Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2010 годаг.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1513/10 по иску Шулуповой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Шулупова И.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она с 1983 года по настоящее время она работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г.(с учетом отвлечений 6 мес. 22 дня) - в должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес>, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781; с01.09.1993 г. по 31.12.1998 г.(с учетом отвлечений 02 дня), с 01.06.2000 г. по 31.08.2000 г., с 01.06.2001 г. по 31.08.2001 г., с 01.06.2002 г. по 31.08.2002 г., с 01.06.2003 г. по 31.08.2003 г., с 01.06.2004 г. по 31.08.2004 г., с 01.06.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.06.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.06.2007 г. по 31.08.2007 г., с 01.06.2008 г. по 31.08.2008 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества», так как не выполняется одно из условий п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а именно на 01.01.2001 отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г.(с учетом отвлечений 6 мес. 22 дня) в должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес>; с 01.09.1993 г. по 31.12.1998 г.(с учетом отвлечений 02дня), с 01.06.2000 г. по 31.08.2000 г., с 01.06.2001 г. по 31.08.2001 г., с 01.06.2002 г. по 31.08.2002 г., с 01.06.2003 г. по 31.08.2003 г., с 01.06.2004 г. по 31.08.2004 г., с 01.06.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.06.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.06.2007 г. по 31.08.2007 г., с 01.06.2008 г. по 31.08.2008 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества» с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Истица Шулупова И.Н.в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не были включены в специальный стаж истицы периоды ее работы 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г.(с учетом отвлечений 6 мес. 22 дня) в должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес>, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Периоды работы истицы с 01.09.1993 г. по 31.12.1998 г.(с учетом отвлечений 02дня), с 01.06.2000 г. по 31.08.2000 г., с 01.06.2001 г. по 31.08.2001 г., с 01.06.2002 г. по 31.08.2002 г., с 01.06.2003 г. по 31.08.2003 г., с 01.06.2004 г. по 31.08.2004 г., с 01.06.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.06.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.06.2007 г. по 31.08.2007 г., с 01.06.2008 г. по 31.08.2008 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества», также не могут включены в специальный стаж истицы, так как не выполняется одно из условий п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а именно на 01.01.2001 отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
На основании изложенного, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у истицы специального стажа.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шулуповой И.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г.(с учетом отвлечений 6 мес. 22 дня) в должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес>, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Периоды работы с 01.09.1993 г. по 31.12.1998 г.(с учетом отвлечений 02дня), с 01.06.2000 г. по 31.08.2000 г., с 01.06.2001 г. по 31.08.2001 г., с 01.06.2002 г. по 31.08.2002 г., с 01.06.2003 г. по 31.08.2003 г., с 01.06.2004 г. по 31.08.2004 г., с 01.06.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.06.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.06.2007 г. по 31.08.2007 г., с 01.06.2008 г. по 31.08.2008 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества», так как не выполняется одно из условий п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а именно на 01.01.2001 отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст.45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истица Шулупова И.Н. с 23.09.1983 г. по 20.04.2009 г., то есть ко времени обращения за назначением льготной пенсии, работала в должности музыкального работника в различных детских образовательных учреждениях и эта работа зачтена ответчиком в специальный стаж истицы, за исключением периода с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г. в должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес>
Изложенные фактические обстоятельства подтверждаются трудовой книжки истицы. В должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес> истица работала с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г.
Данный факт подтверждается справкой, выданной МОУ ДОД «Дом детского творчества», из которой следует, что истица с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г. работала в Доме пионеров и школьников <адрес> в должности руководителя музыкального кружка с учебной нагрузкой более ставки.
В соответствии с приказом Министерства образования РФ №406 от 11.11.1992 г. и приказа по отделу образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании учреждения и приведении наименований должностей работников учреждений в соответствии с наименованием тарифно-квалификационных характеристик (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) учреждение Дом пионеров и школьников переименовано в Дом детского творчества <адрес> с 01.09.1993 г.
Дом детского творчества <адрес> с 27.12.2000 г. переименован в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» на основании приказа по МОУ ДОД «Дом детского творчества» № от ДД.ММ.ГГГГ
В период работы истицы действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Разделом «Наименование должностей» не была предусмотрена должность «руководитель кружка».
Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 г. №21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, а позднее – в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вместе с тем, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка».
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых работником функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
Однако должность Шулуповой И.Н. как руководителя кружка в вышеназванный спорный период именована правильно, в соответствии с указанным Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, в связи с чем, устанавливая тождественность выполняемой истицей работы по должности «руководитель кружка» должности «педагог дополнительного образования», суд должен принять на себя несвойственную функцию определения категорий лиц, чья деятельность в связи с особым характером ее работы, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, должна быть отнесена к педагогической, тогда как данная функция возложена законодателем на Правительство Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования Шулуповой И.Н. о включении в ее специальный стаж периода работы в должности руководителя музыкального кружка в Доме пионеров и школьников <адрес> с 23.09.1983 г. по 31.08.1993 г.не подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истицы о включении в специальный стаж периодов ее работы с 01.09.1993 г. по 31.12.1998 г., с 01.06.2000 г. по 31.08.2000 г., с 01.06.2001 г. по 31.08.2001 г., с 01.06.2002 г. по 31.08.2002 г., с 01.06.2003 г. по 31.08.2003 г., с 01.06.2004 г. по 31.08.2004 г., с 01.06.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.06.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.06.2007 г. по 31.08.2007 г., с 01.06.2008 г. по 31.08.2008 г.в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества» суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истица с 01.09.1993 г. по настоящее время работает в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества».
Изложенные фактические обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы.
Решением УПФ РФ в г.Туле № от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы с 01.09.1993 г. по 31.12.1998 г.(с учетом отвлечений 0 2дня), с 01.06.2000 г. по 31.08.2000 г., с 01.06.2001 г. по 31.08.2001 г., с 01.06.2002 г. по 31.08.2002 г., с 01.06.2003 г. по 31.08.2003 г., с 01.06.2004 г. по 31.08.2004 г., с 01.06.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.06.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.06.2007 г. по 31.08.2007 г., с 01.06.2008 г. по 31.08.2008 г.- в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества» не приняты в зачет специального стажа истицы, так как не выполняется одно из условий п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а именно на 01.01.2001 отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Так, на основании п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, период работы в учреждении дополнительного образования, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» списка, засчитывается при наличии одновременно следующих условий: 1) на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес. 2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», т.е. в учреждениях дополнительного образования.
Ответчиком не оспаривается соблюдение у истицы второго условия - факт работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», однако ответчиком оспаривается первое условие - на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.
При этом, суд не может согласиться с мнением истицы, о том, что соблюдается первое условие, согласно которому на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.
Так действующим в указанный период работы истицы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, так и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 дом детского творчества предусмотрен в качестве учреждений дополнительного образования детей, должность педагог дополнительного образования также предусмотрена указанными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела, на 01 января 2001 года специальный стаж истца составляет на дату обращения 20.04.2009 г менее 16 лет 8 месяцев, что не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.
При этом, суд учитывает, что Правительству РФ делегировано право определять порядок реализации права граждан на досрочные трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан, в числе которых и педагогические работники.
Изложенное, а также анализ вышеуказанного материального закона, позволяют суду сделать вывод о том, что заявленные истцом требования о включении в его специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанных периодов работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Дом детского творчества» не подлежат удовлетворению, как и требование о признании незаконным отказа УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от 13.07. 2010 года №.
Довод истицы о том, что положения Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей от 29.10.2002 года № 781, не должны распространяться не нее как вступившие в силу после того, как указанный спорный период времени имел место не основаны на действующем законодательстве.
Так, обращение истицы за назначением пенсии имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в период действия Правил от 29.10.2002 года № 781, следовательно исчисление периодов работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, следует производить по этим Правилам. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 ст. 31 Закона от 17 декабря 2001 года федеральные законы, принятые до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 года и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются с 01 января 2002 года в части, не противоречащей Закону от 17 декабря 2001 года.
В связи с этим с 01 января 2002 года не подлежат применению установленные до этой даты условия и нормы пенсионного обеспечения, в отношении которых Закон от 17 декабря 2001 года предусматривает иное правое решение либо вообще не регулирует данную область пенсионных правоотношений, подлежат применению и после 01 января 2002 года, как не противоречащие Закону от 17 декабря 2001 года. Применение же ранее действующих Списков обусловлено разъяснениями, данными в Постановлении Министерства труда РФ от 24 августа 2000 года № 61.
При этом, суд принимает во внимание, что Конституционный Суд РФ в определении от 16 апреля 2009 года № 567-О-О, указал, что гражданка Н.П. Соловьева оспаривала конституционность абзаца третьего пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), предусматривающего зачет в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, после 1 января 2001 года работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, только при наличии факта работы в указанных должностях и учреждениях в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Рассмотрев данную жалобу, Конституционный Суд РФ определил отказать Соловьевой Н.П. в принятии к рассмотрению жалобы.
Вместе с тем, суд полагает, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для вышеуказанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.
Пункт 12 Правил № 781 от 29.10.2002 года фактически воспроизводит это положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле у нее не возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и она не имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, досрочная трудовая пенсия по старости не может быть ей назначена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Шулуповой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Копия верна:
Судья:А.С. Бездетнова