Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2011 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-775/11 по иску Волкова Ивана Андреевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о включении периодов работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л:
Волков И.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о включении периодов работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем пенсии, которая была назначена ему в <адрес> и выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ, после чего он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, где пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, размер пенсии был рассчитан исходя из стажа 16 лет, тогда как его трудовой стаж составляет 31 год. Ответчик в стаж для расчета пенсии не включил период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера второго класса автотранспортной конторы «Трест очистки», и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера Баксанского мунтранс «Трест очистки» по причине того, что организация, в которой он работал, была несколько раз переименована, но это не отражено в его трудовой книжке. Просит обязать УПФ РФ (ГУ) в городе Туле включить указанные периоды его работы в трудовой стаж, а также обязать ответчика сделать перерасчет пенсии.
В судебном заседании истец Волков И.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в иске отказать, полагая, что спорные периоды работы в подсчет трудового стажа истца не были включены обоснованно, поскольку они не точно отражены в трудовой книжке, а именно отсутствуют записи о переименованиях организаций, приказы об увольнении, переводе и приеме истца. На момент обращения истца ФИО2 за назначением пенсии он документально не подтвердил факт его работы в спорные периоды, хотя при увольнении истец имел право обратиться к работодателю с заявлением о внесении соответствующих записей в трудовую книжку.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав пенсионное дело истца, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.01 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" под общим страховым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу Волкову И.А. Отделом Государственного Фонда Социальной Защиты Азербайджанской Республики назначена пенсия по инвалидности (2 группа), общий трудовой стаж у истца составил 38 лет. С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, истцу назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общий трудовой стаж составил 16 лет. Не приняты в зачет периоды работы Волкова И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Причиной отказа УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о включении данных периодов в трудовой стаж Волкова И.А. послужило то обстоятельство, что на момент обращения за назначением пенсии истец документально не подтвердил факт его работы в указанное время, поскольку в его трудовой книжке неточно отражены спорные периоды работы, отсутствуют записи о переименованиях организации, приказы об увольнении, переводе и приеме истца.
Между тем, как указывает истец Волков И.А. в исковом заявлении, в вышеуказанные периоды, не включенные ответчиком в трудовой стаж, он также работал, в связи с чем, решение ответчика о не включении данных периодов в трудовой стаж, является неверным.
Проверив доводы истца Волкова И.А., суд приходит к следующему.
С 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Данными Законами установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в г.). Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 г.).
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, учет трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государств, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992г., регулируется двусторонними соглашениями, заключенными соответствующими государствами - участниками Содружества.
05.11.1999г. в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Однако до настоящего времени указанное соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.
Между тем, вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были по запросу Исполнительного комитета СНГ проанализированы в Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 г. № 01-1/6-04.
Экономическим Судом дано официальное толкование применения п. 2 Соглашения от 13.03.1992 г. о том, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, что государства - участники Содружества, не являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992г., должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР до 01.12.1991 г., в силу обязательств, принятых ими при подписании Соглашения о содружестве Независимых Государств от 08.12.1991г. и Протокола к нему от 21.12.1991г., Алма-Атинской декларации от 21.12.1991г., а так же на основе принципов международного права и практике, сложившейся в государствах-участниках Содружества.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.11.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
На основании п. 1 и п. 3 ст. 13 названного Закона, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить 4 дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В соответствии со ст. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно положениям "Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях" утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. N 162, а также Инструкции по заполнению трудовых книжек N 69 от 10.10.2003 г., в графе 4 указывается основание для внесении записи в трудовую книжку - приказ (распоряжение) руководителя предприятия, дата его издания и номер. Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись - приказ (распоряжение), его дата и номер.
Анализируя записи в трудовой книжке истца с учетом приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что в трудовой книжке истца Волкова И.А. имеются соответствующие записи о приеме и о его увольнении в спорный период, соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Данные записи произведены работодателем, который отвечает за их правильность внесения.
Не указание работодателем номеров постановлений о назначении Волкова И.А. на должность и последующего увольнения, а также не отражение сведений о переименовании организации-работодателя, не может ущемлять права истца на включение спорного периода в трудовой стаж.
По результатам направленных УПФ РФ (ГУ) в г. Туле запросов в Азербайджанскую республику об истребовании сведений об Автотранспортной Конторы Треста Очистки, получены ответы о том, что такие сведения не сохранились.
Вместе с тем, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место в период существования СССР, и работа истца протекала в структурных подразделениях одной и той же организации Автротранспортной Конторы Треста Очистки. Так, управление коммунальным хозяйством происходило по типу преобладания государственного управления и реализовывалось во исполнение направлений, изложенных в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.1957 г. № 931 «О развитии жилищного строительства в СССР», созданием укрупненных государственных организаций, реализующих определенное направление производства или обслуживания, то есть в виде трестов, состоящих из различных подразделений. В случае истца, выполняемая им работа в различных автоколоннах указанной Автотранспортной Конторы Треста Очистки, по существу являлась работой в различных структурных подразделениях одной организации, в связи с чем записи в трудовой книжке о перемещениях истца не должны были заверяться печатью организации и подписью должностного лица, поскольку не свидетельствовали о его увольнении и переводе на другую работу.
Кроме того, ответчиком был включен в трудовой стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приходившиеся на работу истца в Автотранспортной Конторе Треста Очистки, переименованной ДД.ММ.ГГГГ в СПАТО «Баксанкоммунсервис» Бакгорисполкома. При этом из страхового стажа истца были исключены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Также, согласно имеющемуся в пенсионном деле истца Волкова И.А. письма Государственного Фонда Социальной Защиты Азербайджанской Республики следует, что пенсионный орган <адрес> не имеет возможности выслать пенсионное дело Волкова И.А., так как пенсионные дела лиц, выехавших на постоянное место жительства на территорию другой страны, закрываются и хранятся в Архиве Центрального Аппарата ГФСЗ АР. При этом начальник отдела международных отношений Государственного Фонда Социальной Защиты Азербайджанской Республики подтвердил, что трудовой стаж Волкова И.А. до ДД.ММ.ГГГГ составлял 38 лет.
Вместе с тем, в материалах пенсионного дела имеется справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Управлением санитарного обслуживания по борьбе с бесхозными животными Департамента жилищно-коммунального хозяйства Азербайджанской Республики, в соответствии с которой Волков А.И. с 1981 года по 1991 год работал в Спецбазе «Баксанкоммунтранс» БГИ, которая с ДД.ММ.ГГГГ была переименована в СПАТО «Баксанкоммунтранс» БГИ. С ДД.ММ.ГГГГ данная организация имеет наименование «Управление Санитарного Обслуживания <адрес> по борьбе с бесхозными животными».
Руководствуясь вышеизложенным, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Волкова И.А. о включении в стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключая период, включенный в страховой стаж ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя при этом из тех обстоятельств, что факт работы истца в спорные периоды времени подтвержден допустимыми доказательствами, и нарушение работодателем правил ведения трудовых книжек не может ущемлять пенсионные права работника. Нарушение инструкции о порядке ведения трудовых книжек, не может послужить основанием для отказа о включении в пенсионный стаж истца спорных периодов.
Поскольку судом установлена необоснованность отказа истцу в назначении пенсии с учетом спорного периода работы, ответчик обязан осуществить перерасчет назначенной пенсии с момента обращения истца в пенсионный орган.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Волкова Ивана Андреевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Туле о включении периодов работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить периоды работы Волкова Ивана Андреевича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле произвести перерасчет пенсии Волкова Ивана Андреевича с учетом включения периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.С. Бездетнова
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова