Решение по делу №2-1400 от 23.08.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2011 года                                       г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Свиридовой О.С.,

при секретаре Перезябовой А.М.,

с участием представителя истца Скряпкина Г.Н. по доверенности Барчуковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1400/11 по иску Скряпкина Григория Николаевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка,

установил:

Скряпкин Г.Н. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области заключен договор аренды земельного участка . На основании указанного договора в его пользование был передан земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 1014 кв.м. с кадастровым номером <адрес>

С размером арендной платы в сумме 90 354 рублей он был не согласен, но подписал договор аренды, опасаясь что оспаривание договора в данной части может привести к затягиванию ответчиком процесса по закреплению за ним (истцом) статуса правообладателя земельным участком.

Считая, что размер арендной платы за предоставленный ему земельный участок должен определяться с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», 06.06.2011г. он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением об уменьшении размера арендной платы на основании указанного Постановления, однако в удовлетворении заявления ему было отказано. Он (истец) полагает, что арендная плата земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, в пределах, не превышающих размер земельного налога.

Просит суд внести изменения в пункт 4.4. договора аренды земельного участка от 15.02.2011г., заключенный между ним и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, дополнив его следующим абзацем: «размер арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года №582 по настоящему договору устанавливается в пределах, не превышающих размер земельного налога».

Определением судьи в порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г.Тулы и администрация Тульской области.

В судебном заседании представитель истца Скряпкина Г.Н. по доверенности Барчукова А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении, адресованном суду, исковые требования не признал, считая, что оспариваемый договор аренды в части установленного размера арендной платы является законным обоснованным. Кроме того, отсутствуют основания для одностороннего изменения условий оспариваемого договора.

Представители ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации Тульской области в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, на момент рассмотрения дела заявлений и ходатайств от указанных лиц не поступило.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Скряпкина Г.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления администрации Тульской области №1138 от 08.12.2010г., в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Тульской области от 10.12.2008г. №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – Тула» Скряпкину Г.Н. предоставлен в аренду на пять лет для строительства индивидуального жилого дома земельный участок площадью 1014 кв.м. с кадастровым номером <адрес>

15.02.2011г. между Скряпкиным Г.Н. и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы заключен договор аренды земельного участка <адрес>.

Согласно пункту 1.1 указанного договора, его предметом является земельный участок площадью 1014 кв.м. с кадастровым номером 71<адрес> <адрес>, который Департамент (арендодатель) представляет из земель населенного пункта г.Тула, а Скряпкин Г.Н. - (арендатор) принимает в аренду.

Пункт 2.1 договора аренды предусматривает, что земельный участок предоставляется арендатору для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 4.4 данного договора размер арендной платы определен на основании отчета по оценке арендной платы 333-10-100 от 13.09.2010г.

Согласно экспертному заключению №100 об оценке рыночной стоимости размера арендной платы на земельный участок от 20.09.2010г. по состоянию на 13.09.2010г. составляет 90 354 рублей.

В силу пункта 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора в соответствии с действующим законодательством.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 04.02.2011 года усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 71:30:020512:151 относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

06.06.2011г. истец Скряпкин Г.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением об изменении указанного договора аренды в части исчисления размера арендной платы.

11.07.2011г. письмом Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в изменении порядка исчисления арендной платы со ссылкой на Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» истцу было отказано.

Считая данный отказ незаконным, истец Скряпкин Г.Н. обратился в суд с настоящим иском.

В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение сменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, данной нормой закона установлено полномочие Правительства Российской Федерации на установление общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым при определении арендной платы независимо от вида публичной собственности на землю должны соблюдаться принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

При этом, данным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности независимо от целей использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемый истцом в части размера арендной платы договор был заключен после вступления в законную силу вышеназванного Постановления №582, его правовые нормы распространяются на данный договор.

При этом, не смотря на то, что условие договора о размере арендной платы было согласовано сторонами при его подписании, то данное условие подлежит изменению в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, поскольку применительно к данной ситуации размер арендной платы при аренде государственных и муниципальных участков является регулируемой ценой, а потому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с даты вступления нормативного акта, установившего иной размер этой платы.

Заключая с истцом договор аренды земельного участка , Департамент имущественныхельным для сторон правилам, устано и земельных отношений Тульской области не дал оценки характеру постановления Правительства Российской Федерации и обязательности его положений в той части, в которой данным постановлением определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Учитывая, что договор аренды от 15.02.2011г., заключенный между Скряпкиным Г.Н. и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области содержит пункт 4.5, предусматривающий возможность изменения размера арендной платы арендодателем, суд приходит к выводу об обоснованности требований Скряпкина Г.Н.

Довод Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, содержащийся в его ответе от 11.07.2011г. на заявление истца о том, что поскольку собственность на спорный земельный участок не разграничена, при определении размера арендной платы следует руководствоваться Законом Тульской области «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области», не влияет на обоснованность исковых требований, так как вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования и противоречит разъяснениям, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 .

Поскольку земельный участок предоставлен Скряпкину Г.Н. для индивидуального жилищного строительства, то при определении размера арендной платы должен соблюдаться один из основных принципов, установленных вышеназванным Постановлением, а именно принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить требования Скряпкина Г.Н. о внесении изменения в договор аренды В2534 от 15.02.2011года, дополнив его следующим абзацем: «Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 582 в пределах, не превышающих размер земельного налога».

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Скряпкина Григория Николаевича удовлетворить.

Внести изменения в пункт 4.4. договора аренды земельного участка от 15.02.2011г., дополнив его следующим абзацем: «Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года №582 в пределах, не превышающих размер земельного налога».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                                  О.С.Свиридова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200