решение суда от 24.01.2011 года по делу № 2-162\11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    24 января 2011 года                                                                          г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

    председательствующего Бездетновой А.С.,

    при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буколовой Веры Степановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,

у с т а н о в и л:

      Буколова В.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

    В обоснование заявленных требований, ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.

Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении такой пенсии, не приняв к зачету в специальный стаж период ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы в детском саду-яслях в Совхозе им. 60-летия ССР.

С выводами ответчика она не согласна, считает, что в указанный период работы она выполняла лечебную деятельность по охране здоровья населения, а потому просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; признать незаконным отказ УПФР в г. Туле в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы в детском саду-яслях в Совхозе им. 60-летия ССР; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица свои требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Морозова А.А. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, просили в иске отказать, в связи с отсутствием у Буколовой В.С. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. При этом представитель ответчика Морозова А.А. ссылалась на то, что наименование учреждения «Совхоз им. 60-летия ССР», наименование структурного подразделения «детский сад-ясли» и наименование должности «сестра-воспитательница» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с положениями подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В силу ч.3 ст.28 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

    Указанный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

    В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При это Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.

    Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Буколова В.С. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности сестры-воспитательницы в детском саду-яслях в Совхозе им. 60-летия ССР.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ указанный период работы истицы не был включен в ее специальный стаж со ссылкой на то, что наименование учреждения «Совхоз им. 60-летия ССР» и наименование должности «сестра-воспитательница» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

    Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя.

Из трудовой книжки истицы Буколовой В.С. усматривается, что в период с 07.02.1884 г. по 14.10.1987 г. она работала в должности сестры-воспитательницы в детском саду-яслях в Совхозе им. 60-летия ССР.

Архивными справками № 1754, № 1975 от 10.12.2009 г. подтверждается наличие в Архивном отделе МО «Ленинский район» лишь приказов о приеме и увольнении истицы (с учетом сообщения Комитета ЗАГС от 24.02.2010 г. № 522 об исправлении фамилии с «Букалова» на «Буколова») с указанной должности соответственно № 7-к от 31.01.1984 г. и № 66-к от 15.10.1987 г., а также расчетно-платежных ведомостей, подтверждающих получение истицей заработной платы в указанный период работы.

Согласно архивной справке № 2298 от 10.12.2009 г. СПК «Сторожевое является правопреемником Совхоза «Имени 60-летия Союза ССР».

Никаких других документов, свидетельствующих о характере работы истицы в спорный период, в том числе должностных инструкций, тарификационных списков, штатных расписаний в архивном отделе не имеется согласно сообщению от 24.12.2010 г. № 1726.

Вместе с тем, как следует из пояснений истицы, именование ее должности как «сестра-воспитатель» работодателем было произведено неправильно, фактически она выполняла работу, соответствующую должности «медицинская сестра».

Объяснения истицы подтвердили также допрошенные в судебном заседании свидетели Дядищева М.В. и Кудинова А.А., бывшие коллеги истицы по работе в яслях-саду в спорный период, пояснившие, что истица фактически выполняла работу медицинской сестры в ясельной группе, работая с детьми с 1 мес. до 3 лет, в ее обязанности входило кормление, введение прикорма детям, пеленание, перед принятием ребенка в группу каждое утро она производила замер температуры, проверяла зев.

Действительно, Постановлением ЦК СМ СССР от 21.05.1959 г. № 558 детские учреждения – ясли и детский сад были объединены в единое дошкольное детское учреждение.

В соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 08.03.1960 г. № 327, было создано дошкольное детское учреждение ясли-сад, в котором воспитывались дети от 2 мес. до 7 лет. Группы комплектовались по возрасту: первая ясельная группа – от 2 мес. до 9-10 мес., вторая ясельная группа – от 9-10 мес. до 1 года 8 мес., третья ясельная группа – от 1 года 8 мес. до 3 лет. На должности медицинских сестер первой и второй ясельной групп назначались лица, окончившие медицинские школы.

Согласно Типовых штатов дошкольных учреждений, утвержденных Приказом Минпроса СССР от 31.12.1971 г. ясельные группы комплектовались медицинскими сестрами и санитарками-нянями.

Из Методических указаний по обслуживанию вновь поступающих детей в ясли, утвержденных Минздравом СССР от 14.09.1951 года, усматривается, что по существу в отношении вновь поступающих грудных детей давались указания по уходу за ними, в том числе, в отношении кормления ребенка, укладывания его спать, наблюдение и работа с ребенком в период его бодрствования, что характерно уходу за грудным ребенком и ребенком до 2 лет.

Сообщением Минобразования РФ от 24.05.2000 г. № 01-58-265/20-5 установлено, что Типовыми штатами дошкольных учреждений никогда не предусматривались должности «сестра-воспитатель», «медсестра-воспитатель» и «групповая медсестра». Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103, в ясельной группе предусматривается должность «медицинская сестра». В группах для детей старше 3 лет должность медицинская сестра не предусматривалась. Помимо медицинских сестер, работающих в группах для детей ясельного возраста, из медицинского персонала Типовыми штатами яслей-садов предусматривались только должности «старшая медицинская сестра» и «патронажная медицинская сестра», в обязанности которых входило обслуживание всех детей данного дошкольного учреждения независимо от того, в ясельной или дошкольной группе они находились.

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в написании наименования должности истицы Буколовой В.С. в спорный период была допущена неточность, ее должность должна правильно именоваться как «медицинская сестра».

Вместе с тем, в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, период работы истицы в должности медсестры с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности сестры-воспитательницы в детском саду-яслях в Совхозе им. 60-летия ССР подлежал включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Буколовой Веры Степановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Буколовой Веры Степановны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы в должности медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы в детском саду-яслях в Совхозе им. 60-летия ССР.

Признать за Буколовой Верой Степановной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Буколовой Вере Степановне досрочную трудовую пению по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий       подпись.

Копия верна.

    Судья                                    А.С. Бездетнова.