Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 годаг.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1592/10 по иску Камалутдиновой Светланы Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Камалутдинова С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР, так как данные профессии не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истица дополнила свои исковые требования и указала, что ответчиком также не был включен в ее специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 <адрес>, который она просит также включить в специальный стаж.
Истица Камалутдинова С.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представители ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не были включены в специальный стаж истицы периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 <адрес>, так как данные профессии не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Кроме того, ответчиком не может быть приняты для исчисления льготного стажа истицы сведения, содержащие правильное наименование должности как педагог-организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе № <адрес> ССР, поскольку эти сведения представлены в справке, выданной Государственным учреждением «Средняя школа №» <адрес> Казахстан, в которой Камалутдинова С.И. не работала, без подтверждения правопреемственности организаций.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Камалутдиновой С.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 <адрес>, так как наименования должностей «старшая пионерская вожатая», «педагог-организатор», «секретарь комитета ВЛКСМ» не предусмотрены Списком.олнено условие, согласно которому работа в должностях "5-1996 учебный год - 9 173-ФЗ имела ме
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность пионерской вожатой не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионерской вожатой также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки Каталутдиновой С.И. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>.
В спорный период работы истицы в должности старшей пионервожатой действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, где в п.2 указано, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых.
В соответствии с названным нормативным актом время работы истицы в должности старшей пионервожатой в восьмилетней школе засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, утв. Постановлением Совмина СССР от 08.09.1970 года, старший пионерский вожатый проводит работу в школе на основании Положения о старшем пионерском вожатом.
В соответствии с приложением к приказу Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 г. «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» в должностные обязанности пионерского вожатого входит организация работы пионерской дружины школы в контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми. Квалификационными требованиями к должности пионервожатого являются высшее или среднее специальное образование.
Согласно Положению о старшем и отрядном пионерском вожатом, утв. Бюро ЦК ВЛКСМ от 17.03.1967г. пионерский вожатый - организатор деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Старшим пионерским вожатым дружины может быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, средне-специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирают и утверждают старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.
Изложенные обстоятельства позволяют признать осуществление Камалутдиновой С.И. в должности старшей пионервожатой работы с детьми педагогической деятельностью.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должности старшей пионервожатой не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11–П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни подзаконный акт в форме Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не содержат никакой информации о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности старшего пионервожатого.
Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой. Поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22 июля 2002 года, когда вступило в силу указанное Постановление Правительства РФ.
В противном случае, если следовать решению ответчика, данная норма по исключению спорных периодов из педагогического стажа применяется к тем лицам, которые обратились за пенсией после указанной даты, что является недопустимым и противоречит Конституции РФ. Эти противоречия и установил Конституционный Суд РФ в указанных Постановлениях.
На основании изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истицы о включении в ее специальный стаж периода работы в должности старшей пионерской вожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>.
Давая оценку заявленному истицей требованию о включении в ее специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выборной работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 <адрес>, суд также полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность секретаря комитета ВЛКСМ не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность секретаря комитета ВЛКСМ также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, она работала в должностях учителей, пионерских вожатых, секретаря комитета ВЛКСМ, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в различных учебных заведениях.
Согласно сведениям трудовой книжки истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала секретарем комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 (профессионально-технического училища) <адрес>. Выполняемая истицей ответственная партийная работа в указанный период подтверждается также представленными суду грамотами, свидетельствующими о поощрении истицы как секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43.
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»
Согласно п.п. «а» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
При этом в силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из подп. «а» п. 1 Приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений: время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.
Следовательно, судом установлено, что работа в качестве секретаря комитета ВЛКСМ являлась ответственной партийной работой, и в соответствии с вышеназванным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должна быть зачтена в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенной правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, суд полагает, что заявленные Камалутдиновой С.И. требования о включении в ее специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 <адрес> ЛКСМ является незаконным.
Истицей также заявлено требование о включении в ее специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий – работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.
Указанным Списком в разделе «Наименование должностей» должность «педагога-организатора» не предусмотрена, однако предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрена «школа».
В период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Разделом «Наименование должностей» также была предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрена «школа».
В пункте 11 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №864 от 10 ноября 1966 года «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» впервые определено ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
В квалификационных характеристиках должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года №24, указывается должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и определяются его должностные обязанности.
Приказом Минобразования РФ от 25.01.93 г. №21 «О внесении изменений и дополнений в положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросов по переводу работников на условия оплаты труда работников по ЕТС» приказано именовать организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях заместителями директора по воспитательной работе.
Таким образом, во всех документах, действовавших ранее, указано наименование должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».
К тому же, в соответствии с п. 47 Устава общеобразовательной школы, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1970 г. № 749, для организации воспитательной работы с учащимися районным (городским) отделом народного образования по представлению директора средней общеобразовательной школы назначается организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) из числа лиц, имеющих высшее образование и опыт этой работы. Он организует и ведет внеклассную и внешкольную работу и общественно полезный труд учащихся, инструктирует классных руководителей, учителей, воспитателей и других лиц, привлеченных к руководству внеклассными занятиями школьников, оказывает им педагогическую помощь.
Кроме того, Типовыми штатами руководящих работников, административно - хозяйственного и учебно - вспомогательного персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденными Приказом Министерства Просвещения СССР от 31.12.1986 г. № 264, действовавшими до 09.05.2008 г. в общеобразовательном учреждении предусматривалась единственная должность на 0,5 или полную ставку педагога-организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы с детьми, и никаких других должностей педагога-организатора штатами предусмотрено не было.
Как следует из трудовой книжки истицы Камалутдиновой С.И., с ДД.ММ.ГГГГ приказом № § 9 по <адрес> ГОРОНО от ДД.ММ.ГГГГ она была переведена по средней школе № организатором внеклассной и внешкольной работы. Приказом № § 4 по ГОРОНО от ДД.ММ.ГГГГ истица уволена с указанной работы по собственному желанию.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Государственным учреждением «Средняя школа №» <адрес>, подтверждается работа истицы в указанный период в средней школе № в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Работу истицы в указанной должности подтвердили также коллеги истицы по работе в средней школе № <адрес> ССР, ФИО9 и ФИО10 в объяснениях, данных нотариусу Актюбинского нотариального округа.
Кроме того, работа истицы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы средней школы № подтверждается также данными справки от ДД.ММ.ГГГГ №к 514, выданной Государственным архивом <адрес>.
При этом суд полагает несостоятельной ссылку ответчика, изложенную в решении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что названный период работы истицы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы не может подтверждаться справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Государственным учреждением «Средняя школа №» <адрес>, поскольку истица работала в другой школе № и не представлено подтверждения преемственности. Так, в соответствии с Указом Президента <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено изменить транскрипцию названия на русском языке <адрес>. Из копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> городскому отделу образования усматривается, что постановлено осуществить полную реорганизацию русско-казахской средней школы № в среднюю общеобразовательную школу с казахским языком обучения №. При этом классы-комплекты с русским языком обучения, учебно-методический фонд на русском языке средней школы № постановлено передать в среднюю школу №. Следовательно, суд приходит к выводу о том, что документы о деятельности истицы, преподававшей по ее объяснениям на русском языке, и были переданы в среднюю школу № <адрес>, ранее именовавшегося как <адрес>.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, суд полагает, что должность Камалутдиновой С.И. как организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы была поименована именно в соответствии с вышеназванными актами, раскрывающими содержание этой должности как педагогическая работа с детьми, и неточности в именовании указанной должности в трудовой книжке истицы не могут служить основанием для ограничения права на пенсионное обеспечение.
Следовательно заявленные истицей Камалутдиновой С.И. требования о включении в специальный стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР также подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, она имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Камалутдиновой Светланы Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Камалутдиновой Светланы Ивановны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе № <адрес> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ГПТУ-43 <адрес>.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Камалутдиновой Светлане Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Копия верна:
Судья:А.С. Бездетнова