Решение от 29.11.2010 года по делу № 2-1781/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 годаг.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Исаковской Э.Л.,

при секретаре Алешиной А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело № 2-1781/10 по иску Алдохина Сергея Сергеевича к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Алдохин С.С. обратился с иском в суд к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о взыскании компенсации морального вреда

В обоснование заявленных требований сослался на то, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Зареченского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в его пользу взыскана с Комитета социальной защиты населения г.Тулы единовременно неоплаченная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда, причиненные несвоевременной выплатной денежных сумм в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 89 214 рублей 06 копеек. Решение суда исполнено в мае 2005 года. Таким образом, с момента вынесения решения суда и до его фактического исполнения прошло 09 месяцев. Решением Зареченского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в его пользу взысканы с Комитета социальной защиты населения г.Тулы Департамента социального развития Тульской области за счет средств федерального бюджета убытки, причиненные несвоевременной выплатной денежных сумм возмещения вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 27 580 рублей 30 копеек. Решение суда исполнено ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента вынесения решения суда и до его фактического исполнения прошло 8 месяцев. Считает, что длительным неисполнением решения суда, ему причинен моральный вред, который подлежит возмещению в полном объёме в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за причинение морального вреда должно нести государство - Российская Федерация, за счет средств казны Российской Федерации. Уполномоченным представлять интересы Российской Федерации от имени казны Российской Федерации в исполнительном производстве является Министерство финансов Российской Федерации (ст.ст. 125 ч.3, 151, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). На основании изложенного, просил суд, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации из средств Федерального бюджета в его пользу компенсацию морального вреда в размере 75 708 рублей.

В судебное заседание истец Алдохин С.С. не явился, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Павлов В.А. поддержал заявленные требования по выше перечисленным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Тульской области, Управления Федерального казначейства по Тульской области отделения по г. Туле УФК по Тульской области по доверенностям Булдакова Т.В. иск не признала, пояснила, что ответственность по исполнению решений Зареченского районного суда г. Тулы о выплате истцу денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», за своевременность выплаты истцу причитающейся по решению суда компенсации возложена на Федеральную службу по труду и занятости и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Финансирование указанных органов исполнительной власти производится из бюджетов различного уровня - федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации соответственно. Возмещение вреда за счет средств казны Российской Федерации возможно только в случае незаконных действий со стороны государственных органов и должностных лиц. Взыскание выплат должно производиться с Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы». Министерство финансов РФ, действующее в пределах регламентируемой законом компетенции, не может выступать в качестве надлежащего ответчика по данной категории споров. Следовательно, Управление федерального казначейства по Тульской области является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с действующим законодательством в настоящее время возмещение вреда за счет средств казны Российской Федерации возможно только в случае незаконных действий со стороны государственных органов и должностных лиц. Так, согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования. Так как, в данном случае имело место бездействие органов социальной защиты населения, то в суде от имени казны Тульской области должен выступать Департамент финансов Тульской области, а не Министерство финансов Российской Федерации. Истец не представил доказательства, подтверждающих причинение ему нравственных или физических страданий, требуемая компенсация морального вреда, является завышенной. На основании изложенного, просила в иске отказать.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что порядок исполнения решений суда по искам инвалидов-чернобыльцов определён в Правилах финансового обеспечения в 2007г. Расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.06г. №872. В данных правилах в п. 4 определены функции органов социальной защиты населения. В соответствии с прил. 7 совместного приказа Минздравсоцразвития РФ и Федеральной службы по труду и занятости №280 от 28.12.07г. действовавшего в 2009 году приложения №4-6, содержащие списки граждан, для зачисления средств на счета в Сбербанке России по выплатам на основании решений судов, направлялись в Роструд в случае финансирования выплат на исполнение судебных решений по искам граждан подвергшихся воздействию радиации. Таким образом, периодичность направления таких реестров не определена. Как правило, реестры направлялись не чаще 2-х раз в год. В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, длительным исполнением признаётся неисполнение судебного акта в течение более 3-х лет (Постановления Европейского Суда по правам человека по делам Бурдов против России, Познахирина против России, Райлян против России). Такая же позиция изложена и в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.08г. №734-О. Требования истца о возмещении морального вреда противоречит смыслу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, согласно которой моральный вред - это физическое или нравственное страдания, причинённые действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.94г. №10 Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности. Истцом же заявлены исковые требования в рамках имущественных правоотношений и, следовательно, требования о компенсации морального вреда удовлетворены быть не могут. К тому же, истцом не представлено никаких доказательств причинения ему нравственных или физических страданий в результате не своевременной выплаты сумм по решению суда. На основании выше изложенного, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснение представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Алдохин С.С. является инвалидом 2-й группы в связи с увечьем связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.

Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Зареченского районного суда г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца с взыскана с Комитета социальной защиты населения г.Тулы за счет средств федерального бюджета единовременно неоплаченная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 89 214 рублей 06 копеек.

Исполнительный лист предъявлен истцом к исполнению ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение суда исполнено в мае 2005 г., что подтверждается решением Зареченского районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. Данный период сторонами не оспаривается.

Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Зареченского районного суда г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца с Комитета социальной защиты населения г.Тулы Департамента социального развития Тульской области за счет средств федерального бюджета убытки, причиненные несвоевременной выплатной денежных сумм возмещения вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 27 580 рублей 30 копеек.

Исполнительный лист предъявлен истцом к исполнению ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение суда исполнено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу Сберегательного банка РФ (ОАО). Данный период сторонами не оспаривается.

Таким образом, с момента предъявления исполнительного листа на исполнение до реального исполнения решения Зареченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, прошло 8 месяцев, от ДД.ММ.ГГГГ, прошло 7 месяцев, что является длительным неисполнением решения суда, то есть, исполнение решения суда носило несвоевременный и длительный характер.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.

Так, глава 54 Гражданского Кодекса РФ регулирует обязательства из причинения вреда (морального и (или) материального) и ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

Гарантии защиты этих прав закреплены в ст. ст. 15 и 16 ГК РФ.

Согласно ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, каждый в случае спора о его гражданских прав имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece) указано, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда". Это корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (Постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 июля 2005 года N 8-П).

Из Определения Конституционного суда РФ № 734-О-П от 03.07.2008 г., следует, что Российская Федерация обязана гарантировать гражданам право на эффективную защиту в случае нарушения их прав и свобод, связанных с неисполнением судебных решений.

В Определении Конституционного суда РФ № 153-О-О от 20.03.2008 г. указано, что неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

Проанализировав вышеуказанные правовые нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований истца о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда, поскольку судом установлено, что Алдохин С.С. испытывал душевные страдания и разочарование в результате неисполнения в надлежащий срок вынесенных в его пользу решений суда по вине государственных органов. Несвоевременное исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ лишило истца возможности своевременно получить денежные средства, которые он рассчитывал получить, поэтому вынужден был искать источники дохода, повторно обращаться за защитой своих прав в судебные органы при наличии вступивших в законную силу решений суда.

При этом, суд считает надлежащим ответчиком по данному делу Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тульской области, поскольку нарушение права на судебную защиту и права на исполнение судебных решений возможно лишь со стороны государства как гаранта обеспечения его реализации посредством установления конкретных процедур, позволяющих обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений, а возникшие правоотношения имеют публично - правовой характер и вытекают из неисполнения судебного решения.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Нарушение ответчиками ст.46 Конституции РФ, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является нарушением неимущественного права гражданина.

Принимая во внимание вышеизложенное, характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, установленных конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию, в сумме 7000 рублей, находя его разумным и соразмерным нарушенному праву, которые подлежат взысканию за счет казны с Министерства финансов РФ в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Алдохина Сергея Сергеевича к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Алдохина Сергея Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200