Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2011 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1675/11 по иску Полуниной Елены Алексеевны к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
у с т а н о в и л:
Полунина Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждению) в г. Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, обязании выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 24 июля 1994 года она родила ребенка – Попова Дмитрия, который умер, прожив несколько часов, государственная регистрации рождения ребенка состоялась в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния, утвержденной Министром юстиции ССР 22 июля 1991 года, о чем выдана справка № 197, согласно которой составлена запись № 101 от 26.07.1994 года. 10 июня 2011 года у нее родился второй ребенок –дочь Полунина Софья Сергеевна.
12 июля 2011 года она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ города Тулы за получением государственного сертификата на материнский капитал путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов.
Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 08 августа 2011 года № 714 ей необоснованно было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку вместо свидетельства о рождении ребенка, подтверждающего факт рождения, была представлена справка о рождении ребенка, а потому у нее отсутствует право на получение государственного сертификата.
С данным решением она не согласна, поскольку считает, что правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал были ею соблюдены. Действующее законодательство не указывает свидетельство о рождении для оформления сертификата на материнский (семейный) капитал в качестве единственного документа, подтверждающего рождение детей. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
На основании изложенного, просит суд признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, обязать выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка.
В судебном заседании истица Полунина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала. В обоснование своих возражений сослалась на то, что в с соответствии с п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г № 873, заявление подается с предъявлением документов, в том числе, подтверждающих рождение детей.
Истица представила заявление о выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, однако свидетельство о рождении Попова Дмитрия представлено не было. Кроме того, считает, что главной целью ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ является не стимулирование демографического роста, оказание материальной поддержки семей, имеющих детей. Дополнительные меры государственной поддержки предназначены для поддержки, воспитания, развития, материальной помощи уже сложившейся семьей, а не стимулирования рождаемости, тогда как из материалов дела следует, что Полунина Е.А. имеет одного ребенка, то обстоятельство, что первый ребенок умер на первой недели жизни, не порождает у истицы права на получение государственного сертификата, в связи с чем, Полуниной Е.А. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка отказано в виду отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Отдела ЗАГС по Пролетарскому району комитета ЗАГС администрации города Тулы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в отсутствие представителя Отдела ЗАГС.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, 12 июля 2011 года Полунина Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 10 июня 2011 года второго ребенка – Полуниной Софьи Сергеевны.
Первый ребенок истицы – Попов Дмитрий Станиславович, 24.07.1994 года рождения, умер в тот же день, прожив несколько часов, о чем истицей ответчику были представлена справка о рождении и свидетельство о смерти первого ребенка, выданные комитетом ЗАГС администрации города Тулы, а также свидетельство о рождении второго ребенка 1-БО № 790929 от 23.07.2011 г.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле от 08.08.2011 г. № 714 в выдаче Полуниной Е.А. государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка было отказано в связи с отсутствием у истицы такого права.
Давая оценку правомерности выводов ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Рос
сийской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В силу положений ст. 3 ч. 1 п. 1 упомянутого Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, независимо от места жительства, в том числе, у женщин, родивших, усыновивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г. Частью 7 данной статьи также предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал мать ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке (статья 5 ФЗ № 256-ФЗ).
Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, заявление о выдаче сертификата на материнский капитал подается с предъявлением документов, в частности: удостоверяющих личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству; подтверждающих рождение (усыновление) детей.
В соответствии с положениями ст. ст.20,29 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, то есть справка о рождении ребенка, родившегося мертвым/умершего на первой неделе жизни (форма N 26), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".
Между тем, Федеральным законом от 28.07.2010 г. N 241-ФЗ внесены изменения в абз. 3 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 15.11.97 года N 143-ФЗ, в соответствии с которыми родителям, дети которых умерли на первой неделе жизни, будет выдаваться свидетельство о рождении, а не справка, как было предусмотрено ранее.
Статья 47 Гражданского Кодекса РФ и ст. 3,6, глава второй упомянутого закона № 143-ФЗ определяют, что документом, подтверждающим факт рождения является свидетельство о рождении ребенка.
А поскольку Полуниной Е.А. свидетельство о рождении на первого ребенка представлено ее было, то ответчик правомерно отказал истице в выдаче на второго ребенка государственного сертификата на материнский капитал ввиду отсутствия такового права.
При этом, в силу ст. 20 пункта 2 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» родители, дети которых умерли на первой недели жизни с 20 ноября 1997 года, имеют право обратиться в органы записи гражданского состояния для получения свидетельства о рождении детей, тогда как у истицы ребенок о умер ранее указанной даты, т.е. - 24.07.1994 года, а выдача документов о рождении регулировалась Инструкцией от 22 июля 1991 года.
Учитывая положения вышеуказанного законодательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в связи со смертью первого ребенка, на момент рождения второго, у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ от 20.12.2006 года.
Из правового смысла положений указанного Закона, в том числе ст.ст, 1,3,4, п.п.1,2 ч.3 ст.7, ч.4 ст. 10, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с I января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого ребенка и второго рожденного. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, -это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
При этом, согласно преамбуле Федерального закона № 25-ФЗ, его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. То обстоятельство, что право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго и последующего ребенка, является подтверждением того факта, что предназначение данного закона является стимулирования соблюдения родителями обязанностей по воспитанию и образованию детей, а для этого первый или второй ребенок должен быть живым, а не умершим, тогда как из материалов дела видно, что Полунина Е.А. имеет одного ребенка, словосочетание, используемое в законе «имеющим детей» означает, что детей должно быть не менее двух в значении наличия детей на дату обращения за выдачей сертификата.
Таким образом, суд полагает, что целью указанного Закона является стимулирования рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющих детей, поскольку государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.
Из содержания приведенных выше положений ФЗ № 256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предос
тавляются женщине тог, когда у нее имеется (ею воспитываются) не менее двух рожденных ею детей, один из которых родился, начиная с 01 января 2007 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей Полуниной Е.А. требований, принимая во внимание, что женщина, родившая второго ребенка после 01 января 2007 года, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.
Данный вывод основывается на системном и буквальном толковании норм ФЗ Федерального Закона № 256-ФЗ.
Также судом учитывается, что в целях Федерального закона № 256-ФЗ свидетельство о рождении каждого ребенка являются необходимыми документом для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее регистр). Регистр должен содержать сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). Данные сведения вносятся в регистр на основании свидетельства о рождении.
Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года N 873 "О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал", с заявлением о выдаче сертификата предоставляются документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей и реквизиты свидетельства о рождении.
При изложенных обстоятельствах оснований для выдачи истице сертификата на получение материнского капитала в соответствии с ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Полуниной Елены Алексеевны к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий