Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1577/11 по иску Крупий Ольги Игоревны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Крупий О.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что она с 1983 года по настоящее время работает в различных детских образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 04.05.2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле. Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом решением комиссии не был включен в специальный стаж период ее работы с 31.08.1983 года по 31.07.1987 года в должности секретаря и заведующей отделом учащейся молодежи в Пролетарском РК ВЛКСМ, в связи с тем, что Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, наименование данной должности не предусмотрено.
Считает отказ ответчика незаконным, поскольку в указанный период работы действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, согласно которому спорная должность является выборной, истицу избирали на Пленуме райкома ВЛКСМ. Полагает, что период работы в вышеуказанной должности можно отождествить с педагогической деятельностью, поскольку ей приходилось работать с учащимися, в круг ее обязанностей входило обучение пионервожатых, участие в областных слетах детей, работа в школьных коллективах, с учащимися и учителями.
Просит суд признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж период ее работы с 31.08.1983 года по 31.07.1987 года в должности секретаря и заведующей отделом учащейся молодежи в Пролетарском РК ВЛКСМ, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения, то есть с 04.05.2011года.
Истица Крупий О.Е. в судебное заседание не явилась, о времени, месте судебного заседания извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель истицы по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) РФ в г.Туле по доверенностям Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные требования не признали, так как Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, именование должностей «комсорг», «инструктор», «секретарь» и «заведующий отделом учащейся молодежи» не предусмотрены. В период работы истицы вышеуказанных должностях действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее Постановление от 17.12.1959 № 1397). Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 с 1 октября 1993 года Постановление от 17.12.1959 № 1397 признано не действующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 ( далее Положение от 17.12.1959 №1397) предусмотрено включение в стаж работы по специальности выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Согласно Письму от 30.06.1986 №1-63-И к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве инструктора райкома КПСС райкома ВЛКСМ, секретаря первичной партийной или комсомольской организации, заведующего отделом
Просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием у истицы специального стажа.
Выслушав мнения пре сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
04.05.2011 года истица обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Тулы от 27.07.2011 года № 2082 в специальный стаж не был включен период работы истицы с 31.08.1983 года по 31.07.1987 года в должности секретаря и заведующей отделом учащейся молодежи в Пролетарском РК ВЛКСМ, в связи с тем, что Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, наименование данной должности не предусмотрено.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должности секретаря и зав.отделом учащейся молодежи в РК ВЛКСМ предусмотрено.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должности секретаря и зав.отделом учащейся молодежи в РК ВЛКСМ также не предусмотрено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки Крупий О.И.усматривается, что с 1981 года и по день обращения в УПФ (04.05.2011года) за назначением пенсии она работала в должностях комсорга по школам в Пролетарском РК ВЛКСМ, инструктора в Тульском ГК ВЛКСМ, заведующей кабинетом политпросвещения, завуча, преподавателя спец дисциплин в различных детских учебных заведениях.
Согласно архивной справке № 235 от 03.02.2011г., выданной ГАУ ТО «Государственный архив» Крупий О.И. в документах ГАУ ТО «Государственный архив», архивном фонде «Пролетарский районный комитет ВЛКСМ, г. Тула», в ведомостях на выдачу заработной платы работникам Пролетарского РК ВЛКСМ и освобожденным комсомольским работникам района за 1981 г. первая заработная плата Крупий О.И. - комсоргу по школам выплачивалась за 2 половину июля 1981 г. В ведомости имеется запись о том, что заработная плата начислялась с 20 июля 1981 г.
В ведомостях на выдачу заработной платы работникам Пролетарского РК ВЛКСМ и освобожденным комсомольским работникам района за 1982 г. последняя выплата заработной платы Крупий О.И. производилась в 1 половине сентября 1982 г. В графе «За дни работы» имеется запись - «с 1-15/1Х».
Решением бюро Пролетарского РК ВЖСМ (протокол от 06 сентября 1983 г. №. 64) Крупий О.И. утверждена в должности секретаря, зав. отделом учащейся молодежи и пионеров с 31 августа 1983 г.
Решением бюро Пролетарского РК ВЛКСМ (протокол от 16 июля 1987 г. № 22) Крупий О.И. освобождена от занимаемой должности и уволена в связи с переводом в Центральный РК КПСС с 31 июля 1987 г.
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно п.п. «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
При этом в силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из пояснений представителя истца, на данную должность избирались лица, имеющие высшее образование, являющиеся членами КПСС. В обязанности истицы входило снятие и постановка на комсомольский учет, сбор комсомольских взносов, работа с коллективом сотрудников и учащихся, проведение комсомольских собраний, заседаний комитета комсомола, конференций, обучение комсомольского актива, проведение Ленинского зачета», проведение рейдов и по их итогам выпуск стенгазет и выпуск «Комсомольского прожектора», профориентационная работа и профилактика правонарушений, изучение истории комсомола и устава членов ВЛКСМ, принятие и исключение из членов ВЛКСМ.
Таким образом, судом установлено, что должность секретаря и заведующей отделом учащейся молодежи в Пролетарском РК ВЛКСМ ТУ, в которой работала Крупий О.И. в период с 31.08.1983 года по 31.07.1987 года, являлась выборной, и в соответствии с вышеназванным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должна быть зачтена в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности зав. сектором учёта членов ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п. 10 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Таким образом, педагогический стаж Крупий О.И., который дает ей право на получение досрочной пенсии, по состоянию на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле 04.05.2011 года составлял более 25 лет.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истицей искового требования о включении в специальный стаж периода ее работы с 31.08.1983 года по 31.07.1987 года в должности секретаря и заведующей отделом учащейся молодежи в Пролетарском РК ВЛКСМ.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 04.05.2011 года истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Крупий Ольги Игоревны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику -удовлетворить.
Признать за Крупий Ольгой Игоревной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Крупий Ольги Игоревны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 31.08.1983 года по 31.07.1987 года в должности секретаря и заведующей отделом учащейся молодежи в Пролетарском РК ВЛКСМ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Крупий Ольге Игоревне досрочную трудовую пенсию по старости с 04 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Тулы.
Судья С.И. Якушева