решение от 07.07.2011 года по делу № 2-1264\11



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    07 июля 2011 года                                                                     г.Тула

    Советский районный суд г.Тулы в составе :

        председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

        при секретаре Карманниковой О.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1264/2011 по иску Угнивенко Александра Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,

    у с т а н о в и л :

        Угнивенко А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Центре дополнительного образования «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в муниципальном центре «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа».

Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого, работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Центре дополнительного образования «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в муниципальном центре «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец также просил включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец Угнивенко А.Н. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в <адрес> по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным, периоды: прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого – не включены в специальный стаж, поскольку не являются периодами работы, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Центре дополнительного образования «Преображение» - не включены в специальный стаж истца, поскольку наименования учреждений «Областной совет Всесоюзного Добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», Центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы, Центр дополнительного образования, Муниципальный центр не предусмотрены Списком от ДД.ММ.ГГГГ , периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в муниципальном центре «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» - не включены в специальный стаж истца, поскольку наименование учреждения «Муниципальный центр» не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ , и не выполняется условие, предусмотренное пунктом 12 Правил от ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просила в иске отказать.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Угнивенко А.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды: прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого – не включены в специальный стаж, поскольку не являются периодами работы, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Центре дополнительного образования «Преображение» - не включены в специальный стаж истца, поскольку наименования учреждений «Областной совет Всесоюзного Добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», Центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы, Центр дополнительного образования, Муниципальный центр не предусмотрены Списком от 06.09.1991 г. № 463, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в муниципальном центре «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Муниципальном центре «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» - не включены в специальный стаж истца, поскольку наименование учреждения «Муниципальный центр» не предусмотрено Списком от 22.09.1999 г. № 1067, и не выполняется условие, предусмотренное пунктом 12 Правил от 29.10.2002 г. № 781 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

    В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Давая оценку заявленным Угнивенко А.Н. требованиям о включении в го специальный стаж периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

    Согласно трудовой книжке истца Угнивенко А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, занимая тренера-преподавателя.

    Из трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела место служба в Советской Армии.

    Военным билетом серии МН подтверждается, что Угнивенко А.Н. призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ и уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ.

    В период прохождения истцом Угнивенко А.Н. службы в Советской Армии 19. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», а также Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

    Согласно указанному Постановлению (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 593 - СП СССР, 1972, № 17, ст. 87, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 года № 313) положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

    В соответствии с утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в иных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии подлежит включение периода службы в вооруженных силах СССР, безо всяких условиях и ограничений.

    Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 № 4, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (с дополнениями и изменениями).

Данное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 г., приравнивать к льготной работе службу в армии.

    Должность истца, в которой он работал в период с 1982 года по настоящее время – тренер-преподаватель – предусмотрена Списком, утвержденным в 1956 г.

    Кроме того, из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан следует, что если гражданин приобрел какие-либо пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.

Указанным Постановлением признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П указывается, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При оценке доводов истца суд руководствуется указанием Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.01.2004 года № 2-П) на то, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

    В связи с изложенным заявленные истцом Угнивенко А.Н. требования о включении в его специальный стаж периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

    Разрешая заявленные истцом Угнивенко А.Н. требования о включении в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого, суд также находит их подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

Так, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено лишь включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

    Кроме того, в соответствии с главой IX Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, утв. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации N 96 от 26 октября 2004 года. Согласно п. 9.2. Рекомендаций в стаж педагогической работы засчитывается время обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в порядке, предусмотренном приложением 2 к указанным Рекомендациям. В соответствии с п. 2 и 2.3. данного приложения время обучения (по очной форме) в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию засчитываются в стаж педагогической работы, при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность.

    Как усматривается из материалов пенсионного дела истца Угнивенко А.Н., в период времени, предшествовавший обучению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и следовавший за окончанием обучения – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работал в должности тренера-преподавателя в различных образовательных учреждениях.

    В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого, что подтверждается трудовой книжкой истца и копией диплома сер. МВ .

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11–П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела в специальный стаж истца в связи с его работой за время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя по вольной борьбе в СПТУ , данный период был включен в специальный стаж истца ответчиком, то в специальный стаж истца подлежит включению период обучения в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

    Заявленные истцом Угниверко А.Н. требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», суд полагает подлежащими удовлетворению.

    Как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на должность тренера-преподавателя в Тульский областной Совет Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», а с ДД.ММ.ГГГГ он был уволен в связи с переводом в СПТУ .

Работа Угнивенко А.Н. в указанной должности в данные периоды подтверждается льготно-уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец работал в должности и в учреждении, дающими право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп. 19 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» на полную ставку.

Из справки Тульского областного отделения Российской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность России» следует, что на основании Постановления президиума Российского комитета от ДД.ММ.ГГГГ Тульский областной совет ВДСО «Трудовые резервы» реорганизован и переименован в Тульский областной совет Российской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность России» и является правопреемником ВДСО «Трудовые резервы».

Довод ответчика о том, что устав ВДСО «Трудовые резервы» среди своих целей и задач не отражает реализации каких-либо образовательных программ, не устанавливает своей непосредственной принадлежности к учреждениям для детей, не устанавливает и не регламентирует деятельность и отношения участников образовательного процесса: преподавателей и учащихся опровергается содержащимся в вышеназванном исследованным в суде Уставе указанием на то, что данная организация объединяет на добровольных началах учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься физической культурой, спортом и туризмом. Для решения своих задач ВДСО «Трудовые резервы» открывает в установленном порядке детско-юношеские спортивные школы, проводит шефскую работу среди учащихся общеобразовательных школ в целях профориентации и оказания помощи в развитии отдельных видов спорта.

Из Положения о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), утвержденным приказом Госкомспорта от 09.04.1987 г. № 228, усматривается, что спортивные школы являются внешкольными учреждениями, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности должны: осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие; вести работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывать всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в ДЮСШ видам спорта; выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом в школах-интернатах спортивного профиля и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, ШВСМ; обеспечить приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния.

Детско-юношеская спортивная школа осуществляет учебно-тренировочный процесс с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными. Учебно-тренировочные группы открываются из расчета одна учебно-тренировочная группа на четыре группы начальной подготовки. Тренерско-преподавательский состав школы комплектуется из числа специалистов, как правило, имеющих высшее физкультурное образование. Тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Осуществляют контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра и диспансеризации занимающихся. Организуют отбор перспективных юных спортсменов. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость. Обеспечивают безопасность проводимых занятий и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Ведут систематический учет результатов по общей и специальной физической, технической и спортивной подготовке занимающихся (карта спортсмена). Тренеры-преподаватели по спорту систематически повышают свою квалификацию, принимают участие в методических конференциях по вопросам современной методики обучения и тренировки, оказывают помощь общеобразовательным школам и другим учебным заведениям в организации и проведении воспитательной и учебно-тренировочной работы, проводят там показательные выступления и занятия. Разрабатывают предложения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, внедряют наиболее эффективные формы тренировок и методы идейного воспитания спортсменов.

Условием открытия ДЮСШ и СДЮШОР является наличие собственной или арендуемой спортивной базы, необходимой для проведения учебно-тренировочного процесса, квалифицированного руководящего и тренерско-преподавательского состава, административных помещений, возможности организации оздоровительно-спортивного лагеря, обеспеченности финансированием для содержания минимального количества учебных групп, предусмотренного настоящим Положением. ДЮСШ, СДЮШОР должны иметь административные и подсобные помещения, спортивную базу (бассейн, спортивные залы, площадки и т.д.), методический кабинет, учебное оборудование, инвентарь, спортивную форму и обувь в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, согласно утвержденному табелю. Оборудование, инвентарь, методическая литература, наглядные пособия, спортивная форма и обувь приобретаются школой в пределах ассигнований, выделяемых школе. Контингент занимающихся в ДЮСШ, например, по лыжным гонкам, представлял собой подростков и молодых людей от 12 до 25 лет.

Финансирование ДЮСШ, СДЮШОР осуществляется организацией, в ведении которой она находится, в соответствии с утвержденной этой организацией сметой.

    Кроме того, из письма заместителя председателя государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ -ИТ «О вопросах пенсионного обеспечения» следует, что спортивная школа с 1952 года является образовательным учреждением, а должность тренера-преподавателя – преподавательской.

Несмотря на то, что в названном Списке не предусмотрено наименование учреждения «Совет Всесоюзного спортивного общества», тем не менее, из устава ВДСО «Трудовые резервы» следует, что оно с самого момента создания являлось образовательным учреждением, тренеры-преподаватели в данной организации занимались преподавательской деятельностью.

    Изложенные данные подтверждают осуществление фактически педагогической деятельности в ВДСО «Трудовые резервы» Угнивенко А.Н. с детьми, в связи с чем заявленные им требования о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы» подлежат удовлетворению.

    Давая оценку заявленным истцом требованиям о включении в его специальный педагогический стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Центре дополнительного образования «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в муниципальном центре «Преображение», суд приходит к следующему.

    Льготно-уточняющими справками №№ 79, 80,81 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается работа истца в указанных должностях в данном учреждении.

    Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Детско-юношеская спортивная школа , в которой в то время работа истец, была реорганизована в Центр социально-психологической и спортивно-оздоровительной работы «Преображение». С ДД.ММ.ГГГГ Угнивенко А.Н. переведен на должность тренера-преподавателя. С ДД.ММ.ГГГГ назначен старшим тренером-преподавателем отделения вольной борьбы. С ДД.ММ.ГГГГ Центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение» реорганизован в Центр дополнительного образования «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ Центр дополнительного образования «Преображение» переименован в Муниципальный центр «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ Муниципальный центр «Преображение» реорганизован в Муниципальное учреждение дополнительного образования детей – Центр дополнительного образования для детей «Преображение».

    Вместе с тем, наименование учреждения «центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы» ни ранее действовавшими Списками профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику от 06.09.1991 г. № 463, № 1067 от 22.09.1999г., ни действующим в настоящее время Списком № 781 от 29.10.2002г.

    Давая оценку характеру учреждения, в котором трудился истец в спорные периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

    Так, из содержания Положения о работе социально-психологического, спортивно-оздоровительного центра 1992 г. следует, что социально-психологический, спортивно-оздоровительный центр, именуемый «ЦСПСО», был создан при отделе народного образования Центрального района г. Тулы, являлся внешкольным учреждением, предназначенным для духовного и физического развития детей, подростков, юношества и других слоёв населения, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей. Задачами ЦСПСО являлись: формирование развивающего образа жизни, укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее и гармоническое развитие форм и функций организма человека; создание оптимальных условий для физического, интеллектуального, профессионального и личностного развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований детей, их родителей, педагогов и других лиц, их самообразования и творческого труда, разумного досуга, отдыха и развлечений; профилактика и коррекция отклонений в физическом, интеллектуальном и личностном развитии детей, подростков, юношества и других возрастных групп населения; социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии. Наполняемость и программа работы групп спортивного направления осуществляется в соответствии с Программой и Положением о ДЮСШ. ЦСПО организует свою работу в течение всего календарного года, увеличивая ее объем в каникулярное время. Основная деятельность занимающихся в ЦСПСО осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам: спортивно-оздоровительных, учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования, социально-психологического развития, саморегуляции, нетрадиционных видов гимнастики.

    Действительно, как следует из Устава муниципального Центра «Преображение» от 05.10.1993 г., указанный Центр является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования, предназначенным для духовного и физического развития детей, подростков, юношества и других слоев населения г. Тулы, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей. Основными его задачами являлись: формирование развивающего образа жизни, укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее и гармоническое развитие форм и функций организма человека; создание оптимальных условий для физического, интеллектуального, эстетического, профессионального и личностного развития, удовлетворение интересов, склонностей и дарования детей, из родителей, педагогов и других лиц, их самообразования и творческого труда, разумного досуга, отдыха и развлечений; профилактика и коррекция отклонений в физическом, интеллектуальном и личностном развитии детей, подростков, юношества и других возрастных групп населения; социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии. Наполняемость, программа работы, продолжительность и количество занятий в неделю осуществлялось на основании Приказа Государственного Комитета СССР по народному образованию от 24.10.1989 г. № 802 «О создании детско-юношеских клубов физической подготовки» и Типового положения, а также в соответствии с Программой и Положением о Детско-юношеских спортивных школах.

    Согласно Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, указанное Положение регулирует деятельность, в том числе, центров дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества и т.п. В числе основных задач называются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.

    Внесенными в Устав Муниципального Центра «Преображение» изменениями от 20.09.1996 г., содержание Устава еще более соответствовало содержанию вышеуказанного Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

    Исходя из сравнительного анализа приведенных документов и нормативных требований Типового положения, суд приходит к выводу о том, что учреждение «Центр социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение» (ЦСПСО «Преображение»), Муниципальный Центр «Преображение», в которых с 1995 г. по 2003 г. осуществлял свою работу как тренер-преподаватель Угнивенко А.Н., следует отнести к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения).

    Далее, как следует из Устава муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной – Центра психолого-медико-социального сопровождения «Преображение» от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически осуществляемая Центром деятельность изменилась. Так, согласно Уставу, данное муниципальное образовательное учреждение является учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, реализует образовательные программы в целях оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам с проблемами в развитии, обучении и социальной адаптации, а также осуществляет научно-методическое обеспечение и координацию деятельности подразделений службы практической психологии системы образования г. Тулы. Образовательное учреждение реализует образовательные программы в отношении детей и подростков от 3 до 18 лет.

    Из сравнительного анализа положений указанного Устава муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной – Центра психолого-медико-социального сопровождения «Преображение» и Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867, усматривается, что по характеру деятельности, поставленным задачам, контингенту обучающихся, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Преображение» следует отнести к образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

    Данное наименование образовательного учреждения содержится в п. 1.11 Списка от 29.10.2002 г. № 781.

    Следовательно, в спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя деятельность учреждения, в котором он работал соответствовала характеру и направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей – детско-юношеской спортивной школы, а после ДД.ММ.ГГГГ характер и направления деятельности данного учреждения изменились и стали соответствовать образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

    Так, действовавшим в периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. было предусмотрено наименование учреждения «внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы» без указаний конкретных наименований учреждений, однако выполняемая истцом работа в должностях «тренера-преподавателя» также была предусмотрена Списком.

    Вместе с тем, в соответствии с положениями абз. 3 п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, и Списком к ним, действовавшими в спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела «Наименование учреждений» Списка) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в числе которых предусмотрена должность «тренер-преподаватель».

    Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, и Списком к ним, работа в должности тренера-преподавателя учреждений, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка (учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) засчитывается в стаж работы за период до 01.11.1999 г., а после этой даты в соответствии с требованиями п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, согласно которому период работы в учреждении дополнительного образования, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» списка, засчитывается при наличии одновременно следующих условий: 1) на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес. 2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», т.е. в учреждениях дополнительного образования.

    Факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» нашел свое подтверждение, поскольку фактически с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности тренера-преподавателя в Муниципальном центре «Преображение», по характеру и направлениям своей деятельности являющемся учреждением дополнительного образования детей, указанном в разделе 2 «Наименования учреждений».

    С учетом периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж истца и включенных ответчиком на стадии рассмотрения заявления истца о назначении ему пенсии, условие о наличии на ДД.ММ.ГГГГ стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке не менее 16 лет 8 мес. у истца Угнивенко А.Н. также соблюдается.

    Кроме того, из его специального стажа был исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» именно в связи с несоблюдением условия п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , о наличии на ДД.ММ.ГГГГ стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке не менее 16 лет 8 мес.

    Наименование должности истца как преподаватель и наименование учреждения дополнительного образования «детско-юношеская спортивная школа» включены в Списке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в число должностей, указанных в разделе 2 «Наименование должностей» и разделе 2 «Наименование учреждений», в связи с чем период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» также должен быть включен в его специальный стаж.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, он имел требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ему назначена с указанной даты ее обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Угнивенко Александра Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Угнивенко Александра Николаевича, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды: прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обучения в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Тульской областном совете Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности тренера-преподавателя в Центре социально-психологической, спортивно-оздоровительной работы «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Центре дополнительного образования «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в муниципальном центре «Преображение», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа».

Признать право Угнивенко Александра Николаевича на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Угнивенко Александру Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Судья        подпись                                           А.С. Бездетнова

Копия верна

Судья                                                             А.С. Бездетнова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200