решение от 06.04.2011 года по делу № 2-511/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года                              город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего судьи Бездетновой А.С.

при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-511/11 по иску Савкина Сергея Викторовича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы», Департаменту социального развития Тульской области об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета,

у с т а н о в и л:

Савкин С.В. обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы», Департаменту социального развития Тульской области об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является ветераном труда и имеет соответствующее удостоверение. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением Департамент социального развития Тульской области о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, выдачи справки на приобретение льготного проездного билета и назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг. Решением ГУ ТО УСЗН по Советскому району г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на не достижение им 60-летнего возраста. Данный отказ истец полагает незаконным, поскольку ему, как ветерану труда, данные льготы должны быть предоставлены.

Просил признать за ним право на меры социальной поддержки по 50% по оплате жилья, всех коммунальных услуг как Ветерану труда, обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг как Ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ и реализовать право на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта.

В судебное заседание истец Савкин С.В. не явился, представил заявление, в котором просил дело рассматривать в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Хамитова О.В. в судебном заседании исковые требования Савкина С.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, сведений о причинах не явки не представил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Савкина С.В. и представителя Департамента социального развития Тульской области.

Выслушав объяснения представителя ответчика ГУ ТО УСЗН г.Тулы, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Савкина С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст.22 названного Федерального закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи ст.153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года, при издании органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом РФ иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

При этом, положения Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должным распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам РФ полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальный поддержки, истец сослался на то, что по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ он является пенсионером по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел РФ и имеет удостоверение «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому, как пенсионер и ветеран труда, он вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки, в том числе, на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилье, коммунальные услуги, и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, в чем ему было отказано.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены ст. 3 Закона Тульской области №493-ЗТО, в соответствии с которой ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона, право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста, видом пенсии и ее получением.

По делу установлено, что истец по состоянию ДД.ММ.ГГГГ имеет право на пенсию по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел РФ, что подтверждается копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УФСИН России по Тульской области.

Право на получение указанной пенсии у истца возникло в соответствии со статьями 2,4,5 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам ст. 1, 2 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов, и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд, разрешая спор в рамках заявленных истцом требований, считает, что он с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области №493-ЗТО от 2812.2004 года, что не противоречит п.п. 19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года №30 и положениям ч.3 ст. 196 ГПК РФ.

Согласно п.п.4 п.1 Положения, предоставление ветеранам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у него права на получение такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

В частности, в силу ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у него как ветерана труда прав на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому его требование о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению.

Обоснованными считает суд и требования Савкина С.В. о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 ода №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд во всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области. В том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного проездного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи такового транспортными организациями.

При этом вышеназванное Постановление администрации Тульской области не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь по достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Как установлено по делу, истцу, обратившемуся ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения с письменным заявление по вопросу выдачи ему справки для реализации прав на приобретение единого месячного льготного проездного билета, было отказано в ее выдаче со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть с 60 лет.

Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготного проездного билета послужил тот факт, что Савкин С.В. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании и представителем ГУ ТО УСЗН г.Тулы, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы представителя ГУ ТО УСЗН г.Тулы о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии и в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, ст. 4 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.

В ст. 2 названного выше Закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Как следует из ст. 5 указанного выше ФЗ, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в п.п. 2 п. 1 ст. 4 данного ФЗ, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец, на получение которой Савкин С.В. имел право на момент обращения с заявлением в органы социальной защиты населения по вопросу предоставления указанных мер социальной защиты населения по вопросу предоставления указанных мер социальной поддержки.

Таким образом, приведенными нормами ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению прав истца ФИО1 на получение мер социальной поддержки, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение объема мер социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законом Тульской области и иными нормативными правовыми актами области.

Принимая во внимание, что истец является получателем пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», является ветераном труда, живет в г.Туле и не получает каких-либо мер социальной поддержки по основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Савкина С.В. о назначении ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО УСЗН г.Тулы.

Исходя из приведенных выше обстоятельств удовлетворению подлежат требования истца о возложении на ГУ ТО УСЗН г.Тулы обязанности по выдаче ему справки на приобретение льготного проездного билета.

Руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Савкина Сергея Викторовича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» назначить Савкину Сергею Викторовичу как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» выдать Савкину Сергею Викторовичу справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» предоставить Савкину Сергею Викторовичу как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                               подпись                                             А.С.Бездетнова

Копия верна.

Судья                                                      А.С. Бездетнова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200