РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Алифанова И.В.,
при секретаре Безделовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-1135/11 по иску Стародубова Алексея Вячеславовича к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Тульской области о компенсации морального вреда,
установил:
Стародубов А.В. обратился с иском в суд, в котором просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 1 500 000 рублей, ссылаясь в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ЗАО «Леда» следователем СЧ по РОПД СУ при УВД по Тульской области в отношении него было возбуждено уголовное дело № по ч.1 ст.24 УПК РФ. ДД.ММ.ГГГГ постановление о прекращении уголовного дела было отменено руководителем СУ при УВД по <адрес> и производство по делу возобновлено. ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу в отношении него было повторно прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24, ст.212,213 УПК РФ; мера пресечения отменена. Таким образом, на протяжении двух лет и девяти месяцев он находился в психотравмирующей ситуации. При обращении в МСЧ № <адрес> у него было обнаружено заболевание – сахарный диабет. В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении ему были причинены нравственные страдания.
В судебном заседании Стародубов А.В. поддержал исковые требования.
Представитель ответчиков-Министерства финансов РФ и УФК по Тульской области по доверенности ФИО3 иск не признала, пояснив, что истец не указал, какие конкретно нравственные или физические страдания он испытал и какими доказательствами они подтверждаются. Стародубовым А.В. не предоставлено доказательств, подтверждающих его участие в 23-х судебных заседаниях и причинную связь между нахождением под следствием и обнаружением заболевания в форме сахарного диабета. Сумма компенсации морального вреда в размере 1 500 000 рублей не отвечает требованиям разумности и справедливости.
Представитель третьего лица – УВД по Тульской области по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения иска, пояснив, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих причинение ему нравственных страданий и наличие причинной связи между заболеванием в форме сахарного диабета и противоправными действиями должностных лиц.
Представитель третьего лица – прокуратуры Тульской области по доверенности ФИО5, просил иск удовлетворить частично, определив размер компенсации морального вреда с учетом принципа разумности и справедливости.
Суд, заслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ следователем СЧ по РОПД СУ при УВД <адрес> ФИО6 в отношении Стародубова А.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК РФ.
27 февраля 2006 г. в отношении Стародубова А.В. применена мера процессуального принуждения - обязательство о явке.
Приговором <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Стародубов А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен, уголовное дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Стародубова А.В. направлено прокурору в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушением закона. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Стародубова А.В. было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником СУ при УВД по <адрес> постановление о прекращении уголовного дела было отменено, производство возобновлено, установлен срок следствия до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело повторно прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в действиях Стародубова А.В. состав преступления.
Основание прекращение уголовного преследования в отношении Стародубова А.В. является реабилитирующим.
В соответствии с п.7 Положения «Об органах предварительного следствия в системе Министерства органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ», финансирование органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Принимая во внимание, что финансирование следственного аппарата происходит из федерального бюджета, вред, причиненный действиями, связанными с незаконным привлечением Стародубова А.В. к уголовной ответственности подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что Стародубов А.В. обвинялся в совершении умышленного преступления средней тяжести. В ходе судебного следствия в отношении истца была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении; тем самым ему были созданы препятствия в передвижении на территории РФ. Уголовное преследование в отношении истца с момента возбуждения уголовного дела и до его прекращения продолжалось длительное время (более двух лет 9 месяцев); тем самым истец продолжительный период времени находился под угрозой уголовного наказания. В период предварительного и судебного следствия истец свое личное время был вынужден использовать, принимая участие в следственных действиях и судебных заседаниях.
С учетом изложенного, истцу были причинены нравственные страдания.
Между тем, бесспорных доказательств, подтверждающих причинную связь между заболеванием (сахарного диабета), обнаруженного у Стародубова А.В., и уголовным преследованием, суду не предоставлено.
С учетом изложенного, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, равным 50 000 рублей, находя его разумным и справедливым.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Стародубова Алексея Вячеславовича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Стародубова Алексея Вячеславовича 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий