решение по делу №2-362/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/11 по иску Неароновой Любови Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,

у с т а н о в и л :

Неаронова Л.Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 01.08.1978 года по настоящее время она осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в различных учреждениях здравоохранения, в связи с чем 02.07.2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Однако решением ответчика УПФ РФ в г.Туле ей было отказано в назначении таковой пенсии, в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа, а именно ответчиком, к зачету в специальный стаж не принят период ее работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы.

С решением ответчика не согласна, а потому просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле включить в специальный стаж период работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения, то есть с 02.07.2009 года.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле включить в специальный стаж период работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы в кратном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку работа осуществлялась в сельской местности..

В судебном заседании истица Неаронова Л.Н. заявленные и уточненные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном заявлениях.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать в связи с отсутствием у Неароновой Л.Н., требуемого 30-летнего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

Считала, что не подлежит включению в специальный стаж период работы истицы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы, так как наименование должности «заведующий медпунктом»не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в Приложении № 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденному Приказом Минздрава от 15.10.1999 № 377.

На основании изложенного, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у истицы специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Третье лицо - представитель Департамента здравоохранения по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен в надлежащем порядке.

Выслушав мнения сторон, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 02.07.2009 года истица обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле № 245 от 01.10.2009 г. в специальный стаж Неароновой Л.Н. не принят период работы истицы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 г. в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы, так как наименование должности «заведующий медпунктом» не предусмотрено Списком профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №464, Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и Номенклатурой должностей медперсонала, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 №377, а также ранее действовавшими Номенклатурами. В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения наименование должности заведующий (структурным подразделением) должно дополняться наименованием медицинской специальности, работа по которой вменяется в круг обязанностей заведующего.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ по г.Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так в силу п.2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовали положения п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждении утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к пп. 19 п.2 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Так, в указанный спорный период работы истицы в должности заведующего медпунктом действовали Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к среднему медперсоналу отнесены заведующие здравпунктом - фельдшеры (медицинские сестры), что также соответствует характеристике этой должности, изложенной в Едином классификаторе. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

Подпункт «а» п.5 Правил предусматривает, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из трудовой книжки истицы Неароновой Л.Н.. усматривается, что с 01.08.1979 г. по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - 02.07.2009 г., она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в различных лечебных учреждениях и эта работа включена ответчиком в специальный стаж истицы, кроме спорного периода.

Факт работы истицы в спорный период в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 г. подтверждается трудовой книжкой истицы, а также льготно-уточняющими справками №117 и №117-а от 21.02.2011 г., выданными МУЗ «ЦРБ Ферзиковского района» из которых следует, что работа истицы в спорный период связана с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выполнялась на полную ставку в единственном числе в сельской местности.

Кроме того, работодатель указывает на то, что работа истицы в вышеуказанной должности дает право на льготное исчисление трудового стажа за выслугу лет 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Титовский медпункт являлся структурным подразделением Ферзиковской ЦРБ.

Приказом №3 по Дугнинской больнице от 11.03.1981 г. медсестра Андронова (Неаронова) принята на должность заведующей Титовским медпунктом.

На основании приказа №60 от 28.09.1981 г. истица с 05.10.1981 г. освобождена от занимаемой должности - заведующей Титовским медпунктом.

Из исторической справки усматривается, что данное лечебное учреждение неоднократно переименовывалось, в частности10.01.1991 г. Ферзиковская Центральная районная больница переименована в Ферзиковское территориальное медицинское объединение на основании решения Калужского облисполкома № 491 от 13.12.1990 г.

22.12.2000г. Ферзиковское территориальное медицинское объединение переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Ферзиковского района» Калужской области на основании постановление № 343 от 22.12.2000 г. Главы муниципального образования «Ферзиковский район» Калужской области.

10.03.2004 г. Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Ферзиковского района» Калужской области переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения муниципального образования «Ферзиковский район» Калужской области «Центральная районная больница Ферзиковского района» на основании постановления № 242 от 10.02.2004г. Главы муниципального образования «Ферзиковский район» Калужской области.

На основании постановления № 4 от 23.01.2006г. Главы администрации муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области.02.02.2006 г. Муниципальное учреждение здравоохранения муниципального образование «Ферзиковский район» Калужской области «Центральная районная больница Ферзиковского района» переименовано Муниципальное учреждение здравоохранения муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области «Центральная районная больница Ферзиковского района».

Из должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) фельдшерского здравпункта следует, что на должность заведующего назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности организация сестринского дела, лечебное дело, сестринское дело, общая практика (медицинская сестра).

Из материалов дела видно, что истица Неаронова Л.С. имеет среднее медицинское образование по специальности медицинская сестра.

В соответствии с Положением о фельдшерско-акушерском пункте (ФАП): фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, находится в ведении администрации сельсовета.

ФАП в частности осуществляет первую доврачебную помощь населению; своевременные и в полном объеме выполнение назначений врача; организацию патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья ведущих специалистов сельского хозяйства

Наряду с этим, истица в судебном заседании пояснила, что фактически, работая в должности заведующей медпунктом в спорный период в Титковском медпункте Дугнинской больницы она выполняла обязанности медицинской сестры. Работа осуществлялась в сельской местности, она была единственным медработником в данном населенном пункте. По роду своей деятельности она оказывала первичную доврачебную помощь больным, по назначению врача выполняла различные медицинские манипуляции, в том числе профилактические прививки, противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия. В спорный период времени штатными расписаниями была предусмотрена только одна должность заведующего медпунктом, которую занимала она. На протяжении всей ее работы она выполняла одни и те же обязанности по охране здоровья населения. В настоящее время первичные документы за спорный период она не может представить по причине залития архива больницы.

Согласно сведениям, представленным МУЗ «Центральная больница» Ферзиковского района штатные расписания, тарификационные списки медицинские журналы, расчетные листы, ведомости по заработной плате за период с1979 г. по 1981 г. не сохранились, в связи с затоплением архива ЦРБ «Ферзиковского района».

Кроме того, в соответствии со Штатными нормативами медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999, при расчете здравпунктов исходя из количества работающих от 801 до 1500 человек, в штатах здравпункта предусмотрена 1 ставка заведующего здравпунктом-фельдшера или медицинской сестры, 0,5-1 (суммарно) ставка фельдшера или медицинской сестры и еще 1 ставка фельдшера или медицинской сестры при сменной работе. Исходя из содержания этих штатных нормативов, должность заведующей здравпунктом без указания на медицинскую деятельность в качестве фельдшера или медицинской сестры вообще не была предусмотрена.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на неверное наименование в трудовой книжке должности истицы Неароновой Л.Н. - заведующей медпунктом без указания на ее медицинскую деятельность, не может являться препятствием для реализации ее пенсионных прав как медицинского работника, поскольку совокупностью представленных доказательств установлено осуществление истицей медицинской деятельности фактически в должности заведующей медпунктом - медсестры.

На основании изложенного заявленные истицей Неароновой Л.Н. требования о включении в ее специальный стаж периода работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 г. в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, данный период подлежит включению в ее стаж еще и в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку УПФ РФ в г.Туле ранее принят к зачету в специальный стаж истицы период работы с 01.08.1979 г. по 11.03.1981 г. в должности медицинской сестры Дугнинской участковой больницы в льготном исчислении 1 год работы за 1год 3 месяца.

Данные обстоятельства позволяют суду включить в специальный стаж истицы в льготном исчислении (1 года работы как 1 года и 3 месяца) период ее работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 г. в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы.

В связи с изложенным, на основании указанного выше п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и с учетом установления судом факта осуществления истицей работы в сельской местности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 года и 3 месяца) периода ее работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 г. в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенного периода, который нашел свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Неароновой Л.Н. в УПФ РФ в г. Туле 02.07.2009 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 02.07.2009 г.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Неароновой Любови Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику - удовлетворить.

Признать за Неароновой Любовью Николаевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный стаж Неароновой Любови Николаевны в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца период ее работы с 12.03.1981 г. по 05.10.1981 г. в должности заведующей Титовским медпунктом Дугнинской больницы.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Неароновой Любови Николаевне трудовую пенсию по старости с 02 июля 2009 г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ С.И. Якушева

Копия верна

Судья С.И. Якушева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200