Решение от 04.10.2011 г. по делу № 2-1693/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2011 года                                           город Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Лефарова П.К.

при секретаре Шлипкиной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1693/11 по иску прокурора Советского района г.Тулы в интересах несовершеннолетних к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» о понуждении проведения комплекса мер пожарной безопасности,

установил:

прокурор Советского района г.Тулы обратился в суд в интересах несовершеннолетних к МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» о понуждении проведения комплекса мер пожарной безопасности, мотивируя свои требования тем, что ОНД Советского района г.Тулы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок», расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проведенного обследования был выявлен ряд нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности от от ДД.ММ.ГГГГ и предписанию в помещении МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» необходимо устранить ряд существенных нарушений, выявленных в ходе обследования:

Провести замену алюминиевых жил электрической проводки на медные.

Обеспечить содержание светового табло «Выход» в постоянно включенном состоянии.

Пожарные краны установить таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте 1,35 +/- 0,15 м. над полом помещения, и размещать в шкафчиках, имеющих отверстие для проветривания, приспособленных для их опломбирования. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м. от пола. Каждый пожарный кран снабдить пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10,15 м. или 20 м. и пожарным стволом. В здании или частях здания, разделенных противопожарными стенами, применить спрыски, стволы и пожарные краны одинакового диаметра и пожарные рукава одной длины.

План эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

Переработать декларацию пожарной безопасности .

Предложенные мероприятия являются обязательными к исполнению должностными лицами учреждения. МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» ежедневно посещает большое количество людей, в том числе, несовершеннолетних граждан. Имеющиеся в помещениях нарушения норм пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на указанных лиц опасных факторов пожара, их своевременной эвакуации и спасению на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан.

Просил обязать МДОУ – детский сад комбинированного вида «Филиппок» незамедлительно исполнить в полном объеме комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых указанным образовательным учреждением, по адресу: <адрес>, а именно:

        Провести замену алюминиевых жил электрической проводки на медные.

        Обеспечить содержание светового табло «Выход» в постоянно включенном состоянии.

        Пожарные краны установить таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте 1,35 +/- 0,15 м. над полом помещения, и размещать в шкафчиках, имеющих отверстие для проветривания, приспособленных для их опломбирования. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м. от пола. Каждый пожарный кран снабдить пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10,15 м. или 20 м. и пожарным стволом. В здании или частях здания, разделенных противопожарными стенами, применить спрыски, стволы и пожарные краны одинакового диаметра и пожарные рукава одной длины.

        План эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

        Переработать декларацию пожарной безопасности .

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Тулы Гаврилина Л.С. отказалась от иска в части обязания ответчика переработать декларацию пожарной безопасности , в связи с добровольным выполнением ответчиком указанного требования. Остальные исковые требования помощник прокурора поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика МДОУ №46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» заведующая Савинкина Л.С. исковые требования признала частично, указала, что она старается соблюдать нормативно-правовые акты в области охраны жизни и здоровья детей. Пояснила, что для выполнения предписания необходимы денежные средства, учреждение является бюджетной организацией и финансирование учреждения происходит один раз в год. На момент проверки ОНД Советского района г.Тулы финансирование на 2011 г. уже было заложено. Указала, что учреждение своими силам, на внебюджетные средства, установило три пожарных крана. В настоящее время в процессе подготовки находится план эвакуации. МДОУ № 46 обратилось в <данные изъяты> по вопросу установления светового табло «Выход». Декларация пожарной безопасности переработана в соответствии в требованиями законодательства в сфере пожарной безопасности. Замена алюминиевых жил электропроводки на медные является затратным мероприятием, в связи с чем, выполнить его незамедлительно учреждению не представляется возможным.

Представитель отдела надзорной деятельности Советского района г.Тулы Карманов А.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Советского района г.Тулы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу положений ч.2 ст.4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка, поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона Тульской области № 1336-ЗТО от 07.10.2009 г. «О Защите прав ребенка» условия воспитания, обучения и содержания детей в семье, в учреждениях социального обслуживания населения, лечебно-профилактических, образовательных и иных учреждениях должны соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим, возрастным требованиям и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Согласно Федеральному Закону № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

В соответствии со статьей 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.61 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г., объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации, в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода», должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах они могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

На основании п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Как следует из ст.107 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения. Укомплектованность многофункциональных интегрированных пожарных шкафов принимается в соответствии с таблицей 26 приложения к настоящему Федеральному закону. Конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Габаритные размеры и установка пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов не должны приводить к загромождению путей эвакуации. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов. Внешнее оформление и информация о содержимом пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов определяются нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п.4.1.13, 4.1.14 Свода правил системы противопожарной защиты внутренний противопожарный водопровод требования пожарной безопасности (СП 10.13130.2009) пожарные краны следует устанавливать таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте (1,35 +/- 0,15) м над полом помещения, и размещать в пожарных шкафах, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования. Спаренные ПК допускается устанавливать один над другим, при этом второй ПК должен быть установлен на высоте не менее 1 м от пола. В пожарных шкафах производственных, вспомогательных и общественных зданий следует предусматривать возможность размещения переносных огнетушителей.

На основании п. 7.1.34 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ № 204 от 08.07.2002 г. в зданиях следует применять кабели и провода с медными жилами.

Из материалов дела усматривается, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является Муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок».

На основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Тулы по Советскому району ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена выездная проверка в отношении МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой был организован выход на место инспектора ОНД Советского района г.Тулы Карманова А.В.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в области пожарного законодательства. В акте также указаны мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Проверка была проведена инспектором ОНД Советского района г.Тулы Кармановым А.В. в присутствии заведующей МДОУ № 46 Савинкиной Л.С.

По результатам проведенной проверки МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, в целях устранения выявленных при обследовании нарушений требований пожарной безопасности, учреждению необходимо выполнить следующие мероприятия:

        Провести замену алюминиевых жил электрической проводки на медные.

        Обеспечить содержание светового табло «Выход» в постоянно включенном состоянии.

        Пожарные краны установить таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте 1,35 +/- 0,15 м. над полом помещения, и размещать в шкафчиках, имеющих отверстие для проветривания, приспособленных для их опломбирования. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м. от пола. Каждый пожарный кран снабдить пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10,15 м. или 20 м. и пожарным стволом. В здании или частях здания, разделенных противопожарными стенами, применить спрыски, стволы и пожарные краны одинакового диаметра и пожарные рукава одной длины.

        План эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

        Переработать декларацию пожарной безопасности .

В судебном заседании установлено, что МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» выполнено предписание в части переработки декларации пожарной безопасности .

Помощник прокурора Советского района г.Тулы Гаврилина Л.С. отказалась от требований в части обязания ответчика переработать декларацию пожарной безопасности , определением суда от 04.10.2011 г. отказ помощника прокурора от иска в части принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

Таким образом, МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» нарушаются требования п. 7.1.34 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), п.61 ППБ 01-03, п.4.1.13, п.4.1.1 СП 10.13130.2009, ст.107 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

Как следует письма начальнику <данные изъяты>, заведующая МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» просила учесть при финансировании МДОУ № 46 в 2011 г. затраты на выполнение предписания ОНД Советского района г.Тулы.

Согласно фотографиям, имеющимся в материалах дела, МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» в помещении учреждения установлены три пожарных крана. Однако согласно требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности пожарных кранов в организации должно быть установлено 15 штук, в связи с чем, данное требование не исполнено в полном объеме.

Как следует из технического отчета, выполненного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заземляющие устройства, цепь между заземлителем и заземляемым элементом, сопротивление изоляции электрических проводов и кабелей соответствует требованиям ПУЭ.

Однако нормальные показатели уровня заземления электрических проводов не снимают ответственности руководителя МДОУ № 46 по замене алюминиевых жил электрической проводки на медные, поскольку, согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ от 21.12.1994 г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» не устранены четыре нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании ОНД Советского района г.Тулы, в связи с чем, исковые требования об обязании ответчика произвести указанные работы является обоснованным и соответствующим нормам закона.

    С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание, что нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки учреждения, не устранены в полном объеме, а потому, могут привести к неблагоприятным последствиям, препятствует своевременной эвакуации граждан и своевременному предотвращению опасных факторов в случае возникновения пожара, чем создают угрозу жизни и здоровью людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, суд полагает возможным обязать МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» исполнить комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых образовательным учреждением, по адресу: <адрес>, а именно, провести замену алюминиевых жил электрической проводки на медные, обеспечить содержание светового табло «Выход» в постоянно включенном состоянии, пожарные краны установить в соответствии с требованиями законодательства в сфере пожарной безопасности, план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Вместе с тем, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования частично, отказав прокурору Советского района г.Тулы в части удовлетворения исковых требований незамедлительно, поскольку МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» является муниципальным учреждением, финансирование производится за счет средств муниципального бюджета г.Тулы и денежные средства на выполнение комплекса мер пожарной безопасности не могут быть выделены незамедлительно. При этом, суд подразумевает со стороны ответчика разумность и добросовестность в исполнении возложенных на него Федеральным законом, предписанием ОНД Советского района г.Тулы и указанным решением обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования прокурора Советского района г.Тулы удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» исполнить комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых образовательным учреждением, по адресу: <адрес>, а именно:

- провести замену алюминиевых жил электрической проводки на медные;

- обеспечить содержание светового табло «Выход» в постоянно включенном состоянии;

- пожарные краны установить таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте 1,35 +/- 0,15 м. над полом помещения, и размещать в шкафчиках, имеющих отверстие для проветривания, приспособленных для их опломбирования. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м. от пола. Каждый пожарный кран снабдить пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10,15 м. или 20 м. и пожарным стволом. В здании или частях здания, разделенных противопожарными стенами, применить спрыски, стволы и пожарные краны одинакового диаметра и пожарные рукава одной длины;

- план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий    П.К. Лефаров

Решение вступило в законную силу 15.10.2011 г.