Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 годаг.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1686/10 по иску Верушкиной Елены Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Верушкина Е.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с 26.08.1977 г. по 15.09.1980 г. в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», так как данные должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального работника в детском саду-комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, так как наименование учреждения «детский сад-комбинат» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» упомянутого Списка.
Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального работника в детском саду-комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истица дополнила свои исковые требования и указала, что ответчиком также не был включен в ее специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», который она просит также включить в специальный стаж.
В дополнительном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Верушкина Е.Е. дополнила свои исковые требования об обязании ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности старшей пионервожатой в муниципальной общеобразовательной средней школе № <адрес>.
Истица Верушкина Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представители ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не были включены в специальный стаж истицы периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности старшей пионервожатой в муниципальной общеобразовательной средней школе № <адрес>, так как данные должности не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Правомерно в специальный стаж истицы, по мнению представителей ответчиков, не включены: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального работника в детском саду-комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, так как наименование учреждения «детский сад-комбинат» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» упомянутого Списка, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», так как не выполняется одно из условий, предусмотренных п. 12 Правил, а именно: на 01.01.2001 г. отсутствует стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 мес. Просили в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Верушкиной Е.Е. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности старшей пионервожатой в муниципальной общеобразовательной средней школе № <адрес>, так как данные должности не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Правомерно в специальный стаж истицы, по мнению представителей ответчиков, не включены: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального работника в детском саду-комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, так как наименование учреждения «детский сад-комбинат» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» упомянутого Списка, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», так как не выполняется одно из условий, предусмотренных п. 12 Правил, а именно: на 01.01.2001 г. отсутствует стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 мес.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Давая оценку заявленному истицей требованию о включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», суд приходит к следующему.
При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а также Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона».
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность пионерской вожатой не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионерской вожатой также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности преподавателя-концертмейстера в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля».
Из льготно-уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что наименование должности истицы в указанный спорный период названо как преподаватель.
Согласно данным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в данный период должность истицы в приказах, тарификационных списках именовалась как педагог.
В спорные период работы истицы в должности педагога действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым в специальный стаж работы в музыкальных школах засчитывалась работа в должности педагога.
В дальнейшем в связи с приказом Министерства образования от 25.01.1993 г. N 21, предложено привести наименование должностей по педагогическим и руководящим работникам учреждений и организаций образования в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минобразования России от 11.11.1992 г., и именовать педагогов педагогами дополнительного образования.
К тому же, в силу п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 781, работа в должности педагога засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.
При таких данных заявленные Верушкиной Е.Е. требования о включении в ее специальный стаж педагогической работы периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», суд находит их подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истицы о включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности старшей пионервожатой в муниципальной общеобразовательной средней школе № <адрес>, суд также находит их подлежащими удовлетворению.
Так, работа истицы в указанный период в должности старшей пионервожатой подтверждается данными трудовой книжки и льготно-уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, утв. Постановлением Совмина СССР от 08.09.1970 года, старший пионерский вожатый проводит работу в школе на основании Положения о старшем пионерском вожатом.
В соответствии с приложением к приказу Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 г. «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» в должностные обязанности пионерского вожатого входит организация работы пионерской дружины школы в контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми. Квалификационными требованиями к должности пионервожатого являются высшее или среднее специальное образование.
Согласно Положению о старшем и отрядном пионерском вожатом, утв. Бюро ЦК ВЛКСМ от 17.03.1967г. пионерский вожатый - организатор деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Старшим пионерским вожатым дружины может быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, средне-специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирают и утверждают старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.
Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Согласно постановлению Совета министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации вышеназванное постановление Совета Министров СССР не применяется.
Согласно пункту 1 Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года №70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Закона) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.27,28 Закона), в указанный стаж включаются все периоды и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий рудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального рудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Изложенные положения позволяют признать осуществление Верушкиной Е.Е. в должности старшей пионервожатой работы с детьми педагогической деятельностью.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должности старшей пионервожатой не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В своих Постановлениях от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11–П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» Конституционный Суд РФ указал на необходимость учитывать правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни подзаконный акт в форме Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не содержат никакой информации о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности старшего пионервожатого.
Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой. Поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22 июля 2002 года, когда вступило в силу указанное Постановление Правительства РФ.
В противном случае, если следовать решению ответчика, данная норма по исключению спорных периодов из педагогического стажа применяется к тем лицам, которые обратились за пенсией после указанной даты, что является недопустимым и противоречит Конституции РФ. Эти противоречия и установил Конституционный Суд РФ в указанных Постановлениях.
На основании изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истицы о включении в ее специальный стаж периода работы в должности старшей пионерской вожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности старшей пионервожатой в муниципальной общеобразовательной средней школе № <адрес>, приходящийся на период действия Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Давая оценку заявленному истицей требованию о включении в ее специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального работника в детском саду-комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, суд также полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе дошкольные образовательные учреждения предусмотрены наименования: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Наименование дошкольных образовательных учреждений «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» и «детский комбинат», в данном списке не предусмотрены.
В действующем в спорный период работы истицы Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны детские дошкольные учреждения всех типов.
Из трудовой книжки истицы Верушкиной Е.Е. усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности музыкального работника в детском комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>.
Льготно-уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается работа истицы в указанный период в должности музыкального работника в детском саду № <адрес> края.
Из ответа Отдела Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что по имеющимся в наблюдательном деле по «Детскому суда общеразвивающего вида № <адрес>» сведениям просматривается, что до ДД.ММ.ГГГГ он именовался как «Детский сад – комбинат №», а после передачи указанного детского дошкольного учреждения Управлению народного образования <адрес> – «Детский сад № в подтверждение чего представлена копия постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительством РФ от 01.07.1995 года № 67 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Среди дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их направленностью выделяется такой вид как детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» с учетом местных условий и возможностей были объединены два типа детских учреждений – ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Данные учреждения стали именоваться ясли-сад. Однако в некоторых случаях их именовали детскими комбинатами, как в случае с истицей. Но и те и другие действовали в соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 года № 324, согласно которому они создавались в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста. В этих учреждениях воспитывались дети от двух месяцев до семи лет. Воспитательная работа строилась согласно программно-методическим указаниям Минпроса и Минздрава РСФСР, наполняемость детей в группах соответствовала нормам Временного положения. В тех и других дошкольных учреждениях использовались типовые штаты, в которых были предусмотрены музыкальные руководители, воспитатели, должностные обязанности которых были единообразными, соответствующими позднее утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ. Иными словами, несмотря на различия в названиях, сущность деятельности, как яслей-садов, так и детских комбинатов была единой: это воспитание детей ясельного и детсадовского возраста. Едиными были и используемые дошкольными учреждениями программы воспитания, методический контроль районных, городских отделов народного образования.
Приказом Министерством просвещения СССР № 103 от 31 декабря 1971 года «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» утверждены типовые штаты детских садов и яслей-садов. В данных типовых штатах предусмотрены должности заведующего дошкольным учреждением, воспитателя, музыкального руководителя и др.
В действующем в спорный период работы истицы Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953) в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны «детские дошкольные учреждения всех типов».
Кроме того, в соответствии с п. 2 указанного Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
К тому же, Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 г. № 39 было установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» должности «музыкальный руководитель».
Поскольку истица в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала музыкальным работником, осуществляя воспитание и образование детей дошкольного возраста в данной должности в учреждении, фактически являющимся детским садом комбинированного типа Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истицы о включении указанного периода ее работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости какое, го возраста.слях-саду педагогическому работнику.
Давая оценку требованиям Верушкиной Е.Е. о включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», суд приходит к следующему.
На основании п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, период работы в учреждении дополнительного образования, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» списка, засчитывается при наличии одновременно следующих условий: 1) на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес. 2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», т.е. в учреждениях дополнительного образования.
Ответчиком не оспаривается соблюдение у истца второго условия - факт работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», однако ответчиком оспаривается первое условие - на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес..
Однако с учетом периодов, включенных ответчиков в специальный стаж Верушкиной Е.Е. и периодов, которые суд признает подлежащими включению в стаж истицы, специальный стаж последней на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 16 лет 8 мес., в связи с чем заявленные ею требования о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля» подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, она имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Верушкиной Елены Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Верушкиной Елены Евгеньевны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды ее работы: с 26.08.1977 г. по 15.09.1980 г. - в должности педагога в Тульской детской музыкальной школе г. Тулы, переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшей пионервожатой в муниципальной общеобразовательной средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального работника в детском саду-комбинате № Бикинской трикотажной фабрики <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Тульская областная детская музыкальная школа им. Г.З. Райхеля».
Признать право Верушкиной Елены Евгеньевны на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Верушкиной Елене Евгеньевне досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
ПредседательствующийА.С. Бездетнова