Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2011 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1730/11 по исковым требованиям Архиповой Ольги Константиновны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение,
у с т а н о в и л :
Архипова О.К. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в период с 01.05.2005 года по 31.03.2011 года, как вдовам военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной Войны, войне с Японией и Финляндией, умерших инвалидов ВОВ, а также о взыскании недополученных сумм дополнительного ежемесячного материального обеспечения за период с 01 мая 2005 года по 01.04.2001 года с учетом убытков 50 827 рублей 37 копеек.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она является женой прапорщика Архипова Николая Анатольевича, погибшего при выполнении интернационального долга в демократической республике Афганистан, с 04.08.2002 года получает пенсию по случаю потери кормильца.
Считает, что нарушено ее право на пользование льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих согласно закону СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», поскольку она получила льготы по потере кормильца по закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года, согласно которому родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы приравнивалась по льготам к участникам ВОВ из числа военнослужащих, поэтому у нее, как у жены погибшего военнослужащего при выполнении интернационального долга в ДРА, возникло право в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов» на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО).
С 1 мая 2005 года ДЕМО в размере 1 000 рублей получают вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, в войне с Японией и Финляндией, вдовы умерших инвалидов ВОВ, а с 01 сентября 2005 года в соответствии Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положена инвалидов вследствие военной травмы» - также инвалиды вследствие военной травмы, ране-контузии, увечья или заболевания, полученного при защите Родины, в том числе в «горячих точках» на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Конституционный суд РФ в Определении №331-0-П от 04.04.2 года указал, что не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с законом «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23,1 ФЗ «О ветеранах» участникам ВОВ.
В марте 2011г. она узнала о нарушении своего права по невыплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в период с 01.05.2005 года по настоящее время и обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле с заявлением о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО), просила произвести данную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов», однако получила отказ.
Общая сумма недополученной суммы дополнительного ежемесячного материального обеспечения по случаю потери кормильца за период с 01.05.2005г. по 01.04.2011г. составляет 35 000 рублей. В результате инфляции своевременно не выплаченные денежные суммы значительно утратили свою покупательскую способность, что является причиненным убытком, который в соответствии со ст. ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ должен быть полностью компенсирован. Для восстановления покупательской способности несвоевременно полученных денежных сумм и в соответствии со ст. 15 Г К РФ данные суммы подлежат индексации и на 31.03.2011г. недополученная сумма дополнительного ежемесячного материального обеспечения по случаю потери кормильца составила в сумме 50 827 руб. 37 коп.
На основании вышеизложенного, просила суд признать право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в период с 01.05.2005 года по 31.03.2011 года как вдовам военнослужащих, погибших в BOВ в войне с Японией и Финляндией, вдовам умерших инвалидов ВОВ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле назначить с 01.04.2011 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и производить данную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов».
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле в ее пользу недополученную сумму дополнительного ежемесячного материального обеспечения по случаю потери кормильца за период с 01.05.2005 года по 01.04.2011 года с учетом убытков в сумме 50827 руб.37 коп., расходы по оплате помощи представителя в сумме 3 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела Архипова О.К. увеличила размер заявленных исковых требований, просила суд признать право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в период с 01.05.2005 года по 31.03.2011 года как вдовам военнослужащих, погибших в BOВ в войне с Японией и Финляндией, вдовам умерших инвалидов ВОВ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Туле назначить с 01.04.2011 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и производить данную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов».
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле в ее пользу недополученную сумму дополнительного ежемесячного материального обеспечения по случаю потери кормильца за период с 01.05.2005 года по 01.04.2011 года с учетом убытков в сумме 101654 руб.74 коп., расходы по оплате помощи представителя в сумме 3 000 рублей.
В судебное заседание Архипова О.К. и ее представитель в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Алампиев В.А. поддержали заявленные требованиям в полном объеме по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном иске, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные исковые требования не признала, указав на то, что в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005г. № 363 « О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60 -летием Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.» и отдавая дань глубокого уважения ветеранам с 01.05.2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отдельным категориям лиц, к числу которых истица не относится, то есть, данным Указом закреплено право на дополнительное материальное обеспечение лиц, обладающих особым правом статусом, непосредственно связанным с событиями 1941г. - 1945г. - периодов ВОВ, а поэтому не может распространяться на лиц, приравненных к ним.
На основании вышеизложенного, просила суд отказать в исковых требованиях Архиповой О. К. в полном объеме.
Представитель Военного Комиссариата Тульской области по доверенности Образцова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав позицию представителя УПФ РФ в г. Туле.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Архипова О.К., как вдова погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы является получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ,» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» с 01.04.2007г., а также с 04 августа 2002 года просили иск удовлетвориьтьв поном объеме. по настоящее время истица получает пенсию по случаю потери кормильца.
Гибель или смерть супруга истицы наступила до 16 января 1995 г., а именно: у Архиповой О.К. погиб супруг Архипов Н.А. -27.10.1984 г..
Архипова О.К. 17.03.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО), просила произвести данную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов».
Как следует из ответа УПФР в г. Туле от 06 апреля 2011 года № 11-А-0172 указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истице в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с 01.01.2005 года, как и в установлени ДЕМО, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Разрешая заявленные Архиповой О.К. требования о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов», суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в т. ч., независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются матери умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий.
Право на льготы для родителей погибших военнослужащих было установлено Законом СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».
Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» определил меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионной обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты.
И поскольку, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 502-О, федеральный законодатель не вправе отказаться от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может допускать снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств указанной категории граждан без предоставления равноценной компенсации.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм.
И именно в связи с изложенными нормативными положениями и правовыми принципами определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-ОП установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона 22.08.2004 № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона 22.08.2004 № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" (п. 3 ст.Н, п. 1 ст. 15) и Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", т.е., данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, суд не может согласиться с толкованием истицей выводов Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П и Указа Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов», которые содержатся в исковом заявлении.
Так, Указом Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 30 марта 2005 г. N 363 с 1 мая 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение: инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 руб.;
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 руб.;
вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 руб.;
лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 руб.;
бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 руб.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля № 273 утверждены Правила выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летим Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Таким образом, данным Указом закреплено право на дополнительное материальное обеспечение лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, а поэтому, как полагает суд, не может распространяться на лиц, приравненных к ним.
При таких обстоятельствах требования Архиповой О.К. в части признания за ней права на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с настоящим Указом основаны на ошибочном толковании материального закона, подлежащего применению.
Наряду с этим, учитывая, что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное Указом Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 30 марта 2005 г. N 363, не является социальной выплатой, а назначено в целях улучшения материального положения граждан, категории которых поименованы в вышеупомянутом Указе Президента, то оснований для установления ДЕМО для Архиповой О.Ю как вдове военнослужащего, погибшего при исполнении интернационального долга, не имеется.
Данный вывод также следует из анализа Указа Президента Российской Федерации № 887 от 01 августа 2005 года «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы», на который истица ссылается в исковом заявлении.
Давая оценку доводу истицы о том, что родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы приравнивалась по льготам к участникам ВОВ из числа военнослужащих, поэтому у нее, как у жены погибшего военнослужащего при выполнении интернационального долга в ДРА, возникло право в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов» на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, суд находит его несостоятельным по следующим мотивам:
Поскольку Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной поддержки, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер такой поддержки.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной защиты которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона, Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (подпункты "а" и "б" пункта 1), другими нормативными правовыми актами и различаются по объему.
Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 21 декабря 2006 года N 603-О).
Указанный Указ Президента РФ принят для улучшения материального положений лишь некоторых категорий граждан в связи с 60 – летим Победы в ВОВ и отдавая дань глубокого уважения ветеранам.
Принятие же решения о предоставлении всем без исключения участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан мер социальной защиты (прав и льгот) в одинаковом объеме, исключении статьи 17 из Федерального закона "О ветеранах", а также об установлении единовременных денежных пособий отдельным категориям граждан относится к исключительной компетенции законодателя.
Таким образом, суд признает, что список лиц, перечисленных в Указе Президента РФ № 363, имеющих право на ДЕМО носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит, такое право закреплено за лицами, обладающими особым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 года в период Великой Отечественной Войны, а потому не может распространяться на лиц, приравненных к ним, то есть, на Архипову О.К..
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает что ответчиком не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления Архиповой О.К. о назначении ей ДЕМО, в связи с чем не находит основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Отказ в удовлетворении данного требования влечет за собой отказ в удовлетворении требований истца о назначении ДЕМО, взыскании недополученных сумм и понесенных судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Архиповой Ольги Константиновны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.
Председательствующий