частей земельного участка № и № по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.Э.Л.Исаковская

Копияверна.Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200