решение по делу №425/11 о признании права



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2010 годаг.Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-425/11 по искуСерегиной Натальи Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,

у с т а н о в и л:

Серегина Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, имея требуемый 30-летний специальный стаж работы, 09.09.2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Однако решением УПФ РФ в г. Туле в назначении ей досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.

При этом ответчиком в специальный стаж не был включен период ее работы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи.

Считая данные выводы незаконными, просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть, 09.09.2010 г.

В судебном заседании истица Серегина Н.С. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Морозова А.А. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать в связи с отсутствием у Серегиной Н.С. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. Период работы истицы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи не может быть включен в специальный стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Согласно действующей в период выполнения работы Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава № 1000 от 23 октября 1978 года – Центр наркологической и психотерапевтической помощи в числе лечебно-профилактических учреждений не предусмотрен.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, в соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

До 30 декабря 2008 года данное положение было закреплено в пп.11 п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, предусмотрены врачи и средней медицинский персонал лечебно – профилактических учреждений.

Из действующей в период выполнения работы истицы, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава № 1000 от 23 октября 1978 года следует, что Центр наркологической и психотерапевтической помощи в числе лечебно-профилактических учреждений не предусмотрен.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, при зачете в специальный стаж за период работы до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до 01 января 2002 года, вне зависимости от того выработан полностью специальный стаж или частично, то есть, осуществлять оценку приобретенных пенсионных прав до 01 января 2002 года по нормам ранее действовавшего законодательства. В этот период действовало Постановление Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений имел право на пенсию за выслугу лет независимо от наименования и ведомственной подчиненности учреждений и зачитывались в специальный медицинский стаж все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения.

Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица с 04.06.1980 г. по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – 09.09.2010 г. работала в должности медицинской сестры детского сада, палатной медсестры, процедурной сестры, в различных лечебных учреждениях, и эта работа засчитана ответчиком в специальный стаж истицы, кроме спорного периода работы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи.

09.09.2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г.Туле №634 от 28.10.2010 г. период работы истицы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи не был включен в специальный стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Согласно действующей в период выполнения работы Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава № 1000 от 23 октября 1978 года – Центр наркологической и психотерапевтической помощи в числе лечебно-профилактических учреждений не предусмотрен.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, приказом от 26 марта 1992 года № 23 «О ликвидации Тульского областного наркологического диспансера» в связи с переходом экономики РФ на рыночные отношения, что в свою очередь определяет увеличение объема оказания платных услуг и улучшение качества медицинской помощи населению, ликвидирован Тульский областной наркологический диспансер. Правопреемником, на которого возлагается обязанность обеспечивать выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного областного наркологического диспансера, считается «Областной центр по оказанию наркологической и психиатрической помощи».

На основании приказа областного отдела здравоохранения от 26 августа 1992 года № 23 Тульский областной наркологический диспансер был ликвидирован и приказом Комитета по медицине администрации области от 25 мая 1992 года был создан областной центр наркологической и психиатрической помощи, который приказом Департамента здравоохранения администрации области от 21 июня 1999 года был переименован в государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Тульский областной наркологической диспансер».

В период времени с 25 мая 1992 года по 21 июня 1999 года областной центр наркологической и психиатрической помощи, несмотря на то, что указанное учреждение не было предусмотрено номенклатурой учреждения здравоохранения, фактически выполнял функции учреждения здравоохранения, выполнял функции учреждения здравоохранения – областного наркологического диспансера.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента здравоохранения от 28 июня 2000 года № 39/191-ок.

Как следует из объяснений истицы, данных ею в судебном заседании, в действительности, областной центр по оказанию наркологической и психотерапевтической помощи являлся государственным, бюджетным лечебно-профилактическим учреждением и фактически выполнял функции учреждения – областного наркологического диспансера. С момента поступления ее на работу и до преобразования лечебно- профилактического учреждения ее функциональные обязанности и характер труда не изменились, изменилось лишь наименование учреждения.

Как следует из анализа Положения об областном центре по оказанию наркологической и психотерапевтической помощи, данный центр создан на основании приказа № 23 от 26 марта 1992 года по Комитету по медицине и осуществляет свою деятельность на основании настоящего положения, Центр является государственным бюджетным, с элементами нового хозяйственного механизма, учреждением с правом юридического лица, является лечебно-профилактическим учреждением, проводящим профилактическую антиалкогольную, антинаркотическую работу, оказывающим специализированную наркологическую и психотерапевтическую помощь лицам, употребляющим алкоголь, наркотики, токсические вещества и больным с пограничным состоянием. Функции и обязанности работников Центра устанавливаются должностными инструкциями, утвержденными главным врачом на основании соответствующих положении, утвержденных в установленном порядке. Структурные подразделения Центра определены Приказом Комитета по медицине № 23 от 26 марта 1992 года.

Исходя из п.4.10 и 4.11 указанного Положения переименование областного наркологического диспансера в областной центр по оказанию наркологической и психиатрической помощи связано с коммерческой деятельностью учреждения.

Согласно Уставу Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной наркологический диспансер №1», утвержденному Департаментом здравоохранения Тульской области 04.02.2009 г. целями данного лечебного учреждения являются оказание специализированной наркологической и социальной помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ (алкоголь, наркотические и токсические вещества).

Сравнительный анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что функциональные обязанности медицинской сестры, ведомственная подчиненность, вид деятельности, структура, задачи после преобразования лечебно-профилактического учреждения не изменились, несмотря на то, что центр наркологической и психиатрической помощи, не предусмотрен номенклатурой учреждения здравоохранения, данное учреждение фактически выполняло функции учреждения здравоохранения – областного наркологического диспансера.

Кроме того, суд не может не принять во внимание, что приказом от 21.06.1999г. № 114-л по Департаменту здравоохранения, установлено, что учреждение здравоохранения «Тульский областной центр наркологической и психотерапевтической помощи» переименован в Государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Тульский областной наркологический диспансер» с сохранением структуры, функции и штатного расписания, ГУЗ ТО «Тульский областной наркологический диспансер» считать правопреемником Тульского областного центра наркологической и психотерапевтической помощи.

Из приказа от 29 мая 1992 года № 44 Тульского областного наркологического диспансера усматривается, что во исполнение приказа № 23 от 26 марта 1992 года «О ликвидации областного наркологического диспансера» уволены сотрудники ТОНД с 31 мая 1992 года и уволенным работникам и не принятым на работу в Центр наркологической и психиатрической помощи произведена выплата компенсаций.

Из трудовой книжки истицы и льготно-уточняющей справки, видно, чтоСерегина Н.С. в спорный период времени работала в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели, отвлечений не имеется.

Должность «медицинская сестра» относится к среднему медицинскому персоналу.

Таким образом, суд полагает, что в ходе разбирательства дела нашло свое полное подтверждение выполнение в спорный период обязанностей медсестры палатной и процедурной в лечебном учреждении, соответствующем по задачам, функциям и выполняемой деятельности лечебно-профилактическому учреждении.

При таких обстоятельствах, учитывая что, по смыслу положений ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия на льготных основаниях назначается именно в связи с особым характером деятельности лица, которое в соответствии с Конституцией РФ не может быть ущемлено в своих пенсионных правах только в связи с несоответствующим наименованием лечебно-профилактического учреждения, а потому требования истицы о включении в ее специальный стаж периода ее работы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенного периода, который нашел свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Серегиной Н.С. в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 09.09.2010 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения за ней, то есть, с 09.09.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Серегиной Натальи Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный стаж Серегиной Натальи Сергеевны период работы с 01.08.1995 г. по 20.06.1999 г. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной стационарного наркологического отделения №2 в Центре наркологической и психотерапевтической помощи

Признать за Серегиной Натальей Сергеевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 09 сентября 2010 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначитьСерегиной Наталье Сергеевне трудовую пенсию по старости с указанной даты.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд города Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:С.И.Якушева

Решение вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200