Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2011 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1408/11 по иску Бочаровой Надежды Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,
у с т а н о в и л :
Бочарова Н.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 1978 года по настоящее время она осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в различных учреждениях здравоохранения, в связи с чем 06.10.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно, которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Однако решением ответчика УПФ РФ в г.Туле ей было отказано в назначении таковой пенсии, в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа, а именно ответчиком, к зачету в специальный стаж не принят период ее работы с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. (с учетом отвлечений 2 месяца) в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината; с 01.12.1986 г. по 31.12.1990 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5.
С решением ответчика не согласна, а потому просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле включить в специальный стаж периоды ее работы с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. (с учетом отвлечений – 2 месяца) в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината; с 01.12.1986 г. по 31.12.1990 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения, то есть с 06.10.2011 года.
В судебном заседании истица Бочарова Н.И. и ее представитель по ордеру - адвокат Маринова С.В. заявленные требования поддержали, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать в связи с отсутствием у Бочаровой Н.И. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.
Считала, что не подлежат включению в специальный стаж вышеуказанные спорные работы истицы, так как наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в Приложении № 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденному Приказом Минздрава от 15.10.1999 № 377. В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) должно дополняться наименованием медицинской специальности, работа по которой вменяется в круг обязанностей заведующего. Осуществление работы по медицинской специальности документально не подтверждено.
На основании изложенного, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у истицы специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав мнения сторон, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 06.10.2010 года Бочарова Н.И. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле № 781 от 30.12.2010 г. в специальный стаж истицы не приняты периоды ее работы: с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. (с учетом отвлечений – 2 месяца) в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината; с 01.12.1986 г. по 31.12.1990 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5, так как наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в Приложении № 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденному Приказом Минздрава от 15.10.1999 № 377. В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) должно дополняться наименованием медицинской специальности, работа по которой вменяется в круг обязанностей заведующего. Осуществление работы по медицинской специальности документально не подтверждено.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ по г.Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так в силу п.2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовали положения п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждении утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к пп. 19 п.2 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Так, в указанный спорный период работы истицы в должности заведующего медпунктом действовали Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к среднему медперсоналу отнесены заведующие здравпунктом – фельдшеры (медицинские сестры), что также соответствует характеристике этой должности, изложенной в Едином классификаторе. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с 1978 г. по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – 06.10.2010 г. она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры, процедурной медицинской сестры, фельдшера доврачебного кабинета, медицинской сестры участковой в различных лечебных учрежденияхи эта работа включена была ответчиком в специальный стаж истицы, кроме спорных периодов.
В соответствии со справкой, выданной МУЗ «Городская больница №10 г.Тулы», МСЧ №5 неоднократно переименовывалось.
Так, МСЧ №5 Тулгорздравотдела переименована в «Медико-санитарную часть №5 Тульского городского комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию» на основании приказа №87 от 27.11.1995 г.
«Медико-санитарная часть №5 Тульского городского комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию» переименована в МУЗ «Медико-санитарная часть №5 г.Тулы» на основании приказа №35 от 22.02.2000 г.
На основании приказа Управления здравоохранения администрации г.Тулы №152 от 06.06.2006 г. МУЗ «Медико-санитарная часть №5 г.Тулы» переименована в МУЗ «Городская больница №10 г.Тулы».
Факт осуществления истицей лечебной деятельности в спорные периоды также подтверждается : справкой №97 от 06.10.2010 г., выданной МУЗ «Городская больница №10 г.Тулы», из которой видно, что истица работала с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. в МУЗ «Городская больница №10 г.Тулы»в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината (приказ №183 от 12.10.1981 г. и приказ №31 от 07.06.1985 г.) и с 01.12.1986 г. по 13.10.2002 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ №7 (Профессиональный лицей №7) (приказ ;74 от 01.12.1986 г.), работа выполнялась ею на полную рабочую ставку.
справкой №98 от 06.10.2010 г., выданной МУЗ «Городская больница №10 г.Тулы», в соответствии с которой Бочарова Н.И. с 14.09.1981 г. по настоящее время работает в МУЗ «Городская больница №10 г.Тулы».
штатными расписаниями медицинского персонала МСЧ №5 г. Тулы за спорные периоды, которыми предусмотрена одна единица заведующего здравпунктом.
Согласно Положению о фельдшерском здравпункте в Тульской муниципальной «МСЧ №5», утвержденном главным врачом МУЗ «МСЧ №5 г.Тулы» от 1997 г. фельдшерский здравпункт - структурное подразделение учреждения здравоохранения, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся и учащимся учебных заведений.
Основной задачей фельдшерского здравпункта является: оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся при травмах, отравлениях; острых заболеваниях; участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма; организация транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача; разработку и проведение совместно с администрацией предприятия и по согласованию с органами санэпиднадзора профилактических и оздоровительных мероприятий.
В Положении о фельдшерском здравпункте от 1978 г. указаны аналогичные задачи, в частности направленные на оказание доврачебной медицинской помощи населению.
В соответствии с должностной инструкцией заведующей - фельдшера здравпункта промышленного предприятия, на должность заведующего здравпункта (фельдшера) назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование, имеющий подготовку по общей практике.
Заведующий здравпунктом – фельдшер в частности осуществляет первую доврачебную помощь при острых отравлениях, заболеваниях, травмах; выполняет назначение врача (инъекции, перевязки, физиопроцедуры).
Наряду с этим, истица в судебном заседании пояснила, что в 1978 г. она окончила Тульское областное медицинское училище и получила диплом по специальности «фельдшер». В 1981 г. она была принята на работу в МСЧ №5 на здравпункт «Пивкомбината» в должности заведующей здравпунктом, где осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья в единственном числе, поскольку штатным расписанием была предусмотрена только одна единица заведующей здравпунктом. В ее функциональные обязанности, в частности, входило оказание первичной медицинской помощи работникам при производственных травмах, а также проведение профилактических мероприятий по согласованию с органами санэпиднадзора.
В 1986 г. она была переведена на должность заведующей здравпунктом в ГПТУ №7 МСЧ №5 г.Тулы, где также в единственном числе занималась оказанием первой медицинской помощи учащимся и сотрудникам училища при отравлении, травмах, острых заболеваниях, проводила профилактические прививки, вела амбулаторный прием больных, по назначению врача выполняла инъекции, контролировала санитарно-гигиенические условия обучения студентов, состояние пищеблока, общежития. Несмотря на то, что ее должность «заведующий» была поименована работодателем без наименования медицинской специальности «фельдшер», она на протяжении всей трудовой деятельности выполняет одни и те же обязанности, связанные с охраной здоровья населения, то есть по медицинской специальности.
Пояснения истицы об осуществлении медицинской деятельности в должности заведующего здравпунктом подтверждаются также показаниями допрошенных по делу свидетелей.
Так, свидетель Голикова О.А. в судебном заседании пояснила, что с 1986 г. она также, как и истица работала на здравпункте «Пивкомбината» в должности заведующей в единственном числе, поскольку штатным расписанием за тот период была предусмотрена, только одна единица заведующей здравпунктом. В настоящее ей УПФ РФ в г.Туле назначена досрочная трудовая пенсия по старости как медицинскому работнику.
Свидетель Потапова Т.Д. подтвердила в судебном заседании факт осуществления истицей лечебной деятельности в период работы в должности- заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5, поскольку она тоже работала в аналогичной должности в данном учебном заведении в единственном числе и ей известно, что в круг функциональных обязанностей заведующего здравпункта вменен был и круг обязанностей по медицинской специальности «фельдшер».
Давая оценку пояснениям указанных свидетелей в совокупности с другими исследованными доказательствами с позиций ст.67 ГПК РФ, суд считает их непротиворечивыми и в своей совокупности подтверждающими утверждения истицы о льготном характере ее работы в спорные периоды: с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. (с учетом отвлечений – 2 месяца) в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината; с 01.12.1986 г. по 31.12.1990 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5.
Кроме того, в соответствии со Штатными нормативами медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999, при расчете здравпунктов исходя из количества работающих от 801 до 1500 человек, в штатах здравпункта предусмотрена 1 ставка заведующего здравпунктом-фельдшера или медицинской сестры, 0,5-1 (суммарно) ставка фельдшера или медицинской сестры и еще 1 ставка фельдшера или медицинской сестры при сменной работе. Исходя из содержания этих штатных нормативов, должность заведующей здравпунктом без указания на медицинскую деятельность в качестве фельдшера или медицинской сестры вообще не была предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на неверное наименование в трудовой книжке должности истицы Бочаровой Н.И. «заведующей здравпунктом» без указания на ее медицинскую деятельность, не может являться препятствием для реализации ее пенсионных прав как медицинского работника, поскольку совокупностью представленных доказательств установлено осуществление истицей медицинской деятельности фактически в должности «заведующей медпунктом - фельдшера».
На основании изложенного, заявленные истицей требования о включении в ее специальный стаж периодов работы с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. (с учетом отвлечений – 2 месяца) в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината; с 01.12.1986 г. по 31.12.1990 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5 подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенных периодов, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Бочаровой Н.И. в УПФ РФ в г.Туле 06.10.2010 г. у нее имелся требуемый специальный стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 06.10.2010 г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Бочаровой Надежды Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику - удовлетворить.
Признать за Бочаровой Надеждой Ивановной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный стаж Бочаровой Надежды Ивановны периоды ее работы: с 12.10.1981 г. по 07.06.1985 г. (с учетом отвлечений – 2 месяца) в должности заведующей здравпунктом Пивкомбината; с 01.12.1986 г. по 31.12.1990 г. в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-7 в Медсанчасти №5.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Бочаровой Надежде Ивановне трудовую пенсию по старости с 06.10.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.И. Якушева
Копия верна
Судья С.И. Якушева