РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 сентября 2011 года г.Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Евлановой А.В.,
при секретаре Мамонтове Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1255/11 по иску прокурора Советского района г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Городской центр досуга» о понуждении проведения комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района г.Тулы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Городской центр досуга» о понуждении проведения комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Советского района г.Тулы проведена проверка по обращению начальника ГУ МЧС России по Тульской области ФИО2 о неоднократном нарушении ООО «Городской центр досуга» (КРК «Премьер»), расположенного по адресу: г.Тула, ул.Ф.Энгельса, д.66, требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которой установлено несоблюдение требований указанного закона.
В соответствии протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № комиссия приняла решение в целях организации мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и снижения риска их возникновения на объектах Тульской области, представляющих важное оборонное, экономическое, культурно-историческое значение, а также объектах повышенной техногенной опасности, аварии на которых могут повлечь значительный социальный и материальный ущерб утвердить перечень объектов, подлежащих надзору (контролю) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тульской области. В этот перечень входит ООО «Городской центр досуга» (КРК «Премьер»).
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Приказом «Об организации государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Главном управлении МЧС России по Тульской области» утвержден перечень объектов Тульской области, подлежащих надзору (контролю) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который имеет силу в настоящий период и в котором одним из названных объектов является также ООО «Городской центр досуга» (КРК «Премьер»).
Проведенной проверкой установлено, что по итогам осуществления в мае 2010 года Главным управлением МЧС России по Тульской области внеплановых мероприятий по выполнению требований, установленных законодательством и иными нормативно-правовыми актам РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ООО «Городской центр досуга» были допущены следующие нарушения:
1. в нарушение требований ст.25 Постановления Правительства РФ от 22.06.2004г. №303-ДСП «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», ст.9 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» для планирования, подготовки и проведения эвакуации в организации заблаговременно в мирное время не создана эвакуационная комиссия;
2. в нарушение требований ст.25 Постановления Правительства РФ от 22.06.2004г. №303-ДСП «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» не осуществлена подготовка работников эвакуационной комиссии;
3. в нарушение требований ст.2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. №547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не осуществлена подготовка работников комиссии по чрезвычайным ситуациям;
4. в нарушение требований ст.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008г. №687 не разработан план основных мероприятий;
5. в нарушение требований ст.23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 31.03.2011) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" не переработан план действий, не согласован и не утвержден в установленном порядке указанный план;
6. в нарушение требований ст.4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. №841 (ред. от 22.10.2008), Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. №547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не проведена подготовка руководящего состава организации и специалистов области ГОиЧС организации в учебно-методическом центре;
7. в нарушение требований ст.7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005г. №993 (ред. от 19.04.2010) работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты;
8. в нарушение требований ст.4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. №547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не осуществлено обучение работников организации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
9. в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не определена номенклатура и не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с указанными обстоятельствами сотрудниками Главного управления МЧС России по Тульской области ООО «ГЦД» было выдано предписание по устранению выявленных нарушений требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 25.05.2010 № 9-ЧС.
В дальнейшем, Главным управлением МЧС России по Тульский области в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-ГОЧС в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Городской центр досуга» (КРК «Премьер») по исполнению ранее выданного предписания по устранению нарушений требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ
Однако в ходе такой проверки Главным управлением МЧС России по Тульский области установлено, что руководством ООО «Городской центр досуга» (КРК «Премьер») не организована работа ни по одному из предложенных пунктов вышеназванного предписания.
По результатам вновь проведенной внеплановой проверки ООО «Городской центр досуга» КРК «Премьер» было выдано повторное предписание по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ДД.ММ.ГГГГ № с аналогичными требованиями.
Прокурор просит суд обязать ООО «Городской центр досуга» незамедлительно провести комплекс мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- для планирования, подготовки и проведения эвакуации в организации заблаговременно в мирное время создать эвакуационную комиссию;
- осуществить подготовку работников эвакуационной комиссии;
- осуществить подготовку работников комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- разработать план основных мероприятий;
- переработать план действий, согласовать и утвердить в установленном порядке указанный план;
- провести подготовку руководящего состава организации и специалистов области ГОиЧС организации в учебно-методическом центре;
- обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты;
- осуществить обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- определить номенклатуру и создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Тулы ФИО3 поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить.
Представитель ООО «Городской центр досуга» по доверенности Романовский А.Ю. частично признал исковые требования, указав, что согласен со всеми недостатками, указанными прокурором, однако не признает требование об обеспечении работников организации средствами индивидуальной защиты, поскольку необходимость в его соблюдении должна быть обусловлена определением границ опасных зон, что указано в Положении об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на который сделана ссылка в предписании.
Представитель третьего лица МЧС России по Тульской области по доверенности ФИО5 пояснил, что предписание, выданное ООО «Городской центр досуга» не было исполнено ни по одному из пунктов. Исполнение предписания является обязательным. Просит суд удовлетворить исковые требования прокурора Советского района г.Тулы в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Советского района г.Тулы подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный закон от 21.12.1994г. №68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, икающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от 12.10.2010 года №7, комиссия приняла решение в целях организации мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и снижения риска их возникновения на объектах Тульской области, представляющих важное оборонное, экономическое, культурно-историческое значение, а также объектах повышенной техногенной опасности, аварии на которых могут повлечь значительный социальный и материальный ущерб утвердить перечень объектов, подлежащих надзору (контролю) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тульской области.
Согласно перечню объектов, подлежащих надзору (контролю) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тульской области (приложение к протоколу заседания КЧС и ОПБ администрации Тульской области от 12.10.2009г. №7) ООО «Городской центр досуга» входит в перечень объектов, в отношении которых установлены требования по предупреждению ЧС.
Приказом «Об организации государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Главном управлении МЧС России по Тульской области» от 28.01.2011г. утвержден перечень объектов Тульской области, подлежащих надзору (контролю) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который имеет силу в настоящий период и в котором одним из названных объектов является также ООО «Городской центр досуга».
25.05.2010г. Главным управлением МЧС России по Тульской области выдано предписание №-ЧС ООО «Городской центр досуга», в котором указано о необходимости устранить установленные проверкой нарушения:
- для планирования, подготовки и проведения эвакуации в организации заблаговременно в мирное время создать эвакуационную комиссию;
- осуществить подготовку работников эвакуационной комиссии;
- осуществить подготовку работников комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- разработать план основных мероприятий;
- переработать план действий, согласовать и утвердить установленным порядком;
- провести подготовку руководящего состава организации и специалистов в области ГОиЧС организации в учебно-методическом центре;
- обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты;
- осуществить обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- определить номенклатуру, создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Срок исполнения данного предписания установлен до 25.05.2010г.
Судом установлено, что ввиду неисполнения ООО «Городской центр досуга» предписания №-ЧС от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки вынесено аналогичное предписание №-ГОЧС от ДД.ММ.ГГГГ Срок исполнения – декабрь 2011г.
Изучив указанные выше предписания, нормативную базу, которая положена в основу каждого нарушения, установленного в ООО «Городской центр досуга», суд полает, что нарушения имеют место. Однако при этом суд приходит к выводу, что п.7 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, предписывающий ООО «Городской центр досуга» обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты, не является обязательным для исполнения по следующим основаниям.
В обоснование данного нарушения в предписании указано, что обеспечение работников организации средствами индивидуальной защиты предусмотрено ст.7 Приказа МЧС России от 21.12.2005г. №993 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2006г. №7384).
Согласно п.7 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. №993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Исходя из буквального толкования данной нормы, суд полагает, что ссылка в предписании от 21.01.2011г. на указанный пункт приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. №993 является необоснованной, поскольку данная норма предполагает обеспечение населения СИЗ с указанием территории проживания населения.
В судебном заседании представитель МЧС России по Тульской области пояснил, что в данном случае п.7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005г. №993, указан некорректно. Необходимо было сослаться на п.8 указанного Положения, в котором указано, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения - для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом документов в отношении определения зон опасного радиоактивного загрязнения, а также документов, подтверждающих необходимость наличия при этом табелей оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций, суду не представлено.
Довод представителя МЧС России по Тульской области, что в данном случае не идет речь о создании аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, суд принять во внимание не может, поскольку если отсутствует необходимость в создании данных формирований и служб, теряется смысл данной нормы по применению ее к ООО «Городской центр досуга».
С учетом изложенного, в удовлетворении требования прокурора Советского района г.Тулы об обеспечении работников организации средствами индивидуальной защиты суд полагает возможным отказать.
Поскольку судом установлен факт нарушения требований ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ, суд полагает возможным установить срок проведения указанных прокурором мероприятий ООО «Городской центр досуга» до ДД.ММ.ГГГГ
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Советского района г.Тулы в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Обязать ООО «Городской центр досуга» провести комплекс мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- для планирования, подготовки и проведения эвакуации в организации заблаговременно в мирное время создать эвакуационную комиссию;
- осуществить подготовку работников эвакуационной комиссии;
- осуществить подготовку работников комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- разработать план основных мероприятий;
- переработать план действий, согласовать и утвердить в установленном порядке указанный план;
- провести подготовку руководящего состава организации и специалистов области ГОиЧС организации в учебно-методическом центре;
- осуществить обучение работников организации способами защиты и действиям к чрезвычайным ситуациям;
- определить номенклатуру и создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
установив срок исполнения указанных мероприятий до 31 декабря 2011г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья /подпись/.
Копия верна. Судья А.В.Евланова