Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2010 годагород Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Караманниковой О.А,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1281/10 по исковому заявлению Козловой Инны Георгиевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждению) в г. Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнского (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка,
у с т а н о в и л:
Козлова И.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждению) в г. Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнского (семейный) капитал в связи с удочерением третьего ребенка, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с удочерением третьего ребенка незаконным, об обязании выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в связи с удочерением третьего ребенка.
В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она родила двух детей женского пола, которые умерли.
ДД.ММ.ГГГГ она удочерила третьего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ города Тулы за получением государственного сертификата на материнский капитал путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов.
К указанному заявлению ею были приложены : справка городской больницы №, протокол вскрытия № от ДД.ММ.ГГГГ, которые подтверждают факт рождения ДД.ММ.ГГГГ ребенка женского пола, справка МУЗ «Родильный дом № <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, которой также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка женского пола.
Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ № ей необоснованно было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку вместо свидетельства о рождении ребенка, подтверждающего факт рождения, была представлена справка о рождении ребенка, а потому у нее отсутствует право на получение государственного сертификата.
С данным решением она не согласна, поскольку считает, что правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал были ею соблюдены. Действующее законодательство не указывает свидетельство о рождении для оформления сертификата на материнский (семейный) капитал в качестве единственного документа, подтверждающего рождение детей. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
На основании изложенного, просит суд признать за ней право на получение государственного сертификата на материнского (семейный) капитал в связи с удочерением третьего ребенка, признать решение УПФ РФ (ГУ) в г.Туле об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с удочерением третьего ребенка незаконным, обязать выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в связи с удочерением третьего ребенка.
В судебном заседании истица Козлова И.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала. В обоснование своих возражений сослалась на то, что в с соответствии с п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г № 873, заявление подается с предъявлением документов, в том числе, подтверждающих рождение детей.
Истица представила заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с удочерением третьего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако свидетельство о рождении ребенка представлено не было. Кроме того, считает, что главной целью ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ является не стимулирование демографического роста, а оказание материальной поддержки семей, имеющих детей. Дополнительные меры государственной поддержки предназначены для поддержки, воспитания, развития, материальной помощи уже сложившейся семьей, а не стимулирования рождаемости, тогда как из материалов дела следует, что истица имеет одного ребенка, то обстоятельство, что первый ребенок умер на первой недели жизни, не порождает у истицы права на получение государственного сертификата, в связи с чем, Козловой И.Г. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с удочерением третьего ребенка отказано в виду отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Козлова И.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с удочерением третьего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со справкой, выданной Городской больницей №, истица находилась в родильном отделении Городской больницы № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ состоялись срочные роды мертвым плодом женского пола.
Из протокола вскрытия № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что ДД.ММ.ГГГГ в родильном отделении № городской больницы у истицы родился мертвый плод (интранатальная гибель плода).
Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУЗ «Родильный дом № <адрес>», подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Козлова И.Г. родила мертвого ребенка женского пола.
Согласно сообщению МУЗ «Родильный дом № <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Минздрава СССР от 04.10.1980 г. №1030, истории родов и развития новорожденного хранятся 25 лет.
Из акта МУЗ «Родильный дом № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что экспертной комиссией отобраны, как не подлежащие дальнейшему хранению документальные материалы, в частности истории родов и развития умерших новорожденных за ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно письму ГУЗ «<адрес> детская областная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ вскрытие ребенка, родившегося мертвым у Козловой И.Г. ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ «<адрес> детская областная больница» не производилось.
Аналогичные сведения содержатся в письме ГУЗ <адрес> Бюро судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании решения <адрес> районного суда <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ усыновлена Козловой Инной Георгиевной, ребенку присвоено фамилия – ФИО1, имя- ФИО1, отчество – ФИО1, указана дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче Козловой И.Г. государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с удочерением третьего ребенка было отказано в связи с отсутствием у истицы такого права.
Давая оценку правомерности выводов ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В силу положений ст.3 ч.1 п.1 упомянутого Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, независимо от места жительства, в том числе, у женщин, родивших, усыновивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г. Частью 7 данной статьи также предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Из ст.4 Закона № 256-ФЗ следует, что для обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство),
Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал мать ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке (статья 5 ФЗ № 256-ФЗ).
Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, заявление о выдаче сертификата на материнский капитал подается с предъявлением документов, в частности: удостоверяющих личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству; подтверждающих рождение (усыновление) детей.
В соответствии с положениями ст. ст.20,29 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, то есть справка о рождении ребенка, родившегося мертвым/умершего на первой неделе жизни (форма N 26), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".
Статья 47 Гражданского Кодекса РФ и ст. 3,6, глава второй упомянутого закона № 143-ФЗ определяют, что документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении ребенка.
А поскольку Козловой И.Г. свидетельство о рождении на ребенка представлено не было, то ответчик правомерно отказал истице в выдаче на третьего ребенка государственного сертификата на материнский капитал ввиду отсутствия такового права.
Учитывая положения вышеуказанного законодательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в связи со смертью второго ребенка, на момент удочерения третьего, у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ от 20.12.2006 года.
Из правового смысла положений указанного Закона, в том числе ст. ст, 1,3,4, п.п.1,2 ч.3 ст.7, ч.4 ст. 10, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с I января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого ребенка и второго рожденного. Право на получение поддержки женщиной, не может быть поставлено в зависимость только от одного факта вторых и последующих родов. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения в связи с содержанием и воспитанием нескольких детей с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
При этом, согласно преамбуле Федерального закона № 25-ФЗ его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. То обстоятельство, что право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго и последующего ребенка, является подтверждением того факта, что предназначение данного закона является стимулирование соблюдения родителями обязанностей по воспитанию и образованию детей, а для этого первый или второй ребенок должен быть живым, а не умершим, тогда как из материалов дела видно, что Козлова И..Г. имеет одного ребенка, словосочетание, используемое в законе «имеющим детей» означает, что детей должно быть не менее двух в значении наличия детей на дату обращения за выдачей сертификата.
Таким образом, суд полагает, что целью указанного Закона является стимулирования рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющих детей, поскольку государство обязалось помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.
Из содержания приведенных выше положений ФЗ № 256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитываются) не менее двух рожденных ею детей, один из которых родился, начиная с 01 января 2007 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей Козловой И.Г. требований, принимая во внимание, что женщина, родившая или удочерившая второго ребенка после 01 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвым или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.
Данный вывод основывается на системном и буквальном толковании норм ФЗ Федерального Закона № 256-ФЗ.
Отказ в удовлетворении требования о признании права на получение государственного сертификата на материнского (семейный) капитал в связи с удочерением третьего ребенка влечет за собой отказ в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала и об обязании выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Козловой Инны Георгиевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждению) в г. Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнского (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
СудьяподписьА.С. Бездетнова
Копия верна
Судья:А.С. Бездетнова