решение по делу №2-399/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 годаг.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-399/11 по исковому заявлению Прошиной Натальи Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с правом на отселение,

у с т а н о в и л:

Прошина Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с правом на отселение.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она проживала и работала в г.Узловая Тульской области с 01.04.1979 г. по 28.05.1990 г. и относится к гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. В этой связи, 15.01.2010 года она обратилась к ответчику за разъяснением указанного вопроса, считая, что право на пенсию у нее возникает после достижения возраста 52 лет. В УПФ РФ в г.Туле ей, разъяснили, что г.Узловая относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, а потому уменьшение пенсионного возраста осуществляется в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но не более, чем на 3 года в общей сложности. В связи с чем, ей предложили обратиться позже, то есть по достижении возраста 53 лет. 16.11.2010 г. ответчиком ей назначена трудовая пенсия со снижением возраста.

Между тем, она не согласна с выводами пенсионного фонда об отсутствии у нее права на вышеуказанную пенсию по состоянию на 15.01.2010 года и отказом ответчика в приеме заявления о назначении таковой пенсии. В этой связи просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение, обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить трудовую пенсию со снижением возраста, как лицу, проживавшему в зоне с правом на отселение с даты первоначального обращения, то есть с 15.01.2010 года.

В судебном заседании истица Прошина Н.И. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле в Морозова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. 15.01.2010г. в Управление ПФР обратилась Прошина Н.И. с вопросом о назначении пенсии, для граждан указанных в п.п.7 ст.13 Закона № 1244-1 с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ от 17.12.20001г. № 173- ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" с учетом требований ст.ст. 30-37 Закона № 1244-1 от 15.045.1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако ей было разъяснено, что г.Узловая относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, а значит уменьшение пенсионного возраста осуществляется в соответствии со ст.34 вышеуказанного Закона, то есть на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Таким образом, право на пенсию со снижением пенсионного возраста у истицы возникнет в 53 года. Трудовая пенсия назначается со дня обращения в пенсионный орган за указанной пенсией. Однако истица не представила в суд доказательств того, что она обращалась с заявлением в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении досрочной пенсии и получила на это заявление отказ. На основании изложенного, просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Так, с 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется по нормам введенных с этой даты в действие Федеральных законов № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и №166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5, ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф назначается пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

В силу положений абз.3 ч.2 ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 7 ч. 1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Гражданам, указанным в п. 7 ч.1 ст.13 названного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (ст. 33 Закона в редакции от 24 ноября 1995 г.).

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с данной территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 упомянутого Закона).

В соответствии с положениями ст. 9 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к числу зон отселения относится - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается.

На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.

Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р, г. Узловая на момент проживания и работы там истицы был отнесен к числу зон проживания с правом на отселение.

Постановлением Правительства №1582 от 18.12.1997 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС», статус г. Узловая Тульской области был изменен и отнесен к числу зон проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Прошина Н.И., 08.12.1957 года рождения, в период с 01.04.1979 г. по 28.05.1990 г., то есть в общей сложности 11 лет, работала (проживала) в зоне, отнесенной к числу зон проживания с правом на отселение, что подтверждается справкой от 09.11.2010 г. №1368, выданной Администрацией Муниципального образования город Узловая, из которой следует, что истица в указанный период работала в финансовом отделе исполнительного комитета Узловского городского Совета народных депутатов Тульской области. Данный факт подтверждается также трудовой книжкой истицы.

Следовательно, исходя из вышеприведенных норм законодательства, истица имела право на назначение пенсии со снижением общего пенсионного возраста (для женщин 55 лет в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ») на 2 года независимо от места проживания на дату назначения пенсии.

Из пенсионного дела Прошиной Н.И. следует, что 15.01.2010 г. она обратилась в УПФР (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении трудовой пенсии со снижением возраста.

Кроме того, факт обращения истицы к ответчику с заявлением подтверждается также выпиской из выборки по запросу УПФ РФ в г.Туле, из которой следует, что 15.01.2010 года Прошина Н.И. лично обратилась на прием с заявлением о назначении пенсии со снижением возраста.

Давая оценку доводам истицы о том, что пенсия по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года не была ей назначена с момента наступления такого права по вине ответчика по делу, суд исходит из следующего.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.

В соответствии с Главой 2 указанных Правил обращение за назначением пенсии должно исходить от застрахованного лица – гражданина. В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным совместным Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па, к заявлению гражданина должны быть приложены, в том числе, документы, удостоверяющие личность.

В силу положений ст. 5 гл. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию - страховщиком и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Положениями ст.13 данного закона определены права, обязанности и ответственность страховщика. В том числе, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, контролировать обоснованность представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости, обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; осуществлять регистрацию страхователей; вести учет страховых взносов и обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений; обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов, вести бесплатные консультации страхователей и застрахованных лиц по вопросам обязательного пенсионного страхования.

Данной норме закона в части назначения обязательного пенсионного обеспечения корреспондируют предусмотренные ст.15 данного Федерального закона № 167-ФЗ, обязанности застрахованных лиц (граждан-потенциальных пенсионеров) соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия, своевременно предъявлять страховщику достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также положения ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в том, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, из толкования указанных положений законодательства в их взаимосвязи следует, что обязанности страховщика по действующему законодательству об обязательном социальном (пенсионном) обеспечении ограничиваются обязанностями обеспечения застрахованному лицу возможности своевременного получения пенсии в надлежащем размере, что обусловливается обязанностями своевременного назначения пенсионного обеспечения, учета средств, направляемых на обязательное пенсионное страхование и контроля за соблюдением законодательства страхователями (работодателями) законодательства в этой области с целью обеспечения возможностей своевременного и полного обеспечения застрахованным лицам права на обязательное пенсионное обеспечение. Вместе с тем, обращение за назначением обеспечения по пенсионному страхованию всецело является прерогативой самого застрахованного лица, которое вправе обратиться за получением такого обеспечения в любое время после наступления соответствующего права, и пенсионное обеспечение будет предоставлено гражданину лишь с даты обращения.

С целью разъяснения вопросов обязательного пенсионного обеспечения органами Пенсионного фонда РФ ведутся бесплатные консультации.

Как усматривается из искового заявления и пояснений истицы в судебном заседании, истица ранее даты момента наступления у нее права на пенсию со снижением возраста обратилась к ответчику с заявлением о назначении таковой пенсии.

При таких обстоятельствах, у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с правом на отселение и обязании назначить трудовую пенсию со снижением возраста, как лицу, проживавшему в зоне с правом на отселение с даты первоначального обращения, то есть с 15.01.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Прошиной Натальи Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с правом на отселение – удовлетворить.

Признать за Прошиной Натальей Ивановной право на назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях» с учетом положений п.п.7 ст.13 и ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Прошиной Наталье Ивановне трудовую пенсию со снижением возраста, как лицу, проживавшему в зоне с правом на отселение с 15.01.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Тулы со дня изготовления мотивированного решения.

СудьяС.И. Якушева

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200