Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 годаг.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1511/10 по иску Аршиновой Ларисы Леонидовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,
у с т а н о в и л:
Аршинова Л.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований, ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.
Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле ответчик отказал ей в назначении такой пенсии, не приняв к зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год 6 мес. за 1 год работы) периоды ее работы: с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. (за исключением отвлечений 8 дней) в должности медицинской сестры в реанимационном отделении Областной детской больницы, в том числе с учетом отпуска по беременности и родам с декабря 1978 г. по март 1979 г. и отпуска по уходу за ребенком с марта 1979 г. по 21.01.1980 г.; с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечения 11 дней) в должности медицинской сестры в хирургическом отделении МСЧ № <адрес>. Кроме того, не приняты в зачет специального стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г.
С выводами ответчика она не согласна, считает, что в указанные периоды работы она выполняла лечебную деятельность по охране здоровья населения, а потому просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; отменить решение УПФ РФ (ГУ) в г.Туле об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. (за исключением отвлечений 8 дней) в должности медицинской сестры в реанимационном отделении Областной детской больницы, в том числе с учетом отпуска по беременности и родам с декабря 1978 г. по март 1979 г. и отпуска по уходу за ребенком с марта 1979 г. по 21.01.1980 г.; с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечения 11 дней) в должности медицинской сестры в хирургическом отделении МСЧ № <адрес>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г. в календарном исчислении; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица свои требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истицы по доверенности Сотник О.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, просили в иске отказать, в связи с отсутствием у Аршиновой Л.Л. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в соответствии с п. 4 Правил № 516 от 11.07.2002г.
При назначении пенсии, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г №2-П могут подлежать применению:
за периоды работы, имевшие место до 01.11.1999 года - Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г №464
за периоды работы, имевшие место с 01.11.1999г по 01.01.2002г -Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г № 1066.
Верховным судом РФ, решением от 05.07.2002г было признано, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны строго руководствоваться Списками и не вправе выходить за рамки этих Списков, расширительно толкуя их. Согласно Постановлению Правительства от 11.07.2002г № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ», тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) устанавливается Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти. Иного порядка установления тождества наименований отделений законодательством не устанавливалось.
Согласно подп. «б» п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях и учреждениях Списка засчитываются в стаж в календарном порядке. за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, согласно Перечню год работы засчитывается как год и шесть месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой помощи), перечисленных в пунктах 1-3 Перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Правил.
Следовательно исчислить период работы, принятый Управлением в календарном исчислении, в должности «медсестра в реанимационном отделении Областной детской больницы кратно с 12.09.1978г. по 23.09.1982г. не предоставляется возможным, т.к. наименование отделения «реанимационное» не предусмотрено разделом «Наименование структурных подразделений» (предусмотрены: отделения, группы, палаты «анестезиологии-реанимации», «реанимации и интенсивной терапии») Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей 1 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост, как год и шесть месяцев.
Согласно п. 2 раздела «Наименование должностей», предусмотрены «медицинские сестры палатные», в том числе «старшие медицинские сестры», «медицинские сестры-анестезисты». Согласно представленным документам Аршинова Л.Л. - «медсестра».
Период работы с 16.09.1991г. по 17.03.1992г. (за исключением отвлечений 11 дней) - в должности медицинской сестры хирургического отделения МУЗ «Медико-санитарная часть №» <адрес>, т.к. Списком № 781 предусмотрены конкретные структурные подразделения хирургического профиля, так же наименование должности «медицинская сестра» не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Список « 781 от 29.10.2002г.).
Курсы повышения квалификации также, по мнению представителя ответчика, не подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, что регламентируется постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, утвердившим Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Поскольку с учетом периодов, не подлежащих включению в специальный стаж истицы, необходимое количество специального стажа работы у нее отсутствует, в связи с чем досрочная трудовая пенсия ей как медицинскому работнику не может быть назначена. Представители ответчика просили суд в удовлетворении иска Аршиновой Л.Л. отказать.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в отделениях хирургического профиля, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Указанный льготный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При это Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Аршинова Л.Л. работала в периоды:
- с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. (за исключением отвлечений 8 дней) в должности медсестры реанимационного отделения Областной детской больницы;
- в том числе, с декабря 1978 г. по март 1979 г. – предоставлялся больничный лист по беременности и родам, с марта 1979 г. по 27.01.1980 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1 года;
- с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечений 11 дней) – в должности медсестры хирургического отделения МСЧ №;
- с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г. – периоды нахождения на курсах усовершенствования.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указанные периоды работы истицы были включены в ее специальный стаж:
- с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. (за исключением отвлечений 8 дней) в должности медсестры реанимационного отделения Областной детской больницы, в том числе отпуск по беременности и родам и уходу за ребенком до 1 года – в календарном исчислении;
- с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечений 11 дней) – в должности медсестры хирургического отделения МСЧ № – в календарном исчислении;
- с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г. – периоды нахождения на курсах усовершенствования – в специальный стаж не включены.
Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ по г. Туле согласиться нельзя.
Как следует из объяснений сторон, свидетелей и материалов дела, в спорный период времени с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. и вплоть до увольнения 23.09.1992 г. истица работала в реанимационном отделении <адрес> детской областной больницы. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду трудовой книжкой Аршиновой Л.Л., льготно-уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из объяснений истицы и ее представителя Сотник О.Н. реанимационное отделение <адрес> детской областной больницы фактически являлось и является в настоящее время отделением анестезиологии-реанимации, ранее его название было установлено неверно, отделение действовало на основании единого Положения об отделении анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 19.08.1969 г. № 605.
Действительно, в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 19.08.1969 г. № 605, в связи с необходимостью улучшения анестезиолого-реанимационной службы, повышения качества медицинской помощи больным с острыми нарушениями жизненно-важных функций организма и правильной организацией наблюдения за тяжело больными в лечебно-профилактических учреждениях, были утверждены Положение и временные штатные нормативы медицинского персонала отделений анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения. Согласно данному положению существующие анестезиологические отделения реорганизовывались в отделения анестезиологии-реанимации. Штатная численность отделения зависела от численной наполняемости больницы и включала в себя: должности заведующего отделением, врача анестезиолога-реаниматолога, лаборанта, медицинских сестер-анестезистов, старшей медсестры, медсестер отделения, младших медсестер, сестры-хозяйки.
Согласно приказу б/н от ДД.ММ.ГГГГ по Областной детской больнице, в соответствии с вышеназванным Приказом Минздрава СССР от 19.08.1969 г. в Областной детской больнице на базе анестезиологической службы, подчиненной хирургическому отделению, было открыто отделение реанимации и анестезиологии. Из анализа приобщенной к делу копии штатного расписания по анестезиолого-реанимационной службе <адрес> областной детской больнице за 1978 г., штатный состав отделения полностью соответствует временным штатным нормативам медицинского персонала отделений анестезиологии-реанимации в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 19.08.1969 г.
Как следует из содержания представленных суду копий личной карточки истицы, приказов о приеме на работу от № от ДД.ММ.ГГГГ, об увольнении с работы № от ДД.ММ.ГГГГ, о выходе из отпуска по уходу за ребенком № ль ДД.ММ.ГГГГ, в указанные периоды работы Аршинова Л.Л. представлена как медсестра реанимационного отделения.
Вместе с тем, суд полагает, что данное именование отделения с учетом вышеприведенных обстоятельств является ошибочным, сделанным в указанных документах в целях сокращения наименования. Тем более, данный вывод следует исходя из анализа содержания приказа от 01.02.1979 г. о создании реанимационно-анестезиологического отделения в Областной детской больнице, где по тексту наименование отделения сокращенно указывается как реанимационное.
Таким образом, период работы истицы Аршиновой Л.Л. в Областной детской больнице в должности медсестры реанимационного отделения подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы.
Давая оценку требованиям Аршиновой Л.Л. о включении в ее специальный стаж периода ее временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, а также периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком в кратном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год, суд также полагает их подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период работы истицы с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. в должности медсестры реанимационного отделения Областной детской больницы, с декабря 1978 г. по март 1979 г. ей предоставлялся больничный лист по беременности и родам, а с марта 1979 г. по 27.01.1980 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1 года.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу с 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РСФСР).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09.12.1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Вместе с тем, в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в отделениях хирургического профиля, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Аналогичный порядок исчисления специального стажа лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в отделениях хирургического профиля, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии, применялся и Списком 1991 г.
Поскольку отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшие место до 06.10.1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного разъяснения от 29.11.1989 г. № 23/24-11, утвержденного совместным постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных правовых норм, периоды нахождения истицы Аршиновой Л.Л. с декабря 1978 г. по март 1979 г. ей предоставлялся больничный лист по беременности и родам, а с марта 1979 г. по 27.01.1980 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1 года, следует включить в ее специальный стаж в льготном исчислении как работу за период времени с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. как 1 год 6 мес. за 1 год работы.
Таким образом, период работы истицы с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. (за исключением отвлечений 8 дней) в должности медсестры реанимационного отделения Областной детской больницы, включая отпуск по беременности и родам и уходу за ребенком до 1 года следует включить в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы.
Давая оценку заявленным Аршиновой Л.Л. требованиям о включении в ее специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечений 11 дней) – в должности медсестры хирургического отделения МСЧ №, суд также находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в указанный спорный период истица работала в должности медицинской сестры палатной в хирургическом отделении МСЧ №, что подтверждается данными льготно-уточняющей справки б/н от ДД.ММ.ГГГГ
Так, в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Аршинова Л.Л. в числе других работников детского отделения МСЧ № была переведена в хирургическое отделение с 16.09.1991 г., а приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с указанной даты в связи с окончанием ремонта вновь переведена в детское отделение данного лечебного учреждения.
Из трудовой инструкции палатной медсестры хирургического отделения Аршиновой Л.Л. усматривается, что ею выполнялись следующие обязанности: осуществление ухода за больными, наблюдение за их состоянием; выполнение назначений лечащего врача; организация своевременного обследования больных в диагностических кабинетах; выполнение обязанностей медсестры процедурного кабинета; осуществление санитарно-гигиенического обслуживания физически ослабленных и тяжелобольных; дежурство у постели больных; контроль за соблюдением больными и их родственниками назначений врача и правил посещения больницы; обеспечение надлежащего санитарного состояния закрепленных за ней палат; оказание первой доврачебной помощи больным в экстренных случаях и т.п.
Исходя из того, что включение в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год выполняемой истицей работы в хирургическом отделении в должности палатной медсестры в вышеназванный спорный период было предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. (п. 2 абз. 5), не содержащим требования конкретных наименований отделений хирургического профиля стационаров, и по должностям включающего весь средний медицинский персонал таких отделений без конкретизации наименований должностей, а изложенные в должностной инструкции должностные обязанности истицы также относят ее деятельность к указанному льготному характеру, период работы Аршиновой Л.Л. с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечений 11 дней) – в должности медсестры хирургического отделения МСЧ № подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы.
Истицей Аршиновой Л.Л. также заявлено требование о включении в специальный стаж курсов повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г.
Данные требования также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов курсы повышения квалификации являются обязательным условием выполнения работы.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, истица Аршинова Л.Л., работавшая медсестрой детского отделения МСЧ № с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г. была направлена на усовершенствование ( приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ); приказами №-к от ДД.ММ.ГГГГ и от 03.11. 2004 г. №-Л истица также направлялась на усовершенствование соответственно в периоды с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г. и с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г.
Прохождение Аршиновой Л.Л. повышения квалификации в указанные периоды также подтверждается представленными суду копиями свидетельств о прохождении повышения квалификации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование истицы о включении в специальный стаж периодов повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г. подлежит удовлетворению, так как повышение квалификации являлось трудовой обязанностью истицы, непосредственно связанной с выполнением трудовой функции, а потому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – усовершенствование является обязательным условием выполнения работы.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение УПФ РФ в г.Туле от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным в части отказа включения периодов работы, включенных судом по вышеизложенным основаниям..
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Аршиновой Ларисы Леонидовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Аршиновой Ларисы Леонидовны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 12.09.1978 г. по 23.09.1982 г. (за исключением отвлечений 8 дней) в должности медицинской сестры в реанимационном отделении Областной детской больницы, в том числе с учетом отпуска по беременности и родам с декабря 1978 г. по март 1979 г. и отпуска по уходу за ребенком с марта 1979 г. по 21.01.1980 г. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год, а также с 16.09.1991 г. по 17.03.1992 г. (за исключением отвлечения 11 дней) в должности медицинской сестры в хирургическом отделении МСЧ № <адрес> в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 06.06.1991 г., с 19.04.1999 г. по 20.05.1999 г., с 11.11.2004 г. по 10.12.2004 г. - в календарном исчислении.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Аршиновой Ларисе Леонидовне досрочную трудовую пению по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий